Как воспитывать сыновей? Как воспитать сына настоящим мужчиной? Роль матери в воспитании сына Научить быть хорошим товарищем.

«Судьба человеческой психики состоит в том, чтобы всегда иметь два объекта и никогда – один».

Андре Грин

Термин «Мать-одиночка» хоть и является общеизвестным и понятным для большинства, на самом деле не раскрывает сути происходящего.

Мать, оставшись воспитывать ребенка без мужа, в большинстве случаев не одинока и не воспитывает ребенка одна. В процессе воспитания, так или иначе, принимают участие родственники с одной или с обеих сторон. В связи с вышесказанным, лично я не считаю данное обозначение корректным и отражающим всю суть происходящего.

В наши дни молодая мать, воспитывающая маленького ребенка без мужа, - очень распространенное явление. На то есть разные причины, но самая актуальная - это развод.

Сегодня много и гражданских браков, которые так же как и официальные нередко распадаются. Что касается официальной статистики, то последние 15 лет процент разводов среди молодых семей в Российской Федерации колеблется от 52 до 80 процентов в зависимости от региона.

Это говорит о том, что огромное число детей и подростков живут в неполных семьях. Несмотря на то, что оба родителя по закону имеют равные права на ребенка, на практике же, чаще всего, после развода родителей ребенок остается именно с матерью.

Понимая, что семья может распасться на любом возрастном этапе ребенка, конкретно для этой статьи я выбираю, как мне видится, наиболее интересную для рассмотрения ситуацию, когда мать остается без мужа с «доэдипальным» (младше 3-х лет) ребенком на руках.

Данное положение дел часто является наиболее напряженным для матери. В том случае, когда отпрыск к моменту распада семьи достиг, скажем, подросткового возраста мы, имеем дело с человеком сравнительно взрослым и самостоятельным, прошедшим основные этапы своего психосексуального развития в полной семье при каком бы то ни было, но участии отца.

Когда же речь идет об одинокой молодой маме с маленьким ребенком на руках, то мало кто в подобной ситуации чувствует себя достаточно спокойно и уверенно. Большинство матерей после развода задаются вопросом: «Как дальше воспитывать ребенка?»

Стоит ли паниковать матери, которая осталась одна, и как ей следует себя вести?

Попробуем разобраться. Как показывает практика, большинство матерей и без участия отца способны, что называется, «выкормить, вырастить» ребенка. То есть позаботиться о том, чтобы ребенок вырос образованным, интеллигентным и здоровым.

Зачастую у таких матерей довольно богатое представление о том как развивать ребенка физически и интеллектуально, но когда речь заходит о психическом и психологическом развитии/воспитании то, чаще всего выясняется, что в этом направлении знаний значительно меньше.

Стоит отдать должное тем немногим матерям, которые, чувствуя себя неуверенно в данном вопросе, приводят своих детей к специалистам - психоаналитикам, психологам и психотерапевтам.

Замечу, что уже сам развод влияет на эмоциональное состояние всех членов семьи, что, в свою очередь, чувствует ребенок.

Почему воспитание ребенка без отца можно назвать проблемой для ребенка и проблема ли это?

Чтобы ответить на эти вопросы следует сказать про основные особенности каждого из родителей и про то, какую ценность для развития ребенка несут эти особенности.

Для психического развития ребенка очень важны оба родителя и у каждого из них своя важная роль на разных этапах развития ребенка. Традиционно начну с материнской фигуры.

Роль матери в воспитании ребенка

Принято считать, что женщины, чаще всего, превосходят мужчин в том, что касается речевых и коммуникативных навыков, оперирования понятиями, творческого и интуитивного мышления. Секретами этих важных умений мать, сознательно и несознательно, будет делиться со своим ребенком.

Если говорить о роли или о функции матери, то ее можно обозначить устоявшимся термином «оберегательно-ласкательная функция».

Можно сказать, что мать - это та, кто дает нежность и занимается потворством ребенка.

В силу своих психических особенностей женщина сильно отстает от мужчины в том, что французский психоаналитик Жак Лакан называет «символическим ограничением», благодаря чему способна воспитывать ребенка в стиле «избыточного наслаждения». Чем она - мать обычно и занимается.

То есть, по наблюдению того же Лакана, мать нередко позволяет ребенку избыточное удовольствие - то есть то, «чего не надо бы» (эту формулировку я заимствовал у коллеги).

В разгар такой вседозволенности на «воспитательной сцене» появляется отец со своей авторитарной «требовательно - запретительно - воспитательной» функцией.

«Разрешать ребенку все - это значит относиться к нему как к взрослому; и это вернейший способ добиться того, чтобы он никогда не стал взрослым » (с) Томас Сас.

Роль отца в воспитании ребенка

Мужчины, как правило, прагматики и обладают выраженными топологическим, порядковым и техническим видами мышления. Также у мужчин лучше чем у женщин развито пространственное мышление - все это, безусловно, важно для развития ребенка, но скорее с педагогической точки зрения.

Основная же функция отца заключается в другом: отец несет в семью закон, порядок и общественные нормы - то, что называется «отец символический».

Этот закон распространяется как на ребенка, так и на поведение жены по отношению к ребенку при условии, что ее собственный отец не был слабым «кастрированным» отцом, а являлся законом в ее семье.

