Месяца в старинном и современном календаре. Старинные русские названия месяцев

Лето 7521 от Сотворения Мира в Звёздном Храме
Земной Путь (Путь Волка)

В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём. Не забыт и Юлианский календарь, так называемый “старый стиль”. Ежегодно в январе мы вспоминаем о нём, когда отмечаем “старый” Новый год. Также средства массовой информации заботливо напоминают о смене лет по Китайскому, Японскому, Тайскому и прочих календарях. Безусловно, это расширяет наш кругозор и, чтобы он стал ещё шире, давайте прикоснёмся к древнейшей традиции летоисчисления Славянских народов - Даарийскому Круголету Числобога , по которому ещё не так давно жили наши Предки.

Наше летоисчисление не связано ни с Солнцем, ни с Землями, ни с Лунами, ни со Звёздами, а связано с Законами Творца Единого. Ибо Солнца, Звёзды, Земли и Луны убыстряют и замедляют свой ход, а Законы Творца Единого НЕЗЫБЛЕМЫ, и за соблюдением их наблюдает Числобог, который является хранителем Рек Времени.

У Славян в древности было несколько календарных форм счисления, но до настоящего времени сохранились лишь немногие...

Сейчас у нас идёт Лето 7520 от Сотворения Мира в Звездном Храме, но это совершенно не означает, что наш Мир был сотворён 7520 лет назад...

Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами. Таким образом у нас появилась "новыя система отсчета".

Этот самый мирный договор, между Великой Расой (древними Славянами) и Великом Драконом (древними Китайцами) был заключён в день Осеннего Равноденствия, или в 1 день Первого месяца Лета 5500 от Великой Стужи(Великого Похолодания). Победу тогда одержала Великая Раса, что и было отображено ввиде образа - Белый витязь на коне поражает копьём Дракона. (сейчас этот образ трактуют, как Георгий Победоносей побеждает древнего змия... хотя этот самый Георгий никакого отношения к древним событиям не имеет... тут просто факт использования христианами древнего образа в своих целях).

Наш календарь или как мы говорим Коляды Даръ, был запрещен Петром Первым 307 лет назад. В Лето 7208 он издал указ, об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввел западно-европейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря, Новолетие, с Дня Осеннего Равноденствия (у Славян-Староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 Генваря, и обозначил начальную дату - 1700 год.

Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Исус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне.Вот эту дату и выбрал Петр Первый... он своим указом приказал всем подданым отмечать начало нового календаря и поздравлять друг-друга с Новым Годом.

Небольшой комментарий . При дворе Петра Первого, на русском языке почти не разговаривали, потому-что он считался языком простого народа... в основном всё общение шло на немецком и голандском языках.
Так вот слово Год (God) на этих языках, означает Бог... т.е. своим указом Петр заставил подданых поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше...

Заметьте, древние своды о прошедших событиях назывались - Летописями, а не Годописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга - сколько тебе лет, а не сколько тебе годов...

Кроме того... Пётр, не просто сменил старые календари на новый... Он украл у народа 5508 лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать вместо него Историю, которой раньше небыло.Сейчас мало кто помнить, что раньше в даты Летописях записывались буквицей древнерусского языка, а не цифрами, которые ввели по приказу Петра.

До введения нового календаря народ отметил 7208 Новолетий от победы над древними китайцами, и даты всегда записывалась буквицей... это нам говорит о том, что письменность существовала у Славян задолго до Солунских монахов Кирилла и Мефодия... если бы не реформа Петра, эта бы церковная сказка про "просвещения неграмотных язычников" давно была бы забыта, как чья-то глупая шутка. Не зря же императрица Екатерина II говорила:" Славяне за многие тысячи лет до Рождества Христова свои письмена имели".

Вот краткий список, используемых Славянами-Староверами, календарных форм :

Летоисчисления соответствующие 2011-2012 гг .
Лето 7520 от Сотворения Мира в Звездном Храме
Лето 13020 от Великой Стужи (Великого Похолодания)
Лето 44556 от Сотворения Великого Коло Рассении
Лето 106790 от Основания Асгарда Ирийского
Лето 111818 от Великого Переселения из Даарии
Лето 143002 от периода Трех Лун
Лето 153378 от Асса Деи
Лето 165042 от Времени Тары
Лето 185778 от Времени Туле
Лето 211698 от Времени Свага
Лето 273906 от Времени х’Арра
Лето 460530 от Времени Дары
Лето 604386 от Времени Трех Солнц...

