Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику квиллинг Квиллинг как средство развития мелкой моторики

Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста – это один из важных аспектов их общего физического и психического развития. Невозможно добиться результативной деятельности в обучении и овладеть элементарными практическими навыками без развития мелких мышц руки. Уровень сформированности навыков мелкой моторики становится показателем успешности ребёнка в разных сферах. Овладение трудовыми, изобразительными, музыкальными и графическими умениями осуществляется только при условии развития навыков мелкой моторики. Кроме того, ребёнок, имеющий высокий уровень её развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, у него высокие интеллектуальные и творческие способности.

В настоящее время у многих детей наблюдается и недостаточное развитие мелких мышц руки. Особенно слабо развита координация движения ведущей руки (т.е. умение держать ручку, карандаш или ножницы в качестве рабочего инструмента), способность детей работать в системе « глаз-рука» (срисовывать, копировать, повторять графические элементы), отсутствует гибкость и точность в выполнении практических действий (неуклюжесть и неряшливость). Это значительно осложняет работу педагогов в начальной школе при обучении детей письму и грамоте, развитию речи и ручному труду. В.А. Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее …». Именно поэтому развитие мелкой моторики руки в старшем дошкольном возрасте имеет первостепенное значение. Данной проблеме уделяли внимание многие учёные, педагоги, врачи и др. специалисты. Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М. Монтессори и др. Они сделали вывод о необходимости предоставления ребёнку максимальных возможностей для развития его мелкой моторики и мускулатуры рук в период наибольшей восприимчивости к развитию движений, то есть от 0 до 6 лет. Доказали необходимость создания предметно-развивающей среды для детей с возможностью постоянного движения пальцами рук. Учёные Л.В. Занков, А. Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др. считают, что нарушения в развитии мелкой моторики или недостаточное развитие её является одним из характерных симптомов умственной отсталости и нервно-психических расстройств. И.А. Грошенков, Т. Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.М. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты пришли к выводу, что правильно организованная работа по развитию мелких мышц руки может стать коррекционной для детей с различными логопедическими проблемами. По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой–Фоминой и Б.И.Пинским, была подтверждена связь между практической и интеллектуальной деятельностью. Исследования педагога-новатора М.М. Кольцовой подтвердили, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» и способствуют умственному и речевому развитию дошкольника. Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех ученых на то, что мелкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Именно мелкая моторика является показателем развития ребёнка.

С ранних лет ребёнка окружает предметная среда. Взаимодействие с ней осуществляется с первых месяцев жизни. Неосознанное наблюдение сменяется целенаправленным процессом изучения отдельных предметов окружающего мира. Хватательные действия, перекладывание из рук в руку, ощупыванием другие манипуляции позволяют развивать мелкие мышцы руки естественным способом. Со временем действия с предметами усложняются, а движения становятся более точными. Ребёнок учится держать чашку, ложку, может работать кисточкой и пластилином. В дошкольном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Дети учатся работать с карандашом, ножницами, координируют глазомер с точностью движений пальцев. У них легко прививаются навыки самообслуживания(Самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки, помогать по дому и т.д.). Кроме того, развивать моторику можно разнообразными способами. Традиционными являются игры с мячом; мелкими деталями (конструктор, вкладыши, собирание природного материала в виде шишек, ракушек и т.п.); шнуровки, пазлы; работа с бумагой, глиной; пальчиковые упражнения и гимнастика. Среди нетрадиционных способов развития моторики можно выделить прикладное творчество. Оригами, тестопластика, квиллинг, вышивка, валяние, форс-айс и т. д. не только выполняют функцию творческого развития личности ребёнка, но и совершенствуют работу мелких мышц руки.

В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой квиллинг. Донателла Чиотти дала следующее определение понятию квиллинг – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. За несколько минут можно получить двух- и трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая один в другой, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности.