Иначе в голове у матери нет символической отцовской фигуры, олицетворяющей закон, а, значит, нет и закона, который бы защитил ребенка любого пола от материнского, поглощающего ребенка, произвола.

Основной закон, который несет в семью отец - это запрет на даруемое матерью ребенку «избыточное наслаждение». Ограничение на то, «чего не надо бы». То есть отец накладывает «запрет на некоторые виды наслаждения», как писал Фрейд, имея в виду инцестуозную связь матери с ребенком.

В качестве иллюстрации приведу знаменитую метафору Жака Лакана. Бессознательные желания матери, направленные на ребенка, он метафорично описывал так:

«Мать подобна голодному крокодилу, жаждущему проглотить ребенка, вернуть его в свою утробу и только отцовский фаллос, вставленный в эту ненасытную пасть способен спасти ребенка от поглощения ею! »

Как уже стало понятно фигура отца имеет важное значение для психического развития ребенка.

Негативное влияние преимущественно «женского» воспитания

Теперь, когда о функциях родителей немного сказано, предлагаю поразмышлять над возможными негативными последствиями преимущественно женского воспитания ребенка.

После чего немного поговорим о том как можно минимизировать эти самые последствия.

Мы уже знаем, что отец и мать обладают разными типами мышления, а, значит, на одну и ту же ситуацию могут смотреть по-разному. Соответственно когда в семье присутствуют оба родителя они передают свои таланты ребенку посредством общения с ним и общения друг с другом в присутствии ребенка.

Также в полной семье мать [в норме] уделяет внимание не только ребенку, но и своему мужу. С определенного возраста и в определенный период психосексуального развития ребенка факт переходящего внимания матери от ребенка к отцу и обратно становится для чада принципиально важным моментом.

Эту важность подтверждает накопленный опыт психоаналитиков, занимающихся объектными отношениями. Речь идет о периоде, который называют «Эдиповой фазой», которая приходится на возрастной отрезок с 3 до 5 лет (данный возрастной промежуток является усредненным, в действительности же границы этой фазы размыты).

Почему это важно: подразумевается, что в полной семье мать любит своего мужа и любима им. Муж является третьей стороной, и это дает возможность матери быть матерью для своего ребенка, а не любовницей. То есть мать разделяет свои материнские устремления и сексуальные влечения - первые она реализует с ребенком, а вторые с любимым мужем в спальне.

Мать периодически покидает своего ребенка, чередуя свое присутствие и отсутствие. Когда ее нет рядом с ребенком - она с отцом. Уложив ребенка спать, мать направляется в спальню к отцу и становится сексуальной женщиной для сексуального мужчины.

Именно такое отсутствие матери способствует формированию и развитию фантазматической жизни ребенка. Ребенок получает возможность начать фантазировать на тему того, что происходит между родителями за закрытой дверью родительской спальни.

«Чувствовать себя не допущенным к особой близости между родителями, завидуя им, дети получают мощный толчок во внешний мир, где только и найдут подобную радость». Беррес Фредерик Скиннер

Данная ситуация постепенно помогает ребенку отделить свои желания от желания матери, инфантильную сексуальность от взрослой, генитальной, сексуальности. Ребенок постепенно понимает, что существует разница между его детскими отношениями с матерью и взрослыми отношениями мать-отец.

Все это дает ребенку возможность сделать важнейшие выводы и принять «слово и закон отца», который гласит: отец для матери важнее ребенка, ребенок не является для матери ВСЕМ и не является первой и единственной причиной материнского счастья, удовлетворенности .

«Быть взрослым - это иметь исключительные [недоступные ребенку] права на другого взрослого. Для ребенка это создает ту модель поведения, в которой он в семье - ученик: он воспитывается у этой пары, но никак не должен претендовать на место взрослого, даже отсутствующего в семье» . Француаза Дольто

В том случае же, когда у матери в голове не существует сексуального и желаемого ею образа мужчины, отца, то все свои влечения она направляет на своего ребенка, делая его своим продолжением во всех смыслах этого слова.

В таком случае вместо мужа в постели матери ночует ребенок, становясь для нее бессознательной заменой мужчины - отца, как объекта сексуального влечения. Ребенок невольно принужден, к тому, чтобы «заткнуть» собой и своей любовью «пробоины» в материнском нарциссизме и тем самым облегчить тягость материнского одиночества (депрессию).

Инцест ведет к вырождению, психозу и смерти. Инцестуозность - тоже. Психоаналитики, исследующие больных раковыми заболеваниями, выяснили что в анамнезе этих пациентов зачастую присутствует факт проживания матери с сыном или дочерью в одной комнате и, нередко, в одной кровати.

Схема, которую я называю «мама и ребенок - дружба, а мужчина, папа, нам не нужен» имеет место и в полных семьях, где отцовская фигура принижается и «кастрируется». Но чаще всего вышеупомянутая схема актуальна именно для ситуации, когда мать воспитывает ребенка без участия мужчины, отца.

Этапы взросления ребенка и формирования важных жизненных навыков

Начиная с «эдиповой фазы» [и до завершения латентной фазы] у ребенка активно формируются важные навыки - основы коммуникативного и полоролевого поведения.

Когда ребенок вырастет и станет взрослым, заложенный в этот период фундамент будет влиять на его поведение и на качество жизни.