Эти системы не отменяют, а дополняют друг друга... каждая последующая является продолжением предыдущей календарной системы.Можно продолжать и далее, но хотелось бы на время отойти от сути и рассказать, как и когда появился на Руси 12 месячный календарь.

Как я уже говорил ранее, Славяне и Арии использовали другие системы календарного счисления, нежели принятые сейчас. Поэтому наверное будет интересно, кто и когда задумал переход на иную календарную систему систему и с чем это было связано. Сначала вкрадце об календарных системах Европы и Скандинавии.

У разных народов живших на территории Европы были разные системы счета дней. У кельтов и скандинавов изначально был 9-и месячный календарь, но в последствии он был заменён 24-х месячным. Это было связано с постоянно изменяющимися климатическими условиями и полным переходом на руническую форму письма.

После перехода, каждый месяц обозначался своей руной, из т.н. Футарха (сборника Рун). Месяца отличались по продолжительности, так 1 месяц был 14 дней, 2 месяц - 15 дней и 3 месяц -16 дней... потом данной чередование повторялось.

Такое чередование впервую очередь было связано с фазами Луны, переодичной которой - 29,5 дней... таким образом первые 4 месяца Рунического календаря (14+15+16+14=59) соответствовали 2-м полным лунным месяцам (29,5+29,5=59)... а дальнейшая система чередования месяцев соединяла между собой лунные фазы с солнечным календарём... таким образом год Рунического календаря содержал 360 дней.

Но так как в Рунике была еще и 25 пустая руна, иногда называемая руной Одина, то и она нашла своё применение в календаре... в конце каждого третьего года, вставлялся дополнительный 25 месяц, в котором шло чередование дней сначала 14, потом 15, а затем 16 дней.Этот 25 месяц помогал выровнять цикличность солнечного года, также как сейчас это делают при помощи високосного года.

На юге Европы, на территории современной Италии, жили Расены, которых больше знают под названиями Этруски или Тиррены. Они тоже пользовались 9-и месячным календарём.

Прибывшие на территорию Италии латиняне и сабиняне, принесли с собой свои календарные системы... В последствии появились и новые системы, например греческие "Олимпийские циклы" или латинские "Календы от Основания Рима" . Латиняне пытались навязать Расенам, свою календарную систему, а когда эта затея провалилась, латиняне объявили Этрусков глупыми, решили просто уничтожить Расенов.

Вот это большое многообразие календарных систем, иногда вводило большую путаницу в определение "больших торговых дней", поэтому в 45 г. до н.э. по указу Императора Юлия Цезаря, была введена "новая" Календарная система, которую требовалось соблюдать на территории всей Римской империи. Я не зря написал слово "новая" в кавычках, ибо за её основу был взят действующий календарь жрецов Египта. Юлий Цезарь его несколько изменил, таким образом появился всем известный Юлианский календарь.

А теперь представте, с какими проблемами столкнулись христианские миссионеры, которые отправились "просвещать" язычников Европы. Даже если они кого-то приобщали к новой вере, то тут же сталкивались с проблемами, когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты.Иная календарная система, не позволяла христианам-миссионерам правильно опредлить какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложные для понимания христиан, и к тому-же сравнительные даты постоянно "плавали".

Выход был найдён только один. Запретить старый календарь и ввести новый - Юлианский.

Та же самая картина наблюдалась и при крещении Руси. Введённый Юлианский календарь, народ не принял. Потому-что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь, с номерными месяцами на латинском языке, которых на 3 больше, да к тому же еще начинавшийся не в День Осеннего Равноденствия, а начале весны.

Но христиане нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий.


Только в таком виде, христианам удалось назязать славянским народам чужой календарь. В других славянских странах была проделана таже реконструкция Юлианского календаря, и месяца получили свои славянские названия.

Но даже после того, как христиане нашли выход из создавшегося положения, и в Юлианском календаре месяца получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий... древний Славянский календарь не перестал существовать. На всех славянских землях продолжали использовать два календаря.


Потому-что, по новому (Юлианскому) календарю можно было узнать только о церковных праздниках, и о событиях прошлого произошедших далеко от славянких земель.

А старый календарь , нужен был в первую очередь для повседневной жизни людей, ибо по нему определяли, когда начинать и когда заканчивать сельхоз работы, и другие дела, ведь одними молитвами сыт не будешь.

Таким образом на Руси параллельно существовали 2 календарные системы, старая и новая.