В результате изучения литературы было выявлено, что программ по ознакомлению с техникой квиллинг в дополнительном образовании недостаточно, но существует программа С.П. Плотниковой «Искусство квиллинга» Светлана Николаевна считает возможным «при некоторой корректировке методик и содержания деятельности» использовать данную программу в качестве основополагающей. На этой основе я смогла разработать модифицированную программу дополнительного образования детей по направлению «Квиллинг как способ развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» Мой курс рассчитан на 36 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 минут в группах 5-7 человек. Основной принцип обучения от простого к сложному. В ходе обучения раскрываются теоретические вопросы данного вида искусства и практические особенности. К концу обучения дети должны обладать определёнными знаниями и умениями. В течение всего срока обучения проводятся коллективные и персональные выставки детских работ. Квиллинг успокаивает, снимает напряжение и импульсивность, развивает вкус. Он полезен для развития пространственного воображения, фантазии и глазомера. Дети с удовольствием занимаются квиллингом и получают удовлетворение от своей работы.

В итоге рассмотрения вопроса о значении и развития мелкой моторики можно сказать, что работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно и систематически. Ей необходимо уделять внимание и дома, и во время специально организованных занятий, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Одним из таких является квиллинг. Задания должны приносить ребёнку радость. Главное – научить его сочетать приятное с полезным!


Ольга Шарипова
Техника «квиллинг» как способ развития мелкой моторики и речи старших дошкольников

ТЕХНИКА «КВИЛЛИНГ » КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга ».

И. П. Павлов.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении в школу : возникают проблемы в развитии интеллекта и речи , в обучении письму, что в свою очередь может привести не только к затруднениям в усвоении программного материала, но и к повышенному уровню тревожности ребенка.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Ученые доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. На кончиках детских пальчиков находятся нервные окончания, которые способствуют передачи огромного количества сигналов и импульсов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом . Практика показывает, что у 80% детей, имеющих патологию речи , наблюдаются низкие показатели развития общей моторики и моторики рук . В дальнейшем это сказывается на отношении к обучению в школе. Как же сделать пальчики ловкими и проворными, а речь чистой? На помощь приходит замечательная техника под названием «квиллинг » .

Я, как и любой педагог, работающий с дошкольниками , хочу, чтобы мои воспитанники, став учениками, не испытывали серьезных затруднений в обучении, с радостью ходили каждый день в школу, красиво писали, чисто и грамотно говорили, именно поэтому мною был организован кружок «Волшебный завиток» , целью работы которого стало развитие мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг » .

Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи :

Познакомить детей с новым видом бумажного конструирования – «квиллингом » , научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции.

Через занятия квиллингом повысить уровень развития мелкой моторики , речи , мышления, внимания, памяти, творчества.

Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

«Квиллинг » бумагокручение, бумажная филигрань техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. При помощи этой техники можно создавать как незамысловатые узоры, так и сложные многомерные картины. В любом случае, особенность квиллинга заключается в том , что насколько сложной бы ни была картина, выполненная в этой технике , она все равно будет смотреться чрезвычайно легко, воздушно и невесомо.

Занятие квиллингом как творчеством пришло к нам из Европы. Благодаря своей незамысловатости и утонченности, квиллингом занимались знатные дамы, которые могли позволить себе коротать часы досуга за этим модным, но очень дорогим занятием. Сегодня квиллинг доступен всем , является своеобразным самодельным конструктором. В умелых руках тонкие бумажные полоски превращаются в картины, открытки, упаковки подарков, детали интерьера. Техника «квиллинг » не такая и сложная, как это может показаться на первый взгляд, и очень нравится детям. Интересно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Для работы необходимы двусторонние цветные бумажные полоски шириной от 3 до 7 мм, палочка с расщелиной на конце для их скручивания, клей, салфетка, клеенка, ножницы, линейка, карандаш и основа для композиции. Обучение проходит более эффективно при условии систематической и последовательной работы с детьми, постепенного усложнения уровня выполнения работ и привлечения родителей.