Конечно же, для полноценного формирования данных навыков ребенку необходимо участие обоих родителей.

Когда в воспитании ребенка мужчина не принимает участия, ребенок сталкивается с еще одной значительной психологической проблемой - нарушением половой идентичности, и, как следствие, трудностями в формировании полоролевого поведения.

Эти проблемы негативно влияют на формирование личности человека и приводят к так называемой «потери собственного Я» и нарушению коммуникабельности.

Видный американский психиатр, Томас Сас, писал: «Люди, не имевшие в детстве условий для осознания собственного Я и самовыражения, стремятся к этому всю жизнь. И первому проявлению их подлинной натуры всегда сопутствует сильный страх» .

Это касается всех сфер жизнедеятельности человека. В том числе и взаимоотношения полов.

Написанное выше касается как мальчиков, так и девочек. Но я хочу немного написать о том, как отсутствие мужчины в семье может сказаться отдельно на мальчике и на девочке.

Воспитание мальчика без отца

С какими проблемами может столкнуться мальчик, воспитанный без участия отца? Очевидно, что такой мальчик не имеет перед собой живого примера мужского поведения и социальной роли мужчины.

В такой ситуации мальчик избыточно идентифицируется с матерью и бессознательно перенимает женские черты, что ведет к искажению личностных черт. Такое искажение самовосприятия, по мнению многочисленных психологов и психоаналитиков, нередко ведет к формированию выраженных гомосексуальных наклонностей.

Последнее касается не только мальчиков, но и девочек. Также мальчик, невидящий перед собой отца и не имеющий опыт общения с ним, лишен возможности усваивать особенности мужского мышления, восприятия, в частности, и полноценной возможности для формирования идентификации с мужчиной, отцом, в целом.

Кроме того, мальчики нередко становятся объектом вымещения материнской агрессии, которая вызвана поведением «плохого отца». Ведь они, сын и отец, одного пола.

Воспитание девочек без отца

Что касается девочек, то для них отсутствие в семье отца также может вызвать определенные проблемы.

Имея перед глазами пример нормальных отношений между материю и отцом, женственную мать и мужественного отца, девочка формирует собственный образ женщины, идентифицируясь со счастливой и женственной матерью, а не с депрессивной фаллической женщиной.

Отсутствие в семье отца вызывает у девочки трудности в идентификации своей половой роли. Отсутствие с детства опыта общения с мужчиной, отцом, впоследствии может вызывать трудности, например, в виде сильной тревоги, при общении с противоположным полом и, как следствие, трудности с формированием семейной пары.

Также отсутствие отца может вызывать у девочек потребность в гиперкомпенсации мужского внимания. То есть чрезмерную потребность в мужском внимании.

Нередко встречается ситуация, которая послужила поводом для формирования отдельной ниши в народном фольклоре. Речь о взаимоотношениях жена - муж - теща. То есть ситуация, когда жена со своей матерью объединяются против мужчины, а он, в свою очередь, вынужден проявлять смекалку, чтобы не пасть жертвой данной коалиции.

Нередко данный союз, движимый бессознательными желаниями, ведет активную агитацию против отца. Чаще агитируют дочерей, дабы расширить женское объединение против мужчин. Довольно часто это происходит и работает и в полных семьях. Что уж говорить когда мужчина в семье отсутствует.

Можно предположить как будет относиться к мужчинам девочка, выросшая в такой семье, когда станет взрослой.

Женские манипуляции, направленные против «плохого отца»

После развода дети регулярно становятся материнским средством мести «плохому отцу» и всяческих манипуляций им.

Мать под различными предлогами не предоставляет отцу возможности видеться с ребенком, а ребенку при этом сообщается, что отец сам не хочет его видеть, что воспитывает в ребенке ненависть к отцу. Это хороший пример материнского произвола в отсутствие отца, символизирующего закон.

То есть материнский произвол становится законом. Ребенку ничего не остается как усвоить «материнский закон»: «беззаконие - это закон», что является хорошей почвой для формирования нарциссической перверсии и других расстройств личности.

Будучи психоаналитиком и зная роль бессознательных психических процессов в жизни любого человека начиная с самого рождения и даже до него, хочу отметить важность истории семьи для ребенка.

Все что происходило с родителями по отдельности до того, как они познакомились и после знакомства - влияет на психическую жизнь родителей и передается ребенку. Это означает, что ребенок изначально обречен сознательно и бессознательно впитывать и перерабатывать продукты психических аппаратов своих родителей, и даже, родителей своих родителей, бабушек и дедушек.

И если уж так произошло, что семья распалась, а ребенок остался на воспитании матери, то на нее ложится огромная ответственность. Ответственность за психическое состояние ребенка.

Матери придется совершить немало усилий, чтобы не воспитать или минимизировать в ребенке комплекс «безотцовщины», даруя шанс на построение в будущем собственной полноценной семьи и возможность воспитать своих психически здоровых детей.

Как же поступить матери, которая не хочет заметно усложнить ребенку жизнь, сделав его жертвой материнского нарциссизма, а желает своему сыну или дочери хорошего будущего?

