Ограничение совместной работы близких родственников или свойственников. Бюджетный учет

Моя супруга работает заместителем начальника муниципального учреждения, но не является при этом муниципальным служащим. В учреждении есть вакантная должность специалиста, которая также не относится к муниципальной службе. На имя начальника учреждения я подал заявление о приеме на работу и получил отказ в трудоустройстве. Аргументировали мне отказ тем, что я буду находиться в прямом подчинении своей супруги, а это запрещено действующим законодательством, так как провоцирует возникновение конфликта интересов.

Я знаю, что совместная работа близких родственников ограничена для чиновников, но почему эти ограничения применяются к обычным работникам?

Работодатель не прав, совместная работа близких родственников ограничена федеральными законами для определенных категорий работников. Распространять данные ограничения на всех подряд неправомерно, это может привести к нарушению .

Справочно. Действовавший ранее Кодекс законов о труде Российской Федерации в статье 20 устанавливал ограничения на совместную работу родственников. Норма звучала так: “Запрещается совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому”.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) аналогичных запретов не устанавливает. Напротив, статья 3 ТК РФ говорит, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах в зависимости от семейного положения. Ограничения трудовых прав допускаются исключительно в интересах государства и устанавливаются ТК РФ или федеральными законами. В рассматриваемом случае отказ работнику в трудоустройстве связан не с его деловыми качествами, а с его семейным положением. Сам факт прямого подчинения на работе супругов не может быть препятствием для их трудоустройства. Данное обстоятельство должно быть прямо предусмотрено действующим законодательством.

Совместная работа близких родственников ограничена:

  • государственным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  • муниципальным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
  • Федеральный закон «О противодействии коррупции» ограничивает совместную работу близких родственников с следующих учреждениях:
  • в государственных корпорациях;
  • в Пенсионном фонде Российской Федерации;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
  • в публично-правовых компаниях;
  • в Фонде социального страхования РФ;
  • в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов.

Важно знать! Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” дает право распространять ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы на отдельные категории работников (ст.ст. 12.2, 12.4). Сферы деятельности и категории работников устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами.

Надо признаться, что отслеживать нормативные правовые акты, устанавливающие ограничения на совместную работу близких родственников достаточно неудобно, но необходимо, дабы не стать объектом внимания правоохранительных органов.

В качестве примера. Минобрнауки России утвержден приказ от 28.10.2015 № 1227 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей». Перечень должностей работников утвержден приказом ведомства от 13 сентября 2013 г. N 1070. И под действия ограничений и запретов попадают, например, в организациях дополнительного образования руководитель (директор, заведующий, начальник) и главный бухгалтер.

Аналогичные нормативные правовые акты имеются у Минздрава России, Минкультуры России, Минспорта России и других министерствах и ведомствах.

Совместная работа близких родственников может быть запрещена?

Мнение о том, что совместная работа близких родственников в одном учреждении запрещена, очень распространено и часто становится причиной отказа соискателям в трудоустройстве. Полагаем, что работодатели неверно трактуют действующее законодательство и проводят аналогии закона, а это неправильно. Но для построения объективной картины необходимо сказать, что возможно такие ограничения рано или поздно придут в государственные и муниципальные учреждения.

Еще в январе 2015 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект федерального закона, предполагающий внесение изменений в Федеральный закон « ». Закон предлагалось дополнить статьей о запрете совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или его обособленном подразделении. Изменения предполагали запретить работу физических лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данный законопроект второй год находится на рассмотрении, будут или нет приняты изменения, покажет время. Но даже в случае их принятия будут действовать исключения из правил.

Совместная работа близких родственников будет возможна в учреждениях социальной направленности (образование, медицина, культура), расположенных в сельской местности. Связано это, видимо, из-за скудности кадров на селе.

Подводя итог
Работа близких родственников или свояков может быть ограничена только федеральными нормативными правовыми актами. В каждом конкретном случае необходимо внимательно изучать нормативные акты федеральных органов, регламентирующих деятельность в той или иной сфере.