Но церковные и светские власти не устраивало то, что народ праздники отмечал по обоим календарям, но больше всего неустраивала путаница, которую создавали летописцы, ведь русские летописцы использовали даты старого, славянского календаря, а приглашенные греки-летописцы использовали даты из нового календаря, где Новолетие отсчитывалось от первого весеннего полнолуния...

Например: дата 1 марта 1005 г. н.э. по Славянскому календарю выпадала на Лето 6513 от С.М.З.Х, а по христианскому на Лето 6512 от С.М., таким образом разница между Славянским календарём и календарём от Рождества Христова составляла 5508 лет, а у христианского календаря - 5507 лет.

Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 (1348 г. н.э.) по указу царя Ивана III, Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря.

Кроме того, началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя.

Так например:
День Бога Велеса был заменён Днём Власия;
День Масленицы-Марёны был объявлен просто Масленицей;
День Бога Купалы стал днём Иоанна Крестителя, или как его называли на русский манер -Иваном Купалой, т.е. Иваном, который в реке всех купал;
День Триглава (Сварога-Перуна-Свентовита), превратился в Троицу;
Вышний День Бога Перуна заменили Днём Ильи-Пророка... и т.д.

Но больше всего церковные и светские власти неустраивало, что народ пользуется двумя календарями, отмечает два Новолетия... Христианское Новолетие 1 марта, и Славянское Новолетие в День Осеннего Равноденствия.

Никакие запреты Славянского календаря не помогали, а принятие жестких мер вплоть до казней, дало обратный эффект. Во многих городах и сёлах началась смута и поднялись восстания, везде шло поголовное уничтожение христианских свещенников и их помощников. Дело дошло до того, что были уничтожены многие тысячи "божих людей", и тогда пришлось царю Ивану III "идти в народ", ибо только так власти смогли успокоить восставший народ.

Чтобы вредь не возникало смуты и разора, царь не только разрешил людям пользоваться старым календарём, но и узаконил право почитать Старую Веру Предков. Таким образом на Русской земле было официально узаконено Двоеверие и два календаря . Церковный календарь стал считаться - официальным, т.е. государственным, а старый календарь - народным.

Следующее изменение официального календаря произошло через 1 Круг Лет (144 года). При приближении Лета 7000 году от Сотворения Мира (1492 г. н.э.), среди христиан в России росли апокалиптические настроения. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы. Но когда все ожидаемые сроки конца света прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 (1492) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября. Это постановление действует в Христанской Церкви до сих пор...

В Лето 7090 (1582 г.) католической церковью по указанию папы римского Григория XIII был введен новый календарь, который получил его имя. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова. Необходимость введения нового календаря связывалась с тем, что продолжительность Юлианского календарного года немного больше продолжительности года природного, а потому он стал немного отставать от природы, так что за 128 лет накапливались одни сутки. Поэтому на момент введения Григорианского календаря набежало уже 10 дней разницы.

Но не все европейские страны сразу перешли на новый календарь, некоторым странам понадобились годы или даже столетия, чтобы перейти на новый Григорианский стиль. В России на данный стиль перешли только в феврале 1918 года.

Григорианский календарь также не является абсолютно точным: он отстает от природного на одни сутки за 3300 лет; кроме того, григорианский календарь «неравномерен», он содержит своего рода «скачки». Но постепенно григорианский календарь был принят большинством государств и сегодня является общепризнанным.

В Лето 7208 (1699) Петр I перенес Новолетие на 1 Генваря и издал специальный указ:
«Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.»

И так, мы возвращаемся к Славянскаму календарю, который отменил Петр Первый...

Несмотря на свою необычность, для современного восприятия, особенно когда в основе календаря везде прослеживается 9, эта календарная система, наиболее точная и удобная из всех существующих на данный момент календарей. Я понимаю, что моё заявление звучил голословно, но я постараюсь в своём дальнейшем рассказе подтвертить это завление. Тем более за последние несколько десятков тысяч лет, этот Славянский календарь иначе называемый "Коляды Дар "не "убежал" и не "отстал" ни на один день...

И так начнём с простых данных.

Коляды Дар , содержит три природных сезона: Оусень, Зима и Весна .
Эти три сезона объединены в единый солнечный цикл, который называется - Лето. Лето состоит из 9 месяцев , таким образом на каждый природный сезон приходится по три месяца.

В календаре есть два понятия: Простое Лето и Священное Лето . Они составляют Круг Лет, в котором 15 простых и 1 Священное Лето.

Девять Кругов Лет , составляли Круг Жизни , который состоит из 144 лет. Эти повторяющиеся циклы, называют Круголетом Числобога .