Работу с детьми по обучению квиллингу я начала со старшей группы , распределив деятельность на несколько этапов. Сначала познакомила детей с инструментами и бумагой для квиллинга . В качестве инструмента для скручивания бумаги мы взяли зубочистки (в дальнейшем, видя заинтересованность родителей, с их помощью приобрели специальный инструмент для квиллинга , для приклеивания мелких деталей использовали пинцет. Бумагу приобретали в готовом виде, но иногда и нарезали сами. На последующих этапах проходило знакомство со способами выполнения основных форм в технике «квиллинг » . Заключительным этапом стало изготовление объемных композиций.

Работу с детьми в технике бумагокручения мы начинали с изображения эскиза композиции, затем с помощью зубочистки или тонкой палочки с расщелиной изготавливали роллы. Существуют три основные формы квиллинга : «тугой круг» , «свободный круг» , «капля» , полоска бумаги при этом скручивается в спираль, затем из нее изготавливаются базовые элементы. Всего насчитывают 15 базовых элементов, но принцип остается тем же : скручиваем, прищипываем, используя свою фантазию. Отрадно то, что всегда можно самим придумать новые элементы, ограничений в использовании этой техники нет .

В начале знакомства с выполнением форм достаточно научить выполнять «тугой круг» и «свободный круг» , а чтобы такие однообразные действия не наскучили дошкольникам , мы объединяли готовые формы в коллективные композиции, например, «Божьи коровки на цветке» , «Новогодняя елочка в гирляндах» и пр., и только освоив данную форму, приступали к следующей. Освоив несколько форм, дети начали изготавливать поделки по образцу.

Работы, выполненные в технике «квиллинг » , в дальнейшем используются детьми в качестве украшений интерьера группы, в сюжетно-ролевых играх (например, как угощение : торты, конфетки и др., как дидактический материал для математических игр.

В. А. Сухомлинский говорил : «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли». По мере освоения данной техники руки моих воспитанников приобрели уверенность, гибкость, точность, пальчики стали ловкими и проворными, словарный запас значительно пополнился, в том числе, и за счет включения в речь лексических единиц по данному направлению.

Организуемый мною в рамках кружка вид деятельности оказал значительное влияние и на личностное развитие детей : у них сформировались такие качества как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость и аккуратность, взаимопомощь. Кроме того, квиллинг открыл для моих воспитанников путь к творчеству, пробудил их фантазию и художественные способности , предоставил возможность реализовать свои творческие идеи.

Литература

Рогозина Т. М. Город мастеров. – М.: Академкнига/учебник, 2013 г.

Развитие мелкой моторики посредством квиллинга у детей

Руки учат голову, затем поумневшая голова

учит руки, а умелые руки снова способствуют

развитию мозга

И.П. Павлов

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика?

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Мелкая моторика - это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным - важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, иностранными языками, развития первоначальных навыков письма. Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учённых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев.

За время моей многолетней работы и я заметила у детей, которые много рисовали, лепили, занимались аппликацией и конструированием заметные успехи в учебе. Много лет назад я заинтересовалась квиллингом и в свою очередь, стала прививать и своим воспитанникам интерес к этой технике. Дети, со свойственным им интересом и энтузиазмом взялись за новое им дело, а я решила провести эксперимент. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

История квиллинга

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14-начале 15 века. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. Квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. В современных условиях бумага приобретает новое звучание, ей можно работать в разных техниках. Работа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Итак, я задалась целью приобщить и своих воспитанников к квиллингу. Но одно дело заниматься квиллингом взрослому человеку, и совершенно другое - детям, ведь им придется объяснять вещи, очевидные для взрослого. С чего начать?

Техническое оснащение занятий и инструменты для квиллинга

Для занятий необходимо иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Подробнее:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Не будет лишним заметить, что работа с колющими и режущими предметами очень травмоопасна и я перед занятиями всегда провожу инструктаж по технике безопасности. Чтобы избежать травматизма на занятиях я заменила шило на обычный стержень.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. они могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением. В своей работе с бумагой мы предпочитаем обходиться без пинцета.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы я использую острые ножницы, а детям предлагаю работать с ножницами с закругленными концами

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

Техника квиллинга

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик стержня. Но не всем детям это удобно и они предпочитают крутить без него, иные предпочитают зубочистки. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Таким образом дети подушечками пальцев чувствуют, однородно ли формируется рулон, и вовремя могут скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После этого бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Мы используем с детьми в работе готовые ячейки разных размеров. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию дети всегда сами могут придумать новые элементы квиллинга.