О совместной работе родственников в бюджетных учреждениях

Новый виток интереса в новом году получила тема запрещения совместной работы родственников в одной и той же государственной или муниципальной организации.
Показать полностью…
Изначально проект федерального закона № 700152-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" (в части усиления мер противодействия коррупции в государственных и муниципальных организациях) был внесен на рассмотрение в ГосДуму в январе 2015 года, где до сей поры и пребывает на стадии подготовки к 1 чтению (последнее событие - от 6 октября 2016 г. - назначить ответственным Комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции).
Этот проект был подготовлен депутатами партии "Справедливая Россия" VI созыва в целях усиления борьбы с коррупцией в государственных и муниципальных организациях. Одним из способов борьбы с коррупцией депутаты считают законодательное закрепление запрета совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (за исключением соответствующей работы в сельских населенных пунктах).
В качестве меры ответственности за нарушение запрета предлагается увольнение руководителя организации в связи с утратой доверия.
Мотив для принятия данного законопроекта, по мнению депутатов - широкое распространение на практике коррупционных схем с участием близких родственников руководства государственных и муниципальных организаций - "коррупционный семейный бизнес на базе государственной или муниципальной организации и за счет бюджетных средств" - подчеркивают парламентарии.
По мнению правового управления ГД, проектируемое положение требует внесения корреспондирующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
С 1918 года "родственный фильтр" был нормой трудового права СССР.
Впервые степень родства, препятствующая "семейному подряду", была конкретизирована в Декрете СНК в 1922 году. До 1 февраля 2002 года КЗоТ РФ запрещалась совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) , если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Нарушение правил приема или оставления на службе в разное время влекло различные наказания вплоть до уголовного преследования, в т.ч. лишения свободы.
Часть ограничений из советского перешла в российское законодательство: недопустимость непосредственной подчиненности и подконтрольности родственников по службе предусмотрены в ряде федеральных законов, в том числе о муниципальной и государственной гражданской службе, полиции, прокуратуре, СКР, а также о статусе судей РФ.
В настоящее время ТК РФ не содержит каких-либо ограничений по совместной работе родственников в одной организации.

Запрещается совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери,

а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана

с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В необходимых случаях исключения из этого правила могут устанавливаться

Советом Министров Российской Федерации. (в ред. Закона Российской Федерации

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Комментарий к статье 20 КЗоТ РФ

§1. Трудовое законодательство ограничивает возможность совместной службы

близких родственников, свойственников только на государственном или муниципальном

предприятии. Такое ограничение может иметь место, если:

1) они по роду своей деятельности относятся только к категории служащих,

т.к. на рабочих и младший обслуживающий персонал эти ограничения не распространяются;

2) они работают на таких должностях, которые именно связаны с непосредственной

подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

§2. Однако законодательством устанавливаются для отдельных категорий

работников изъятия из правила об ограничении совместной службы родственников.

Перечень работников предприятий, учреждений и организаций, в отношении

которых могут допускаться исключения из правила об ограничении совместной

службы родственников, предусмотренного ст. 20 КЗоТ, утв. Постановлением Совета

1972, N 22, ст. 153; 1973, N 11, ст. 51; N 13, ст. 75; 1981, N 29, ст. 186;

САПП, 1993, N 42, ст. 4007).

В данный Перечень включены:

1. Работники, занимающие непосредственно подчиненные или подконтрольные

должности по выборам.

2. Специалисты сельского хозяйства, работающие в совхозах и других государственных

сельскохозяйственных предприятиях и организациях, а также в научно-исследовательских

учреждениях по сельскому хозяйству, расположенных в сельской местности.

3. Работники линейных предприятий железнодорожного транспорта, а также

работники строительно-монтажных и мостостроительных поездов, механизированных

колонн и других передвижных формирований дорожных, строительно-монтажных и

специализированных трестов железных дорог бывшего Министерства путей сообщения,

кроме главных бухгалтеров и кассиров этих предприятий и организаций.


4. Работники эксплуатационных предприятий и организаций.

5. Врачи лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений

здравоохранения.

6. Педагогические работники, преподаватели, библиографы и библиотекари

во всех учебных и воспитательных учреждениях.

7. Артисты, художники и музыканты государственных театров, художественных

коллективов и студий.

8. Работники научных учреждений Академии наук СССР (в настоящее время

Российской Академии наук), находящиеся в районе Крайнего Севера и местностях,

приравненных к районам Крайнего Севера, а также работники некоторых других

учреждений Академии наук СССР (Российской Академии наук).

9. Работники сетевых организаций Главного управления гидрометеорологической

службы при Совете Министров СССР (соответствующего российского органа), а

также работники предприятий и научно-исследовательских учреждений гидрометеорологической

службы, расположенных в населенных пунктах Заполярья, в таежных, высокогорных

и пустынных районах и на островах.

10. Работники полевых геологических экспедиций, партий, отрядов и участков.

11. Работники органов Государственного комитета стандартов Совета Министров

СССР (в настоящее время соответствующего российского органа) на местах, осуществляющие

государственный надзор за стандартами и измерительной техникой.

