Презентация на тему: Русские праздники. «народные православные праздники и обычаи осени».7 класс, презентация к уроку по иктрн Презентация осенние праздники в традициях русского народа


Масленица Масленица для русских - все равно, что карнавал для итальянцев. Первоначальный смысл праздников один и тот же: в переводе с итальянского "карнавал"(carne - vale) означает "говядина, прощай!", а Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась "Мясопустом", потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.


Масленица Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках. С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника - сжигали на весело горящем костре на какой-нибудь возвышенности.






Масленичная неделя Понедельник -- Встреча Это встреча Чистой масленицы широкой боярыни. Начинали встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.


Масленичная неделя Вторник -- Заигрыши Вторник -- Заигрыши С утра девицы и молодцы ходили в гости покататься на горах, поесть блинов. Начинались веселые и разудалые игры, катания, забавы. Гостей принимали, встречали у ворот, после угощения отпускали покататься на горы, где молодцы высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.


Масленичная неделя Среда -- Лакомка Среда -- Лакомка На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам. А раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять - десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что Масленица была разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. А по вечерам пели песни про заботливую тещу. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно.


Масленичная неделя Четверг -- Разгул Четверг -- Разгул В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим «поездом» с песнями тянулся народ. И начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-Брынцы, пеките блины!», выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер


Масленичная неделя Пятница -- Тещины вечерни Пятница -- Тещины вечерни Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных « позываток ». Чем больше оказывалось « званных », тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что « у тещи зятек любимый сынок ». Чем больше оказывалось «званных» гостей, тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что «у тещи зятек любимый сынок».


Масленичная неделя Суббота -- Золовкины посиделки (золовка сестра мужа) В субботу молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к невестке («пришедшей невесть откуда») недоверчиво и настороженно.


Масленичная неделя Воскресенье. Прощеный день. В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями «на богатый урожай». Бросали в костер все, что уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного.


Масленица Ты пришла с добром, С хмельным пивом и вином. Со блинами, пирогами, да со оладьями. Мы катаемся с горы От зари и до зари, А сегодня, в воскресенье, Наше кончилось веселье. Прощай, прощай, Наша Масленица! Ты прощай, прощай, наша Масленица. Ты не в середу пришла и не в пятницу, Ты пришла в воскресенье, всю неделю шкур веселье.


Масленичная неделя Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой. Воскресенье. Прощеный день.



Елена Антипова
Презентация «Осенние праздники в русских традициях»

Славянские праздники на Руси испокон веков подчинялись природной системе, и каждый из них был не только обоснован с точки зрения языческой мифологии, но и напрямую связан с погодой и сменой времен года. Весь славянский календарь подчинялся этой системе, к примеру, зимние праздники – были святки , весенние и летние – масленица, Ивана Купала, а осенние славянские праздники занимали особое место в жизни каждого славянина. И одним из таких праздников было 9 сентября – праздник Осенины . Вообще осенний период у древних славян считается одним из самых важных с точки зрения поклонению богам, так как он сопровождается большим количеством разнообразных обрядово-ритуальных действий. Это было связано с окончанием сбора урожая и завершением подготовки к зимнему периоду, люди радовались результатам своей тяжелой работы и благодарили богов за свою милость. Наши предки, особенно земледельцы, считали началом нового года не привычный для современного человека январь, а сентябрь месяц, когда происходил сбор урожая. В течение этого осеннего месяца древние славяне отмечали сразу восемь очень важных праздников . Каждый из них имеет свой скрытый сакральный смысл, но в то же время связан между собой. С первой недели осени начиналось празднование и чествование богини Макоши, далее 8 -9 сентября посвящались молениям наиболее почитаемых богов Рода и Рожаницы, а 9 сентября становилось народным празднованием Осенин – праздником урожая . В эти дни наши предки не просто прославляли своих богов, но и подносили дары, дабы задобрить их на весь будущий год. Так же по некоторым данным Осенины отмечались (14, 21 и 27)

Публикации по теме:

«Формирование представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры» (из опыта работы воспитателя Муниципального.

Презентация «Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей» Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск возрождения России особенно актуально, так как общество и.