Бумага для квиллинга

Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то можно пропустить листы цветной двусторонней бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарезать канцелярским ножом. Естественно, что этот процесс я оставляю для себя. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще нужно помнить один важный момент при выборе бумаги. Если мы сами делаем полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

Вот такое чудо – квиллинг.

Мы с детьми с воодушевлением взялись за творчество, сколько интересных идей для применения этой техники они нашли. Это и изготовление открыток к праздникам, и оформление стенгазет с элементами квиллинга, и создание композиций, поделок и многое другое. Создавая свой мир из бумаги, ребенок становится созидателем нового, необычного, раскрывает свою душу, делится сокровенным.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Моя работа имеет нравственно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Она предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Тематику занятий мы выбираем совместно с детьми с учетом их интересов, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы я учитываю темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе, учитываю индивидуальные особенности и заинтересованность. В своей работе я наиболее часто использую индивидуальный подход: более сильным детям поручаю более сложные задания, менее подготовленным-задания попроще. Главное - не упустить заинтересованность детей, поощрять их, грамотно направлять. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, вселить в него уверенность.

В процессе работы дети постоянно экспериментируют с различными материалами, формами, цветом, композицией.

Формы и методы:

Во время своих занятий я использую различные формы их проведения: традиционные, комбинированные, практические занятия, праздники, конкурсы, выставки, мастер-классы и другие.

А также различные методы: методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

Дети остаются детьми и им важно поощрение и признание как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. С этой целью мы организовываем:

1.Составление альбома лучших работ.

3.Участие в выставках детского прикладного творчества в рамках нашей школы.

В своей работе я использую такие пособия, как «Искусство квиллинга» А. Зайцевой, «Узоры и мотивы из бумажных лент» Д. Дженкинс, «Популярный квиллинг» У. Хелен

В процессе проведения эксперимента я и мои коллеги заметили:

Эффективно развивается тонкая моторика руки. Уровень развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук становится более целенаправленным.

Значительно улучшились показатели развития речи, мышления, памяти, внимания, связной речи.

В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения. У воспитанников формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно. В процессе коллективных занятий у детей сформированы простейшие навыки совместной работы: дети ждут друг друга, уступают место, замечают действия соседа и помогают друг другу, дают рекомендации в выборе цвета, композиции, переживают за неудачи, радуются общим успехам.


Таким образом, я пришла к выводу, что техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе. В дальнейшем я планирую совершенствовать работу в этом направлении, а также использовать и другие техники для развития мелкой моторики, эстетического вкуса и навыков коммуникативности, привлечь к нашим занятиям родителей, организовать клуб любителей квиллинга на базе нашей школы.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Воспитатель
Кочеткова Г.В.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Продуктивная деятельность детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.
Продуктивная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.
В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В процессе продуктивной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.
Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др.
На занятиях по художественному творчеству осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Этот процесс вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ.
Исходя из выше изложенного, ставится цель изучения данной проблемы:
определить наиболее эффективные приемы развития способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить психолого-педагогические источники по особенностям ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством – квиллинг(бумагопластика).
Способствовать формированию представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве - квиллинг. Ознакомить с техникой выполнения квиллинга. Ознакомить слушателей с опытом ДОУ в данном направлении.
Разработать систему (Программу) работы по формированию у дошкольников декоративно-творческих способностей.
Апробировать систему на практике.
Определить эффективность разработанной системы занятий.
Исходя из поставленных задач, составлен план по теме самообразования.
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