Чаще всего расставание родителей - процесс затяжной. Страдают и родители и дети. Мать может как усугубить эти страдания, так и минимизировать. Нужно четко понимать, что ребенок не виноват в том, что родители расходятся. Поэтому не стоит лишать ребенка возможности видеться с отцом, если такая возможность имеется .

Конечно, женщина сталкивается с дополнительными бытовыми и психологическими трудностями, но стоит найти в себе силы не высказывать ребенку, что во всем виноват отец . Что отец такой-сякой бросил мать и ребенка. Подобные высказывания формируют у ребенка комплексы и негативное отношение не только к отцу, но и к семье как таковой.

Фрейд, а за ним и многочисленные психологи, психоаналитики неоднократно подчеркивали, что «каждый склонен обходиться с другими так, как с ним обходились в детстве ». Это утверждение можно перефразировать и применить к семье, сказав: «Каждый склонен относиться к созданию семьи так, как этому относились его родители».

Регулярные встречи отца с ребенком помогут ребенку сформировать положительное представление о семье и об отце.

Понимаю, что причины для развода могут быть разные и отец может не хотеть видеться с ребенком или не иметь возможности по тем или иным причинам. Рано или поздно ребенок спросит: «Почему папа не приходит к нам и не живет вместе с нами?» Дети куда смышленее, чем многие думают. Как поступать в такой ситуации?

Не стоит придумывать истории про космос или отвечать, что-то вроде «потому, что твой отец плохой и не любит нас».

Правильнее будет объяснить ребенку примерно так: «У взрослых людей иногда так случается, что они расходятся. И мы с твоим папой приняли решение жить отдельно. Извини, что не посоветовались с тобой, когда принимали решение. В этом нет, ни моей, ни папиной и уж тем более твоей вины. Такое бывает.»

Можно добавить: «Несмотря на то, что мы с твоим отцом не вместе, он тебя любит». И т.д и т.п. Конечно, такой ответ вряд ли полностью удовлетворит ребенка, но в таких словах нет агрессии и агитации.

Бывает так, что отец погиб и тогда тоже не стоит обманывать маленького ребенка, рассказывая про космос. Можно честно сказать ребенку, что отец умер.

Поясню цитатой из работы Фрейда «Толкование сновидений»:

Ребенку незнакомы ужасы тления, могильного холода, бесконечного «ничто» и всего того, что связывается со словом «смерть» в представлении взрослого и что имеется налицо во всех мифах о потустороннем мире. Страх смерти чужд ему, поэтому-то он и играет с этим страшным словом и грозит другому ребенку: «Если ты еще раз это сделаешь, то умрешь, как умер Франц» . <...> «То, что папа умер, я понимаю, но почему он не приходит домой ужинать, этого я никак понять не могу» , говорил десятилетний мальчик.

Когда речь заходит о смерти, широко используется формулировка «он ушел от нас, покинул нас» - что подтверждает детское и бессознательное толкование смерти как отсутствие.

В таких случаях следует регулярно рассказывать ребенку о том, каким мужественным, сильным, любящим был отец, о том какие хорошие, мужественные, героические поступки он совершал и т.д. и т.п. Все это позволит ребенку формировать позитивный образ отца, а мальчику успешно идентифицироваться с ним.

Не стоит забывать, что примером мужества может послужить не только отец ребенка, но и отец матери или отца, дедушка .

Частично компенсировать отсутствующего в семье отца и стать положительным объектом для идентификации может учитель, сосед, брат, друг матери или тренер в спортивной секции.

Широко изучено и доказано, что появление у матери нового мужа благоприятно влияет на ребенка. Однако наиболее гладко появление нового мужчины в семье проходит, если на момент его появления ребенок не достиг подросткового возраста, а новоиспеченный муж не приводит в семью своих детей. Подчеркиваю: это не правило, а усредненные данные!

Если матери не удается повторно выйти замуж, то стоит воздержаться от того, чтобы манипулировать своими детьми и нарочито демонстрировать свою печаль, связанную с этим, подкрепляя все это заклинаниями вроде «мужчины все плохие и ненадежные, но только мама тебя никогда не бросит и будет любить тебя вечно».

И не нужно обвинять ребенка в «грехах», которые совершил отец.

Воспитание ребенка в стиле «ребенок - замена мужа» является большой ошибкой. Например, ребенок не должен помогать матери потому, что ее «бросил» муж . Следует воспитывать ребенка таким образом, чтобы он помогал не потому, что «отец бросил» - это не вина ребенка, а потому, что матери объективно нужна помощь в быту.

При этом ребенок должен понимать, что он волен жить своей личной жизнью и развиваться как личность, и что он не является собственностью матери по гроб жизни.

Почему не нужно «залюбливать» своих детей, окружая их постоянной двойной сверхзаботой?

Во-первых, мать никогда не сможет заменить ребенку отца. Матери стоит признать это и направить свои силы на то, чтобы не стать для ребенка «фаллической матерью», постараться сохранить свою женственность, оставаясь достаточно любящей матерью.

Во-вторых, ребенку нужна свобода, чтоб развиваться. Для этого у него должно быть свободное от материнской любви время. Ребенок, понимающий что его любят, спокойно может играть один без участия матери или кого бы то ни было другого и это важный момент.

«Залюбленный ребенок» - тревожный, испытывает проблемы с саморазвитием, так как мать словно развивается за него.