Презентация «Интерактивная викторина на знание русских сказок» ВИКТОРИНА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПО АНАЛОГУ ТЕЛЕ-ИГРЫ "СВОЯ ИГРА". ЦЕЛЬ: Воспитание у детей любви к русским народным сказкам. ЗАДАЧИ: Образовательные:.

Конспект НОД «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов - классиков и художников» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов – классиков и художников».

Народные посиделки с родителями и детьми «Чаепитие в русских традициях» Муниципальное образование Ханты – Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты-Мансийск муниципальное бюджетное дошкольное.

Новые патриотические праздники. Презентация «День народного единства» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 «Ладушки» города Чебоксары Чувашской республики Праздник.

Педагогический совет «Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» Педагогический совет Деловая игра: «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №312.

По православным пасхалиям празднование масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями: 1.употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста и пр. Обычаи связанные с молодоженами; смотры молодоженов.Обычаи связанные с молодоженами; смотры молодоженов. 3. Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков. 4. Проводы Масленицы: зажигание костров, сжигание чучела. праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица


22 марта славяне отмечают праздник Жаворонки. На «Жаворонки» день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Праздник Жаворонки В этот день выпекали из теста бяшки маленьких птичек, которыми закликали весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!»


На Пасху отмечается воскресение Иисуса Христа, который своею смертью искупил людские грехи и Своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти. К Пасхе готовились, начиная с Великого или Чистого четверга. В этот день весь дом убирали до сверкающей чистоты, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи и мелкие мучные изделия. Пасхальный стол отличался праздничным великолепием, был обильным и очень красивым. Цветами украшали блюда, а также стол, иконы и дом. Пасха Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение


Благовещенье Пресвятой Богородицы Среди благовещенских обычаев бытовали ритуалы, в которых выражались вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда; окуривались помещения домой и надворных построек, чтобы предохранить себя и скотину от болезней. Благовещенье воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия - в природе и в жизни людей. Вероятно, с этим связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток, тенетов и сетей птиц на волю. 25 марта/7 апреля церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марие о предстоящем рождении ею Иисуса Христа.


День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа) День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его и называют Пятидесятницей. День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его и называют Пятидесятницей. В день святой троицы вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен. В день святой троицы вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.


Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь. Традиции празднования Троицы


Гулянья на Троицу Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.


Иван Купала (иванова ночь, иванов день) Ивана Купала - Праздник летнего солнцестояния. Купала летний бог, по Густинской летописи: "Пятый идол – Купало, есть бог обилия". Этот бог получил широкое распространение у восточных славян. В ночь на «Купала» идет соединение огня и воды, этой ночью происходят чудеса: вода и огонь в эту ночь считаются исцеляющими и в тоже время соединяющими одинокие души. Ивана Купала - Праздник летнего солнцестояния. Купала летний бог, по Густинской летописи: "Пятый идол – Купало, есть бог обилия". Этот бог получил широкое распространение у восточных славян. В ночь на «Купала» идет соединение огня и воды, этой ночью происходят чудеса: вода и огонь в эту ночь считаются исцеляющими и в тоже время соединяющими одинокие души. Праздник Ивана Купала праздновался многими славянскими народами. В ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купала... Праздник Ивана Купала праздновался многими славянскими народами. В ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купала...


Купальские обряды Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.


Традиции Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом символом солнца. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом символом солнца. После захода солнца все идут к водоемам, где разжигаются костры и начинается настоящее веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища. Девушки в сторонке наблюдают, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. На реке суженые обмениваются венками и пускают их по воде. После захода солнца все идут к водоемам, где разжигаются костры и начинается настоящее веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища. Девушки в сторонке наблюдают, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. На реке суженые обмениваются венками и пускают их по воде.




Медовый спас Медовым первый Спас Медовым первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.