- изучение научной, методической литературы,
- посещение лекций, семинаров,
-проведение мастер классов для педагогов и родителей.
- анализ и обобщение теоретических данных,
II этап (практический)
-составление программы «Квиллинг (бумагопластика)для детей дошкольного возраста».
- внедрение в практику полученных теоретических знаний,
- апробация программы.
III этап (обобщающий)
-обобщение опыта работы по теме самообразования,
- диагностика и анализ результатов работы.
I этап (информационно-ознакомительный)
Проанализирована методическая литература по теме самообразования:
Книга: "Забавные фигурки делаем из гофрокартона" Авторы: Л. В. Курочкина, Т. В. Щур, А. А. Ургард - мастера студии "Милое дело". Редактор: Деревянко Т.
Узоры из бумажных лент - Уолтер Хелен
Анна Зайцева: Квилинг: новые идеи для творчества.
Юртакова А., Юртакова Л.: Квилинг: создаем композиции из бумажных лент
Новикова И.В.: Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками
Шилкова Е.А.: Квиллинг: поделки из бумажных лент
Изучен передовой опыт (знакомство с методической литературой, статьями в СМИ, интернете)

Разработаны консультации для педагогов и родителей по теме самообразования:
Тема: «Значение техники квиллинг для умственного и эстетического
развития »
Принято участие в работе семинаров, конференций, педсоветов ДОУ с проведением мастер- классов.
Проведены с детьми ознакомительные занятия по квиллингу с показом презентаций.
Анализ работы по теме самообразования
Проаназизаровав литературу, изучив технику бумагопластика («квиллинг), были проведены мастер – классы для родителей и педагогов.
.
Познакомив детей с техникой декоративно прикладного искусства «квиллинг» накоплен определенный опыт работы по теме самообразования.
С учетом особенностей нашей возрастной группы (вторая младшая) данное декоративно-прикладное искусство – квиллинг, очень заинтересовало детей.
Дети рассматривали картины созданные педагогами, презентацию.
С помощью педагога дети научились скручивать полоски, а затем выкладывать небольшой узор. Итогом работы с детьми получилась коллективная работа.
В следующим учебном году планируется продолжить работу по самообразованию по данной теме, что позволит более глубоко изучить данную проблему, накопить опыт обучения техники «квиллинг» дошкольников используя современные приемы и методы.
С этой целью намечены следующие мероприятия на следующий учебный год:
Составление и апробация программы



Тема: «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
II этап (практический)
составление программы «Квиллинг(бумагопластика)для детей дошкольного возраста».
внедрение в практику полученных теоретических знаний,
апробация программы.
Мероприятия:
Работа с родителями - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
Участие в работе семинаров конференций, педсоветов - Консультации для педагогов, выступление с докладами
Обмен опытом - Открытый показ и посещение открытых занятий
Подведение итогов работы - Диагностика и анализ результатов


Программа работы по теме самообразования для детей средней группы
(На первое полугодие.)
«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
Разрабатывая программу для детей дошкольного возраста, по нашей теме самообразования, мы стараемся обеспечить, построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное. Поэтому занятия по квиллингу мы будем проводить 2 раза в месяц (по подгруппам).
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.
Задачи программы:







ПЛАН.
Сентябрь
1.Знакомство с бумагой для квиллинга
-познакомить детей с историй квиллинга (показ презентации)
-показать готовые изделия.
2.Знакомство с бумагой и инструментами для квиллинга
-заинтересовать детей
-начинать учить скручивать колечки.
Октябрь
3.Формы для квиллинга.
-продолжать учить детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия
4. Формы для квиллинга.
- познакомить детей с формой листик, совершенствовать технику
Ноябрь
5. Составление узора «снежинка»
-показать детям снежинку из квиллинга
-начать делать заготовки для снежинки
6. Составление узора «снежинка» (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки
-формировать у детей желание делать аккуратно
Декабрь
7. Составление узора «снежинка» (продолжение)
-подготовить с детьми основу для снежинки
-выложить на ней снежинку и объяснить детям как склеиваться детали между собой
8. Составление узора «снежинка»(продолжение)
Окончательное оформление открытки