Резюмируя, хочу сказать: когда семья распадается, а мать остается воспитывать ребенка без его отца, то важно знать, что ребенок, следуя за реакцией матери, пытается понять - произошла ли непоправимая трагедия или то, с чем можно справиться.

Матери стоит четко понимать, что в отсутствие отца она должна сохранить или создать в психике ребенка символический образ отца. Отца фаллического. При этом мать должна осознавать, что не сможет стать мужчиной и/или заменить его, а, следовательно, должна попытаться быть для ребенка «достаточно хорошей матерью», женственной, но не «фаллической матерью».

Найти в себе силы не «залюбливать» ребенка и предоставить ему возможность развиваться, в том числе и самостоятельно. Не «затыкать» своим ребенком дыру, образовавшуюся с уходом мужчины и не делать из ребенка «мужа» со всеми его мужскими функциями.

Если мать чувствует, что не справляется и испытывает соблазн поступить так, как не следовало бы, то рекомендую обратиться за помощью к опытному специалисту, чтобы проработать то, что происходит.

Семьи распадаются - от этого никто не застрахован. Полная ли семья или нет - всегда есть травмирующие моменты, с которыми при желании можно разобраться. Присутствие отца не гарантирует идеального психического развития ребенка, также как отсутствие отца не гарантирует появление психических отклонений. В любом случае ребенок всегда продукт двух людей и никогда одного.

Безумство одного или двух родителей ребенок может переработать и трансформировать в творческие корни, а в будущем использовать это на благо себе и окружающим. Поэтому, если уж развод и произошел, не стоит паниковать и ставить крест на себе и на ребенке. Стоит собраться с силами, подумать, вооружившись определенными знаниями, и жить дальше.

Хотя на самом деле можно привести множество примеров весьма успешных как в профессиональном, так и личном плане людей, воспитывающихся одним родителем. И сейчас не редкость, когда женщины осознанно решают стать одинокими матерями. Какие трудности связаны с воспитанием ребенка в неполной семье?

В наше время неполная семья уже не является синоним неблагополучной, и это очень хорошо. Но все же у одиноких матерей с большой вероятностью возникают некоторые педагогические и психологические сложности.

Фактор риска

Практически всегда одинокие матери сетуют на повышенную тревогу и усталость. Часто они излишне взволнованы своей неудавшейся семейной жизнью, испытывая чувство вины перед ребенком и ощущают свою несостоятельность как женщины.Естественно и то, что ребенок не может не чувствовать эмоциональной подавленности и тревожности родителя, и тем самым «заряжается» тревогой и страхами мамы. Именно по этой причине число детских страхов в неполных семьях выше. Также дети, не имеющие отца, не чувствуют себя достаточно нужными и защищенными.

Одинокий родитель больше загружен и уделяет малышу меньше времени. Как правило, дети одиноких матерей раньше начинают посещать ясли и детский сад, чаще остаются в группе продленного дня. Соответственно, они чаще и гораздо раньше подвергнуться негативному влиянию окружающего мира. В подобной ситуации маме необходимо быть особенно внимательной в выборе детского коллектива, стараться быть в курсе жизни ребенка, всего, что с ним происходит, интересоваться его отношениями со сверстниками. Необходимо научить ребенка с раннего возраста делиться своими страхами и проблемами, а не замалчивать проблемы и держать все тревоги внутри. Важно расширяйте круг общения, как свой, так и ребенка. И поддерживайте разнообразные родственные связи.

Совсем один

Если мама одна воспитывает сына, то главные ее тревоги связаны с тем, что мальчику не хватает мужского авторитета, примера. Но и для девочек общение с папой играет очень важную роль. Также, матери сложно удовлетворить все технические и спортивные интересы сына или сформировать представление о будущем жизненном партнере у дочери. Статистика неумолима: мальчики, которые воспитываются одинокими матерями, реже интересуются мужскими играми и занятиями. Поэтому хорошо, если в семье есть дядя, дедушка, старший двоюродный брат, которые бы проводили с малышом побольше времени. Общение с ними вполне может восполнить ребенку недостаток мужского воспитания.

Если мужчин в семье нет, то как можно раньше отдайте ребенка в спортивную секцию, студию, в любой коллектив, во главе которого стоит мужчина. Не стоит пытаться быть для ребенка одновременно и отцом, и матерью – все равно это не получится. Данная методика только запутает ребенка и он потеряет правильное представление о том, что должен делать мужчина, а что женщина, причем и в семейной жизни тоже.

«А где папа?»

Матери – одиночки очень бояться данного вопроса и не знают, как правильно объяснить ребенку, почему в их семье нет папы. Все очень индивидуально. Каждый жизненный случай уникален, и немаловажно, почему мать воспитывает ребенка одна. Но в любом случае мать должна без негатива отозваться об отсутствующем родителе. Ребенку важно знать, что и мама и папа у него хорошие, и поэтому он тоже хороший и ни в чем не виноват. Когда придет время и ребенок спросит, почему у них нет папы, постарайтесь спокойно, просто и без обвинений объяснить ребенку ситуацию. Часто ребенку хватает услышать простое: «Так получилось». Как показывает та же статистика, если сама мать спокойно и без предрассудков относится к тому, что семья неполная, не чувствует обиду на мужчину или свое вины, то и ребенок воспринимает отсутствие отца в семье как что-то обычное и не катастрофичное. И важно следить за тем, чтобы окружающие не жалели ребенка, не пытались какими-то своими действиями или словами донести до него, что отсутствие в их семье отца - плохо.