12. Специалисты лесного и водного хозяйства, работники просвещения, медицинские

работники, работники культурно-просветительных учреждений, работники предприятий

розничной торговли и общественного питания потребительской кооперации, работающие

в сельской местности.

13. Работники дорожных организаций, осуществляющих эксплуатацию автомобильных

дорог общего пользования, кроме главных бухгалтеров и кассиров этих организаций.

14. Работники плавающего состава судов речного флота и работники эксплуатационных

предприятий и организаций речного транспорта (за исключением управлений пароходств)

Министерства речного флота РСФСР, кроме главных бухгалтеров и кассиров этих

предприятий и организаций.

15. Работники строительно-монтажных и мостостроительных поездов, механизированных

колонн и других передвижных специальных строительных формирований Министерства

транспортного строительства соответствующего российского органа, кроме главных

16. Работники строительных, строительно-монтажных и других специализированных

управлений и участков, осуществляющих строительство магистральных трубопроводов

и обустройство нефтяных и газовых месторождений, находящихся в районах Крайнего

Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, кроме главных

бухгалтеров и кассиров этих организаций.

17. Работники прудовых и озерных рыбоводных хозяйств, рыбоводных заводов,

нерестово-вырастных хозяйств и рыбопитомников, кроме главных бухгалтеров и

кассиров этих предприятий.

18. Землеустроители местных органов Государственного комитета РСФСР по

земельной реформе.

19. Работники национальных природных парков, кроме главных бухгалтеров

и кассиров этих организаций.

Лица, принятые на службу с нарушением установленных правил об ограничениях

совместной службы родственников, а равно лица, ранее принятые на службу, оставление

которых на работе противоречит названным правилам, подлежат переводу (с их

согласия) на другую работу или увольнению с нее (см. комментарий к ст. 254

Разработаны новые механизмы борьбы с коррупцией в государственных и муниципальных организациях. Соответствующий законопроект , подготовленный депутатами Сергеем Мироновым, Николаем Левичевым и Виктором Шудеговым , внесен в Госдуму.

Предлагается обязать государственные и муниципальные организации и их обособленные подразделения не допускать перечисления финансовых средств таких организаций организациям, руководители (их заместители) или главные бухгалтеры которых состоят в близком родстве с руководителями (их заместителями) или главными бухгалтерами организации, перечисляющей средства. При этом к близкими родственникам отнесены родители, супруги, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также братья, сестры, родители, дедушки, бабушки, дети супругов и супруги детей.

Кроме того, предполагается законодательно закрепить запрет совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Такой запрет планируется ввести в действие по истечении одного года со дня официального опубликования федерального закона. При этом запрет не будет распространяться на лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, в период их совместной работы в государственных или муниципальных образовательных организациях, библиотеках, организациях культуры, медицинских и фармацевтических организациях (или их обособленных структурных подразделениях), расположенных в сельских населенных пунктах.

В случае одобрения законопроекта нарушение указанных запретов будет приводить к увольнению руководителя государственной или муниципальной организации или ее обособленного подразделения в связи с утратой доверия.

Необходимость внесения предлагаемых поправок авторы проекта связывают с широким распространением на практике коррупционных схем с участием близких родственников руководства государственных и муниципальных организаций. "Такие условия способствуют развитию коррупции и формированию на базе государственной или муниципальной организации и за счет бюджетных средств "коррупционного семейного бизнеса", – подчеркивают парламентарии.

Обратите внимание!

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» вступил в силу 24 января 2016 г. В связи с этим читайте:

Журнал "Я -специалист по кадрам" №17, 2016 г.

Журнал "Я- специалист по кадрам" № 20, 2015 год

Журнал "Я - специалист по кадрам" №1, 2016 год

При приеме на работу кадровые работники должны помнить, что совместная работа близких родственников ограничена законодательством. Из предлагаемого комментария специалисты кадровой службы узнают о том, что:

- совместная работа близких родственников запрещена только на определенных должностях, причем как при временной работе, так и при совместительстве;

- такой запрет может применяться не только в государственных, но и в частных организациях;

- существует ответственность за несоблюдение ст. 27 Трудового кодекса РБ (далее - ТК).

В ней имеется ряд юридико-технических недостатков. В частности, название и содержание должным образом не увязаны взаимно. Так, в названии речь идет об ограничении, а в содержании - о запрете. Противоречие между названием и содержанием состоит в том, что в названии говорится только о родстве (родственниках), а в содержании - и о родстве, и о свойстве.