В нашей группе темой самообразования является «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста». В течение первого полугодия нами проводились занятия с детьми среднего возраста один раз в две недели (учитывая нагрузку детей и режим дня).
За данный период целями которого были следующие задачи:
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Создание условий для позитивного восприятия ребенка окружающего мира;
Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.
С поставленными задачами справились не все дети в группе, поскольку небыли учтены индивидуальные особенности детей, такие как внимание, память, усидчивость, развитие дифференциальных движений кистей рук, особенности психического и физического развития.
Однако у большинства детей занятие бумагой пластикой вызвало огромный интерес.
Учитывая индивидуально – личностный подход к каждому ребенку, с некоторыми детьми проводились дополнительные занятия в индивидуальном порядке.
Все дети в группе к концу полугодия были познакомлены с техникой»квиллинг».
В целом все дети в группе освоили две формы для бумагокручения
(колечко и листик).

Для выявления эффективности темы самообразования, по итогам первого полугодия, проанализировав работы детей и их возможности мы составили следующую диаграмму.
Мы, остановились, как считаем на наш взгляд на двух критериях.



Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1

Считаем, что целесообразно продолжить работу по выбранной теме самообразования.
Программа работы по теме самообразования для детей средней группы
(На второе полугодие)
«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
Продолжая работу по теме самообразования, цель программы остается.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.
Задачи второго полугодия:
Совершенствовать навыки работы с бумагой.
Продолжать обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать у детей творческую разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.
Продолжать формировать умения следовать устным инструкциям.
Развивать способности эстетического и художественного восприятия;
Продолжать создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать ВПФ.
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Продолжать воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.
На основе искусствоведческих и психолого - педагогических исследований нами была разработана серия занятий, способствующих развитию эстетического развития ребенка.
В основу легли следующие принципы:
поэтапность (от простого к сложному).
сочетание техник.
использование инновационной техники.
План работы.
Январь.
9. Формы для квиллинга.
-совершенствовать умение детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия.
Февраль.
10.Формы для квиллинга.
-продолжать знакомить детей с новыми формами для квиллинга.
11. Составление композиции «Цветок для мамы».
- показать детям открытку из квиллинга в подарок маме, и начать делать заготовки для нее.
(работа ведется подгруппами и индивидуально, в зависимости от уровня умения ребенка)
-начать делать заготовки для открытки.
Март
12. Составление композиции «Цветок для мамы». (продолжение).
-подготовить с детьми основу для открытки
-выложить на ней цветок и объяснить детям как склеиваться детали между собой.
13. Составление коллективной композиции.
-начать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-формировать у детей желание делать аккуратно.
Апрель
14. Составление коллективной композиции. (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-формировать желания делать аккуратно.
15. Составление коллективной композиции (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-собирать из деталей цветы и листочки.
Май.
16.Составление коллективной композиции (окончание)
-Окончательное оформление композиции
Анализ работы по теме самообразования.
Поскольку развивающие функции продуктивной деятельности (а техника « квиллинг» относится в продуктивной деятельности детей) связана с широким спектром способностей, умений и навыков. Она развивает у детей способность к длительным волевым усилиям, которые направлены на достижение цели; развивает воображение, образное мышление, способность соотносить целое и части.
Во втором полугодии были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, поэтому проводились индивидуальные занятия с детьми.
С детьми проводились предварительные беседы со всей группой, а основная работа велась небольшими подгруппами детей.
Занятие бумагой пластикой продолжает вызывать интерес детей.
Все дети в группе к концу года освоили технику квиллинга.
Дети стали самостоятельно или с помощью педагога, создавать эти формы и небольшие композиции.
Нами выявлены некоторые особенности усвоения детьми выразительных средств и эстетического развития детей с помощью нашей серии занятий:
у детей, не отдающих предпочтение продуктивными видам деятельности, возникает интерес к техники «квиллинг».
детей привлекает простота создания картин.
разнообразие техники и их новизна стимулирует фантазиюдетей, развивает их воображение и их творческие способности,способствует формированию выразительных образов.
Детям очень важен конечный результат, особенно если продукт творчества можно забрать домой, в изготовлении которого они принимали участие.
Диагностика результатов за год(таблица 2):
(в диаграмме используется количество детей по списку 24 ребенка)
1.Интерес ребенка к данному виду творчества.
2.Степень умения и навыка ребенка (получается или нет)
Таблица 2(данные по итогам года)

Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1(данные за 1 полугодие)

Анализ результатов темы самообразования позволяет сделатьвывод, что результаты сравнения показываютзначительное повышение уровня эстетического развития в инновационной технике «квиллинг» у детей среднего дошкольного возраста.На конец года работы детей характеризуютсяболее совершенным мастерством, более аккуратными, правильным расположением композиции. Дети больше проявляли творческий интерес, более самостоятельно действовали, активно используя новую технику, правильно передавали форму и пропорции предметов, использовали большой спектр цветов.
По результатам темы самообразования можно сделать следующие выводы:
Проведенное исследование показало эффективность серии занятий по бумагопластики с детьми с целью умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, которое направлено на возникновение интереса у детей к деятельности, формирование разнообразных знаний и представлений о новом виде продуктивной деятельности..
В проведенном исследовании проверены педагогические условия совершенствования
Разработанная нами серия занятий проходила поэтапно - от простого к сложному.
на занятиях была создана эмоционально благоприятная,творческая атмосфера, способствующая формированию иразвитию интереса к процессу бумагопластике.
детям будет предоставлен выбор материалов способствующих формированию интереса к работе и результату.
в цикле занятий введена нетрадиционная техника, для дошкольного учреждения – бумагопластика (квиллинг)направленная на формирование умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи, поставленные в тема самообразования, решены, занятия по бумагопластике оказывают положительное влияние на формирование умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Мы планируем продолжить работу по данной проблеме
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста по организации продуктивной деятельности в процессе занятие бумагопластикой (квиллингом).
По результатам проведенногоисследования, наглядно продемонстрировавшим, что бумагопластика представляет собой одно из наиболее привлекательных и доступных видов работ в дошкольном возрасте, можно сделать следующий вывод:
Продуктивная деятельность является сложной, многовидовой, многооперациональной художественно-трудовой деятельностью, она содержит потенциальный эффект воздействия на художественное, трудовое воспитание, развитие познавательной и творческой активности детей.
Поэтому можно рекомендовать воспитателям:
Использование нетрадиционных техники квиллинг
(бумагопластика) которые несут в себеэлементыхудожественной
оригинальности, нестандартности мышления и исполнения, обладают большим потенциалом по формированию у детей положительного отношения к изобразительной деятельности, удовлетворению их потребности в самовыражении, развитию их познавательных и творческих способностей, развитию выразительности в работах детей.
В процессе продуктивной деятельности в ходе специально
организованной работы с детьми среднего дошкольного возраста
станет доступным создание выразительных образов, развитию которых способствует освоение специфических средств выразительности: стилизованность изображения, правильное расположение композиций, декоративность колорита, техничность приклеивания элементов.
Повышению уровня умственного и эстетического развития детей
дошкольного возраста способствует работа в различных техниках, в том числе и техника бумагопластики, дети осваивают новые способы создания выразительных образов, учатся сочетать разные техники в одной работе.
Надо формировать эстетическое восприятие детей способом
отражения действительности, обусловленным назначением изделий, особенностями материалов, техники исполнения и характерными средствами выразительности.
Формирование и совершенствование, эстетического восприятия и
умственного развития у дошкольников должно осуществляться поэтапно в процессе специально организованного обучения.
Рекомендуемые методы в работе с детьми по направлению бумагопластики
Использование мультимедийного оборудования (показ презентаций)
словесность и наглядность инструкций
индивидуальный подход
рассматривания и обсуждения композиций иллюстраций и наглядного материала,
выполнение творческих заданий, которые хорошо зарекомендовали себя в экспериментальной работе.

nailclients.ru - Сайт о косметологии