Статистикой доказано, что ребенок, которого воспитали в неполной семье, в большинстве своем ничем не отличается от своих сверстников из полных семей. Ведь полная семья не является гарантом счастливой семьи, она имеет лишь более выгодную воспитательную ситуацию. А одинокая мама, которая воспитывает своего малыша любовью и заботой, ничем не проигрывает родителям из полных семей.

Материнская любовь к сыну и ее инстинктивное желание лелеять и защищать его — это лучший компас, который будет направлять ребенка в первые годы его жизни.

Существует множество научных исследований, в которых особое значение придается физическому присутствию матери в первые несколько лет жизни ребенка. Первые два или три года этому следует отдавать главный приоритет. Это еще предвербальный, дологический период развития, когда закладывается способность ребенка доверять себе и другим и определяется развитие его разума. И маме предоставляется главная роль в этом процессе.

Ребенок приходит в этот мир, не имея возможности самостоятельно поддерживать свое существование. И мама исполняет роль той теплой и безопасной стены, которая отделяет его от внешнего мира. Когда мама прикасается к малышу, баюкает его, кормит или поет ему, это оказывает воздействие на его мозг и успокаивает нервы.

Позже ситуация меняется, и группа людей, которые находятся рядом с мальчиком, начинает выступать как фактор, побуждающий его изучать окружающий мир. Приблизительно до 18 месяцев младенец не осознает себя как нечто отдельное от мамы. Только после этого у него появляется желание что - то делать самостоятельно.

Каждая мать обратит внимание на это неожиданное проявление независимости, когда на втором году жизни ребенок начинает произносить слова «нет», «мне» и «мое». С этого момента малыш уже не просто ваш придаток, он начинает формироваться как личность, которая постоянно проверяет, как далеко она может зайти в этой своей новой ипостаси.

Но еще до наступления этого момента важно уметь подобрать правильный подход к ребенку. В первые 18 месяцев жизни все, что с ним происходит, навсегда останется в его сердце и разуме. От этого будут зависеть его здоровье, моральный облик и даже сама жизнь.

Отношение матери не только формирует характер ребенка — оно развивает его душу.

Наша способность воздействовать на формирование у мальчиков такого духовного элемента, как совесть, зависит от эмоциональной связи, которая у нас с ними устанавливается. Если мы обеспечиваем сыновьям психологический комфорт самим фактом своего физического присутствия и постоянно посылаем детям позитивные «сообщения» о том, что ценим их, то им захочется нас отблагодарить.

Ребенок, которого любят и который начинает учиться дарить свою любовь, в первую очередь обращает ее к своей матери, а затем уже к отцу. Позже эти связи «распространяются на других родственников и сверстников». Из этой «универсальной привязанности» к каждому из родителей развиваются такие чувства, как сострадание, честность и самоконтроль.

Когда ребенок имеет возможность психологически расслабиться, чувствуя заботливую руку матери, когда осознает, что все его потребности будут удовлетворены, он способен начать развивать в себе схожие чувства: со-страдательность, совестливость, — обращенные к другим людям.

РОЛЬ МАТЕРИ В РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СВОЕГО СЫНА

Согласно исследованиям, проведенным доктором Бартоном Уайтом из Гарвардского университета, умственные способности маленьких детей хорошо развиваются, если их матери:

✏ Проявляют к ним любовь, но при этом твердо поддерживают дисциплину.

✏ Всегда готовы к ним прислушаться и ответить на любой вопрос, дать нужную информацию и помочь ознакомиться с окружающим миром.

✏ Позволяют им лазать по всему дому, все трогать и все исследовать.

ЧТО МАЛЬЧИКАМ НУЖНО ОТ МАТЕРИ

Мальчикам нужна мама:

✏ С которой можно поговорить.

✏ Которая уважает себя.

✏ Которая видит в них хорошее, а не плохое.

✏ Которая идет навстречу их стремлению к приключениям и шуткам.

✏ Которая верит в их большое будущее.

✏ Которая твердо и последовательно поддерживает дисциплину.

✏ Которая развивает у них хороший вкус и учит уважительно относиться к женщинам.

✏ Которая умеет слушать.

✏ Которая позволяет брать на себя ответственность.

✏ Которая способна открыть перед ними горизонты науки и творчества.

✏ Которая доверяет им и предоставляет больше свободы, зная, что они этого достойны.

✏ Которая направляет их стремление к независимости, посылая свои благословения

Родителям придется хорошо потрудиться. Это совсем непростое дело, требует огромной любви, терпения и знаний. Но это главная обязанность всех родителей! Большинство просто не знает, как воспитывать сыновей, чтобы они выросли успешными самостоятельными мужчинами.

Вопрос о том, как воспитывать сыновей, родителям нужно начинать решать с самих себя. Ребёнок с самых малых лет запоминает такую речь, на которой говорят его близкие люди. Малыш впитывает всё, как губка, даже когда сам еще не умеет разговаривать. Но правильно усвоенная им речь избавит впоследствии от необходимости посещать логопеда.