Яблочный спас "Яблочным" был в свое время второй Спас и в церкви. Например, сохранилось описание праздничной Преображенской службы в древнем Новгороде. Службу совершал сам митрополит в Софийском соборе. После литургии освящалось несколько блюд с яблоками, причем на одном плоды разрезали на части. Потом святитель вкушал яблоко сам и раздавал по яблоку "большим людям": государевому боярину, воеводе, дьякам и священникам, а разрезанными яблоками одаривал прочий народ. "Яблочным" был в свое время второй Спас и в церкви. Например, сохранилось описание праздничной Преображенской службы в древнем Новгороде. Службу совершал сам митрополит в Софийском соборе. После литургии освящалось несколько блюд с яблоками, причем на одном плоды разрезали на части. Потом святитель вкушал яблоко сам и раздавал по яблоку "большим людям": государевому боярину, воеводе, дьякам и священникам, а разрезанными яблоками одаривал прочий народ.


Стихи о яблочном спасе Зарево раннее, День про запас. Небо бескрайнее. Яблочный спас. Куполом радуга, Птица - крестом. Августу рады, да Осень потом... Глупые, бедные, Выпросим мы Денежки медные Скряги-зимы: Листья напрасные, Всполохи глаз, Яблочки красные, Яблочный Спас!!! Зарево раннее, День про запас. Небо бескрайнее. Яблочный спас. Куполом радуга, Птица - крестом. Августу рады, да Осень потом... Глупые, бедные, Выпросим мы Денежки медные Скряги-зимы: Листья напрасные, Всполохи глаз, Яблочки красные, Яблочный Спас!!! Солнышко, солнышко, подожди! Приехали господа-бояре из Великого Новогорода да на Спасов день гулять - пировать. Вы сходитеська, люди добрые, на велик-званый пир! Мы тебе, крещеный мир, бьем челом да кланяемся! Солнышко, солнышко, подожди! Красное, ясное, подожди! Солнышко, солнышко, подожди! Приехали господа-бояре из Великого Новогорода да на Спасов день гулять - пировать. Вы сходитеська, люди добрые, на велик-званый пир! Мы тебе, крещеный мир, бьем челом да кланяемся! Солнышко, солнышко, подожди! Красное, ясное, подожди! Вечером на Спас-Преображенье в старые годы молодежь шла за околицу, в поле. Здесь на каком-нибудь пригорке молодые люди останавливались и следили за закатом. Как только солнце начинало опускаться за горизонт, раздавалась общая песня:


Ореховый спас В народе ореховый или холщёвый спас празднуют 29 августа. Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С "холщовым" дело обстоит немного сложнее. Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В народе ореховый или холщёвый спас празднуют 29 августа. Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С "холщовым" дело обстоит немного сложнее. Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. На Руси образ Христа очень почитали. Поэтому третий Спас (после Медового и Яблочного) называли еще Спас на полотне, холщовый или хлебный, ореховый. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов


Осенний фольклор. Осень – самое яркое и красивое время года. Многие поэты посвящали ей свои стихи. В это время года древние славяне справляли множество праздников. Так же про осень сложено много песен, поговорок и пословиц. Сегодня мы расскажем немного о древнеславянском осеннем фольклоре.


ОСЕНИНЫ. Праздник Урожая. Благодарение Матери Земли. В земледельческом календаре этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. Ведь в это время завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенин (в православии - день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру- землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Праздник Урожая. Благодарение Матери Земли. В земледельческом календаре этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. Ведь в это время завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенин (в православии - день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру- землю за то, что родила хлеб и другие припасы.
Воздвижение Воздвижение - народное название великого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых "капустниками«.Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, одев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест - "капустниц". Водились хороводы и пелись песни.




Колядки – величальные обрядовые песни зимнего цикла, известные с глубокой древности Рождественские праздники – одни из немногих в христианском календаре, в которых тесно переплетаются церковные и народные традиции. Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6-го на 7 января. Вечер 6 января - Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества, называемый также коляды. Рождество Христово праздник рождения Иисуса Христа Колядки появились еще в языческие времена и были связаны с давним арийским культом Солнца. Наши предки праздновали три фазы Солнца – весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояния. 25 декабря отмечался день зимнего солнцестояния, который называли праздником Коляды, или Коротуна.