Совместная работа запрещается только на определенных должностях

Совместная работа ближайших родственников и свойственников при их непосредственной подчиненности или подконтрольности запрещена не на любых должностях, а только на перечисленных в ст. 27 ТК:

Руководителя государственной организации;
- руководителя обособленного (а не обычного структурного) подразделения государственной организации;
- главного бухгалтера (его заместителей);
- кассира.

Работа, указанная в ст. 27 ТК, не допускается как при постоянном, так и при временном ее характере, а также при совместительстве.

Наименование должности руководителя организации: генеральный директор, директор, управляющий, заведующий и т.д., правового значения в данном случае не имеет.

Кому не запрещено работать совместно

Под запрет ст. 27 ТК не подпадают:

Заместители руководителя организации;
- заместители руководителя обособленного подразделения, руководители обычных структурных подразделений;
- рядовые бухгалтеры.

Пример 1

Будут правомерными, в частности, такие комбинации совместной работы супругов: первый руководитель организации и его заместитель, руководитель организации и начальник отдела кадров, главный бухгалтер и рядовой бухгалтер, любой рядовой бухгалтер и кассир.

О заместителе руководителя

Под заместителями руководителей понимаются заместители, чьи должности именно в этом качестве указаны в штатном расписании.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей (п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32, далее - ЕКСД).

На заместителя руководителя организации (обособленного, структурного подразделения) возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения).

Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя.

Обособленное структурное подразделение

Обособленными структурными подразделениями юридического лица являются представительства и филиалы, расположенные вне места его нахождения.

Представительства осуществляют защиту и представляют интересы юридического лица, совершают от его имени сделки и иные юридические действия.

На филиалы возложены все или часть функций юридического лица, в т.ч. представительские (ст. 51 Гражданского кодекса РБ, далее - ГК).

Представительства и филиалы должны быть указаны в Уставе создавшего их юридического лица.

Пример 2

Возложение на одного из заместителей, который является супругом главного бухгалтера, обязанностей руководителя государственной организации на период его отпуска или болезни будет противозаконным.

Порядок определения непосредственной подчиненности

Подчиненность (подконтрольность) для близких родственников и свойственников определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников.

Непосредственная подчиненность (подконтрольность) близких родственников в государственных организациях не допускается и при работе по совместительству (часть третья ст. 348 ТК). В ст. 348 ТК речь идет только о близких родственниках, а свойственники не упоминаются. Запрет ст. 27 ТК на совместную работу свойственников при совместительстве не распространяется, потому что ст. 348 ТК является специальной по отношению к ст. 27 ТК в силу расположения в гл. 32 разд. III «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» ТК.

Пример 3

В цепочке должностей «руководитель - главный бухгалтер - кассир» руководитель и кассир могут быть близкими родственниками или свойственниками, потому что кассир непосредственно подчинен главному бухгалтеру, а не руководителю.

Кто именно из супругов, родственников или свойственников будет начальником, а кто - непосредственным подчиненным (жена, муж и т.д.), правового значения не имеет. В любом случае такая работа в государственных организациях запрещена.

Понятие «супруги»

Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности;
- права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

Отсюда следует, что супруги - это мужчина и женщина, заключившие брак (т.е. союз), который зарегистрирован в установленном законодательством порядке. Для трудовых отношений указанные мужчина и женщина являются соответственно работником и работницей.

Факт регистрации брака (союза) в вышеназванных органах имеет важное юридическое значение. Так, действие ст. 27 ТК не распространяется на работников и работниц, чей союз не зарегистрирован в установленном законодательством порядке: живущих в гражданском браке, сожителей и т.п.

Понятие «близкое родство»

Правила ст. 27 ТК распространяются не на любых родственников, а только на тех, которые состоят в близком родстве. Отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством (ст. 60 КоБС).

С учетом этого в ст. 27 ТК дан конкретный перечень близких родственников каждого из супругов: родители, братья, сестры и дети (сыновья и дочери).

Двоюродные и более дальнего родства братья и сестры к близким родственникам не относятся.

Понятие «свойство»

Совместная работа запрещается лицам, состоящим между собой в свойстве (ст. 27 ТК). Отношения свойства - это отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга (ст. 61 КоБС).

Конкретный перечень свойственников каждого из супругов определен в ст. 27 ТК: родители, братья, сестры и дети другого супруга. Более дальние свойственники, например двоюродные братья супруга, под действие ст. 27 ТК не подпадают.

Запрет совместной работы в государственных организациях

Ограничение в виде запрета совместной работы близких родственников обязательно только для государственных организаций.