Чрезвычайно большая материнская любовь к детям - это уже плохо! Как воспитывать сыновей, чтобы они не превратились в законченных эгоистов? Больше всего нуждаются детки не в заботе, а в свободе, и мальчики в первую очередь. Пусть малыши сами познают мир, разбирают игрушки - это неизбежно. Детки так устроены - всё ломают и изучают, что же там внутри. Поэтому у мальчиков всегда должны быть развивающие игрушки - конструкторы и другое, что можно разбирать и собирать, как захочется. Часто собирают мальчишки не то, что задумано производителем, экспериментируют, и в этом выражается их творчество и поиск смысла.

Как воспитывать сыновей, чтобы они ничего не боялись?

Если дети боятся чего-то - всяких "бабаек", привидений или соседскую бабушку, поднимайте их самооценку и говорите о том, что хоть они маленькие, но мужчины. Они не должны ничего и никого бояться, быть смелыми и сильными. Пусть ребенок ощущает себя личностью, взрослым человеком, пусть ещё пока маленьким.

Обязанности ребенка

Не обращайтесь со своим сыном как с несмышленым ребенком! Как настоящим мужчиной, когда он подрос и уже на пороге школы? Больше всего детки желают поскорее стать взрослыми! Вот и начните относиться к своему чаду, как к равному себе, это только добавит ему уверенность в собственных силах.

Обязательно по мере взросления нужно приобщать ребенка к домашним обязанностям. Не рекомендуется поощрять его ни деньгами, ни подарками. Всё, что должен услышать сын за выполненную домашнюю работу, - это только слова благодарности. Это его одна из первых обязанностей, и пусть привыкает с детства к тому, что когда-нибудь он создаст свою семью, о которой нужно будет заботиться. Это помогает в решении вопроса о том, как воспитать сына мужчиной. Достижениями своего ребенка обязательно нужно гордиться и поддерживать все его начиная: будь это рисование, лепка, пение или спорт.

Телевизор в жизни детей

Не позволяйте своему ребенку сидеть около телевизора часами, просматривая иностранные фильмы. С раннего возраста контролируйте программы, которые смотрит малыш. Выбирайте поучительные, добрые и сказочные мультфильмы. После обязательно уделите время, чтобы обсудить, что понравилось, кто главный герой и почему он поступил именно так. Осуждайте отрицательные действия героев, хвалите хорошие и убедитесь, что ваш сын понял, какие поступки и почему являются плохими, а что является

Физическое воспитание

Как воспитать сына настоящим мужчиной с помощью спорта с раннего возраста? Следует начать делать утреннюю зарядку, желательно вместе. Заботиться о собственном теле и содержать его в чистоте - это очень важная обязанность каждого человека. Купите ребенку гантели с учетом его физических данных. С возрастом следует добавлять вес. Физические упражнения будут непременно развивать мускулатуру мальчика, сделают организм крепким и сильным и создадут правильную мужскую трапециевидную форму, которая впоследствии будет очень нравиться девушкам. Рекомендуется отдать ребенка на какие-нибудь спортивные секции, например единоборства, — это обязательно пригодится в жизни для самозащиты. Кроме отличной физической закалки, такой вид спорта развивает и мировосприятие человека.

Отношение к противоположному полу

Как маме воспитывать сына, чтобы он уважал и любил девочек? Следует рассказывать ему, что все девочки - это будущие мамы и жены, поэтому о них нужно заботиться, оберегать и любить. Прививать понимание к семейным ценностям рекомендуется с малых лет. Мальчик должен расти в понимании того, что он является защитником и помощником. Объясняйте сыну, что категорически запрещено бить девочек, даже если они задиры. Пусть учится не участвовать в ссорах с девочками, а лучше отойдёт в сторону или выпустит пар с помощью физических упражнений.

Научить быть хорошим товарищем

Как воспитать из сына мужчину и отличного друга? Нужно поощрять общение с более сильными по духу и успешными ребятами, ставить их в пример. Нужно с детства прививать мысль о том, что настоящую мужскую дружбу следует ценить. Сын должен с малых лет уважать своих друзей и никогда не бросать их в беде.

На что еще следует обратить внимание?

Приучайте своего сына к порядку, учите не разбрасывать одежду, убирать по своим местам личные вещи и игрушки. За проявленные старания в поддержании порядка обязательно хвалите. Пусть приобщается к такому виду труда для себя же и своей семьи. За беспорядок в его комнате можно и наказать.

Как воспитать сына настоящим мужчиной? Стоит потрудиться. Никто не говорит, что это легко. Оговорите подходящий режим дня и строго его придерживайтесь: во сколько вставать и ложиться, куда сходить, когда отдыхать. Поблажки допускайте только в выходные дни и когда малыш болеет. Но если что-то запрещаете, не ведите себя так сами, иначе он потом может сослаться на вас.

Научите мальчика ориентироваться в своем городе, среди домов вашего района - это поможет ему, когда он будет на улице один. Учите малыша ориентироваться на природе. Находите время, ходите с ним в лес и объясняйте, на какие приметы нужно обратить внимание, чтобы не заблудиться и найти дорогу домой. Пусть мальчик проявляет самостоятельность и принимает решения, нужно только следить за ходом его действий и помогать при необходимости.