Простое Лето состоит из 365 дней, все нечётные месяцы содержат по 41 дню, а чётные - по 40 дней. (5х41=205)+(4х40=160)=365.
Священное Лето состоит из 369 дней, все месяцы содержат по 41 дню. (9х41)=369.

Новолетие приходится на 1 день второго месяца Оусени, т.е. на День Осеннего Равноденствия. Это как правило связывают с тем, что весь урожай был собран, закрома наполнены, и новое Лето начиналось с полного достатка.

Кроме того, самые важные события было принято принимать именно в Новолетие. Так например, мирный договор с Великим Драконом (древним Китаем) был подписан именно в Новолетие. Это было очень удобно для введения новой точки отсчета мирной жизни, при чём, на основной календарной системе это никак не отражалось. Ведь Сотворение Мира (между народами), произошло в 1 день 1 месяца Лета 5500 от Великой Стужи.

Таким образом, 1 день 1 месяца Лета 5501 от Великой Стужи, одновременно стал и 1 днём 1 месяца Лета 1 от Сотворение Мира, а так как мирный договор был подписан в Лето носящее название - Звездного Храма на Круголете Числобога, то и название нового Летоисчисления стало - от Сотворения Мира в Звездном Храме.

Неделя Славянского календаря также состояла из 9 дней. Они несли числовую форму и назывались: Понедельникъ, Вторникъ, Тритейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица, Неделя.

Это было очень удобно, все нечетные месяца Простого Лета начинались с одного дня недели, а всё чётные с другого.А так как Священное Лето состоит из 41 недели, то и следующий Круг Жизни, начинался с того же дня недели, что и Священное Лето.Таким образом, каждый Круг Жизни, т.е. цикл из 144 лет, начинался с Понедельника.

То, что о старой девятидневной неделе помнили еще не так давно, мы можем убедиться, прочитав сказки сибирского сказителя Петра Павловича Ершова.

Ну, Гаврило, в ту седьмицу
Отведем-ка их в столицу;
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим.
(Конек-Горбунок)

Вот осьмица уж прошла
и неделя подошла.
(Каменная чаша)


Древний Славянский календарь, также как и скандинавский или кельтский имел Руническую форму отображения, т.е. изначально названия месяцев, чисел, дней недели и названия Лет записывались Рунами.

Для тех кто не знает, Руна, это не буква и не слог... Руна - это тайный Образ. Название месяцев изначально обозначались Рунами, а уже позднее была добавлена запись Буквицей с кратким раскрытием смыслового значения.

Как и почему называются месяцы в славянских языках.

Во многих языках, включая английский и русский, названия месяцев имеют латинскую основу. В славянских языках каждый месяц имел свое название, да и не одно.

Январь

Латинское: Januarius. Назван в честь бога Януса.
Славянское название "Просинец" - толи от «про-сиять» - означает возрождение Солнца, то ли от появляющейся синевы неба в Январе. Малороссийское название января «сочень». После серого декабря, краски природы становятся сочными, яркими.
В украинском языке месяц носит название "сiчень"
В белорусском - "студзень"

Февраль

Латинское: Februarius. Назван в честь праздника очищения Фебруа.
Славянское название "Сечень", "Бокогрей", «Ветродуй» и «Лютень»
Время подсеки деревьев для очистки земли под пашню. Бокогрей - скотина на солнце выходит погреться. Называли его еще «межень» (межа между зимой и весной). Ветры в феврале холодом секут. Но еще лютует. Из-за частых вьюг и метелей февраль величали также «ветродуем» и «лютнем». В феврале бывают крупные морозы, которые соответственно называются: кащеевы (2 февраля), велесовы (11 февраля).
В украинском языке месяц носит название "лютий"
В белорусском он "люты"

Март

Латинское: Martius. Назван в честь бога Марса.
Славянское название "Сухый" - земля сохнет от сходящего снега.
Звали этот месяц также Зимобор, протальник, березозол (март). Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель.
В украинском языке месяц носит название "березень". Украинская весна приходит раньше.
В белорусском - "сакавiк"

Апрель

Латинское: Aprilis. Назван в честь богини Афродиты или от латинского слова aperire - открывать.
Древнерусские имена месяца апреля были: брезень, снегогон – ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще – цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.
В украинском языке месяц носит название "квiтень"
В белорусском - "красавiк". Красиво в Белорусии в апреле.