Считалось, что в этот день Солнце съедает змей Коротун. Всесильная богиня Коляда рождала новое солнце – маленького Божича. Язычники пытались защитить новорожденного. Они прогоняли Коротуна, который хотел съесть новое Солнце, а потом ходили от избы к избе, чтобы оповестить людей о рождении нового Солнца, а изображение этого солнца носили с собой. Эта традиция сохранилась и сегодня. А после восхода на небе зари, колядовальщики ходили дворами и пели величальные песни о солнце, месяце и звездах. Эти песни и стали называть колядками А после восхода на небе зари, колядовальщики ходили дворами и пели величальные песни о солнце, месяце и звездах. Эти песни и стали называть колядками.


А вот и несколько этих песен Коляда, коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Отворяйте, хозяева, сундучки, Вынимайте пятачки! По копеечке давайте Колядовщикам! Коляда, коляда Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили,мы искали коляду по дворам, по переулочкам и нашли коляду на петровом то дворе.


Соответствия восточнославянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских, да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским румынские колядки, называемые colinda. Традиционно колядки чествуют всех членов семьи: хозяина, хозяйку, парня, девушку. Колядование сочетается с соответствующими играми, танцами, музыкой. Колядуют обычно группами: «атаман», «звиздар», «михоноша» и «ряженые».

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИМКОУ «Гимназия имени Горького А.М,»
Москаленского муниципального района Омской области

Классный час

Фабер Галина Николаевна
Учитель высшей квалификационной категории

2012-2013 уч.год

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИПраздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИПрежде всего, праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле - не вступили в брак.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИПраздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИХарактерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИВ русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие.

К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, масленица, заветные праздники - в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники.

Зимушка-зимаРождество, Святки:

Колядки;
Ряженые;
Рождественские песнопения;
Духовные стихи;
Святочные гадания;
Подблюдные песни;
Обряды;
Игры.

Крещение:

Посиделки;
Вечёрки;

Весна-КраснаШирокая масленица;
Вербное воскресение;
Пасха;
Красная горка (закликание весны; свадьбы);
Семик;
Троица.

Слайд №10

Лето КрасноеИван Купала;
Петров День;
Ильин День;
Спасы (медовый, яблочный, ореховый);
Летние Русалии

Слайд №11

Осень золотаяОсенины;
Дожинки - праздник последнего снопа;
Капустник;
Праздник урожая;
Осенняя ярмарка;
Хэллоуин по-русски: упыри, вурдалаки, лешие, водяные, кикиморы, ведьмы.

Слайд №12

народно-православный

Осенние оспожинки, Праздник урожая, Богач, Малая Пречистая

Значение

Окончаниние полевых работ, встреча осени

Установлен

Вероятно имеет древние дохристианские корни

Отмечается

в большинстве европейских стран

Традиции

Чествование Богородицы, возжигание огоня,

Слайд №13

21 сентября Осенины
Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество БогородицыВ церковном календаре на этот день приходится большой праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Считается, что именно 21 сентября в семье праведных Иоакима и Анны родилась дочь Мария. В православии праздник относится к числу двунадесятых - то есть главных в году.

На Пречистую, в день осеннего равноденствия, отмечали вторую встречу осени

Слайд №14

О рождении Богородицы известно крайне мало. Согласно преданию, у благочестивой пары из Иерусалима долго не было детей. Когда Иоаким удалился в пустыню для молитвы о рождении ребенка, и ему, и его жене явился ангел, возвестивший, что об их потомстве «будут говорить во всем мире». Спустя девять месяцев Анна родила девочку.

Слайд №15

Она была Девой не только телом, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но бога судией своих мыслей.Её правилом было - всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель.

Слайд №16

спожинкиПраздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.
Праздник урожая,иногда справляли целую неделю - с играми, песнями, плясками, пирами. Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.

Символы праздника – овёс, лубок с зерном и домашний хлеб

Слайд №17

в народе этот день именуется Второй Пречистой.На Пречистую к новобрачным приходили родственники: смотрели, как те живут, учили уму-разуму. Молодая хозяйка должна была накормить гостей вкусным обедом и подарить родителям круглые пироги, а ее супруг - показать хозяйство: жито в амбарах, упряжь и инструменты в сараях.

Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода.
В этот день обращают свои молитвы к Богородице женщины, чтобы Святая Заступница послала ребенка. После службы обязательно нужно дать милостыню или пригласить на обед обездоленних, сирот, больных.

nailclients.ru - Сайт о косметологии