Обязательно поговорите с сыном о семейном бюджете. Ребенок с детства должен усвоить, что не всё позволено, что ему заблагорассудится. Мальчику следует рассказать, из каких доходов формируется семейный бюджет, сколько в месяц требуется на питание, сколько откладывается на крупные покупки, на развлечения. Он имеет право знать свою долю расходов в общем бюджете. Стимулируйте в нём самостоятельность в желании заработать свои карманные деньги.

Зачем мальчику отец?

Нужно также знать, как воспитывать сына, отцу. Отлично, если папа будет рассказывать сыну про героизм предков своей семьи и объяснять, чем и кому обязаны люди своим рождением, за что сражались наши деды.

Отец непременно должен поощрять самостоятельность своего чада, приучать к мысли о том, что мальчик должен уметь достойно жить в этом сложном мире. Ребенка нужно подготовить к любым неожиданным потрясениям. Еще в дошкольном возрасте мальчик должен знать, кто он, свои имя и фамилию, когда родился, где живёт, адресные данные ближайших родственников, например бабушки и дедушки. Обязательно следует запомнить полные имена своих родителей и номера телефонов. Знать, где и кем работают родители, как добраться к месту их работы самостоятельно. Рекомендуется научить ребенка, как вести себя в незнакомом месте и в случаях, если вдруг он потеряется. Действия родителей и сына должны быть чётко скоординированы.

У мамы мальчик учится жалеть и сочувствовать другим людям, воспринимать окружающий мир как безопасное место. От нее малыш получает любовь, заботу и ласку. Мать интуитивно знает, как воспитать хорошего сына. В обществе же папы мальчик начинает осознавать свою принадлежность к мужскому полу и приобретает нужные навыки. Смотря на отца, сын учится подчиняться и командовать, добиваться своей цели, проявлять заботу о других, быть ответственным. Конечно, отцу нужно показывать это конкретными действиями, тогда мальчик обзаведется чертами личности, которые хотелось бы видеть потом во взрослом мужчине. Без папы малышу сложно усвоить мужские нормы поведения. Взрослые мужчины, которых растила одинокая мама, порой пассивны и безынициативны или слишком конфликтны. Жить в своей семье, заботиться о ней, дружить с другими мужчинами для них сложнее, чем для тех ребят, которых воспитывали в полной семье.

Если мама одна

Как воспитать сына мужчиной, если нет отца? К сожалению, такая ситуация не редкость. Если все делать с любовью и грамотно, то мать обязательно справится! Нежелательно обращаться к мальчику детскими обращениями. Относиться к сыну нужно как к взрослому. Это воспитывает в нём мужество и правильный характер.

Как воспитать сына одной, если у малыша нет перед глазами примера для подражания?

  • Нужно, чтобы мальчик обязательно иногда видел примеры мужского поведения. Поэтому старайтесь поощрять его общение со знакомыми мужчинами: дедушкой, дядей, другом семьи, тренером, коллегой или соседом. Пусть ребенок проводит вместе с ними как можно больше свободного времени: ходит на рыбалку, играет в футбол, возится с деталями в гараже. Во время этих занятий мальчик будет знакомиться с миром мужских интересов. Для него это необходимость.
  • Чтобы мальчик не вырос излишне женственным, следует постоянно подчеркивать в нем хорошие черты мужского поведения. К примеру, при просмотре фильма обращайте его внимание на положительные поступки представителей сильного пола.
  • Совершенные сыном "мужские поступки" непременно отмечайте и хвалите! К примеру, ребенок прибил полочку, починил что-то или помог соседкой бабушке донести пакеты. Попробуйте громко восхититься сыном: "Какой ты у меня сильный! Прямо настоящий мужчина!" В ответ увидите, как раздуется от гордости парнишка.

Если родной отец присутствует в жизни ребенка, то не следует ограничивать их общение. Также не стоит говорить сыну гневных и обидных слов о его папе. А если родного папы нет, как воспитать сына без отца?

Бывает, что одинокие мамы ставят крест на своей личной жизни и целиком посвящают себя воспитанию малыша. Они никуда не выходят, им неинтересно ни с кем общаться, просто живут в своем замкнутом мирке, где только мама и малыш. Этого не следует допускать! Нужно обязательно найти в себе силы, чтобы сходить в театр, в бассейн, на выставку или заняться необычным хобби. Тогда и ребенку будет интересно общаться со своей матерью и вместе проводить время.

Все психологи советуют: никогда не старайтесь внушить сыну, что всем на этом свете он обязан только своей маме. Мальчики с таким воспитанием обычно или слишком поздно женятся, или совсем не заводят свою семью, так как их с детства "программировали", что им никто не нужен, кроме матери.

Безусловно, одиноким мамочкам достаточно трудно найти золотую середину в воспитании своего ненаглядного мальчугана. Хочется не слишком избаловать сына и в то же время не отстраниться от него. Обязательно нужно попробовать стать для своего ребенка другом, который искренне интересуется его проблемами и успехами, всеми событиями в его жизни.

Нужно помнить самое главное: ребенок, прежде всего, нуждается в любви и заботе своих самых близких людей. Он должен быть уверен: даже если все отвернутся от него, то на Земле все равно будет один человек, который примет его таким, какой он есть - это его мама!

nailclients.ru - Сайт о косметологии