Субъектами государственной собственности являются Республика Беларусь (республиканская собственность) и ее административно-территориальные единицы (ст. 213 ГК). Под государственной организацией понимается юридическое лицо, созданное государственным органом РБ (органом государственной власти и управления СССР или союзных республик) или уполномоченной в соответствии с законодательством государственной организацией либо должностным лицом этих органа или организации (п. 1-1 ст. 44 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»). Имущество такой организации полностью находится (находилось) в государственной собственности и закреплено (закреплялось) за этой организацией на праве хозяйственного ведения (полного хозяйственного ведения) или оперативного управления.

Чаще государственные организации создаются в форме различных республиканских и коммунальных унитарных предприятий (ст. 113 ГК).

Если организация имеет только долю государственной собственности, то она уже не является государственной, а значит, действие части первой ст. 27 ТК на нее не распространяется.

Для негосударственных, т.е. основанных на частной или смешанной (государственно-частной) собственности, организаций (различные ООО, ОАО, кооперативы, союзы и т.д.) запрет может вводиться только на основании части второй ст. 27 ТК, т.е. по решению собственника.

Никаких исключений из части первой ст. 27 ТК, кроме содержащегося в части второй этой статьи, не установлено. Поэтому фактически не работает (но официально действует) постановление Совета Министров БССР от 23.03.1978 № 97 «Об изъятиях из правила об ограничении совместной службы родственников», которым был утвержден перечень работников (в сельском, лесном хозяйстве и др.), в отношении которых ограничения на совместную службу родственников и свойственников не распространялись.

Ограничения совместной службы в негосударственных организациях

Запрет совместной работы близких свойственников и родственников в негосударственных организациях может осуществляться только по решению собственника (часть вторая ст. 27 ТК). Под собственником понимается лицо, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 210, 213, 214 ГК).

Собственник вправе по своему усмотрению решать вопрос о запрете совместной работы близких родственников и свойственников.

Другие лица (несобственники) и органы, включая руководителя организации (если он одновременно не является собственником), не наделены самостоятельным правом принимать решение о запрете совместной работы близких родственников и свойственников. Подобное право может появиться у них только в порядке делегирования, например, на основании учредительных документов организации, доверенности, решения общего собрания акционеров.

В негосударственных организациях могут применяться не все правила, предусмотренные в части первой ст. 27 ТК (перечень ближайших родственников и свойственников, непосредственная подчиненность или подконтрольность, конкретные должности и др.). Например, данные ограничения могут не распространяться на свойственников или может учитываться только подчиненность, а не подконтрольность.

ЭТО ВАЖНО! Недопустимо дополнять правила, установленные в части первой ст. 27 ТК, в т.ч. путем расширения перечня должностей, по усмотрению собственника организации и даже государственных органов, потому что это будет ухудшать положение работника по сравнению с законодательством. Соответствующие акты и договоры будут считаться недействительными на основании, в частности, части второй ст. 7 и п. 1 части первой ст. 23 ТК.

Решения собственника о запрете (часть вторая ст. 27 ТК) должны быть письменными, зафиксированными, например, в уставе организации и других учредительных документах, локальных актах.

Кадровики порой задают вопрос: «Что делать, если непосредственный руководитель (директор государственной организации) и главный бухгалтер вступили в брак после приема на работу, т.е. во время совместной трудовой деятельности?»

Варианты ответа на вопрос зависят от дополнительных обстоятельств, характерных только для данного конкретного случая. Например, главный бухгалтер (муж или жена) подает заявление об увольнении или переводе на другую работу в той же государственной организации, но на должность, не связанную с непосредственным подчинением (к примеру, заместителем главного бухгалтера). Руководитель организации принимает согласительное решение.

Ответственность за несоблюдение ст. 27 ТК

Если при заключении трудового договора нарушены нормы ст. 27 ТК, то увольнение должно производиться по п. 3 ст. 44 ТК (в связи с нарушением установленных правил приема на работу).

Если нарушение запрета возникло в процессе совместной работы в одной государственной организации, например, когда ее руководитель и главный бухгалтер вступили в брак, то ссылку в приказе об увольнении и трудовой книжке необходимо делать на ст. 27 ТК, а не на п. 3 ст. 44 ТК при условии, что непосредственная подчиненность не устранена, к примеру, путем перевода одного из супругов на другую должность.

Если нарушение ст. 27 ТК повлекло причинение вреда работнику, виновного можно привлечь к административной ответственности на основании части четвертой ст. 9.19 Кодекса РБ об административных правонарушениях и ст. 3.2 и 3.23 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях.

Ответственность за это установлена в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

Привлечение к административной ответственности в данном случае осуществляют суд и органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ.

nailclients.ru - Сайт о косметологии