Май

Латинское: Maius. От имени древнеримской богини весны Майи.
Славянское название "Травень", "травный" – буйство трав и зелени. Природа расцветает.
В украинском языке месяц носит название "травень"
В белорусском - "май"

Июнь

Латинское: Junius. От имени древнеримской богини Юноны, супруги бога Юпитера.
В старину коренными русскими названиями месяца июня был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от креса (огня), и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы).
В украинском языке месяц носит название "червень"
В белорусском - "чэрвень"

Июль

Латинское: Julius. Назван в честь Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. Ранее назывался квинтилий от слова quintus - пятый, потому что это был 5-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
У нас в старину он назывался, как и июнь,- червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червленый, красный). Месяц этот называется также липцем - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз.
В украинском языке месяц носит название "липень"
В белорусском - "лiпень"

Август

Латинское: Augustus. Назван в честь императора Августа в 8 г. до н.э. Ранее назывался секстилий от слова sextus - шестой, потому что это был 6-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Серпень" - време косить пшеницу. На севере он назывался «зарев» - от сияния зарницы; на юге «серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Название «жнивень», думаю, пояснять будет уже излишне.
В украинском языке месяц носит название "серпень"
В белорусском - практически также - "жнiвень"

Сентябрь

Латинское: September. От слова septem - семь, потому что это был 7-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в природе.
В украинском языке месяц носит название "вересень"
В белорусском - "верасень"

Октябрь

Латинское: October. От слова octo - восемь, потому что это был 8-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Листопад" - ну тут все очевидно. Носил он также название «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе – «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту.
В украинском языке месяц носит название "жовтень"
В белорусском - "кастрычнiк"

Ноябрь

Латинское: November. От слова novem - девять, потому что это был 9-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Грудень". В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом. Вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем. В Словаре Даля областное слово груда – «мерзлые колеи по дороге, мерзлая кочковатая грязь».
В украинском языке месяц называется "листопад"
В белорусском - "лiстапад"

Декабрь

Латинское: December. От слова decem - десять, потому что это был 10-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Студень" - холодный месяц, как-никак.
В украинском языке месяц называется "грудень"
В белорусском же он снежань

Как жили в Древней Руси

1. На каком языке говорили в давние времена? Мы говорим на русском языке. Язык, на котором говорили в России, к примеру, лет триста назад, так же похож на современный русский язык, как ты на своих родителей. Что значат слова «льзя», «уклюжий», «настье»? Сейчас скажут: нет таких слов, так не говорят. Зато есть всем знакомые слова «нельзя», «неуклюжий», «ненастье». А триста лет назад говорили: «Лихо беде напасть, скоро льзя (то есть «можно») пропасть».

У русского языка есть «родитель» - древнерусский язык. На нем говорили с 6-го по 14-й век предки русских, украинцев и белорусов. Если бы мы жили в те далекие времена, то вместо «здравствуйте» говорили бы «гой еси». «Гой» - жизнь, «еси» - сейчас. То есть то же самое, что «Будь жив!» или «Будь здоров!». Это выражение сохранилось в былинах.

Древнерусский язык произошел от праславянского (общеславянского). На этом языке говорили предки поляков, чехов, словаков, болгар, русских и всех других славянских народов тысячи лет назад. И сейчас всем понятно древнее слово «здоров», «здрав» - то есть «человек не болеет, хорошо себя чувствует». Но почему мы говорим именно так, мы узнаем из общеславянского языка. «Здоровый» - значит… «из хорошего дерева».

Некоторые славянские слова объяснить даже ученые не могут. Дело в том, что не все вещи можно было называть своими настоящими именами. Это было опасно! Назовешь медведя настоящим именем, а он возьмет да и появится перед тобой. Вот и решили вместо настоящего имени намекать: «Это тот, кто знает (ведает) мед – медведь». А волк – тот, кто уволакивает. Змея – по земле ползает. Дуб у древних славян тоже был волшебным деревом и назывался другим словом.

Есть на свете слова, которые можно понять без перевода, говорит ли из нам немец или француз, русский или индус. Это потому, что у праславянского языка и древних языков других народов тоже общий родитель – индоевропейский язык. Мама, брат, вода, жизнь, солнце, ночь, нос… Таких слов много, нужно только внимательно слушать. Правда, каждый народ произносит общие древние слова по-своему.

Сравните старые и новые значения некоторых известных слов:

Неделя – от «не делать», выходной, день отдыха

Живот – жизнь

Глагол – слово

Ряха – щеголиха (сравните: рядиться)

Губы – грибы

Гроздь – лес, дерево

Щекотать – издавать резкие звуки

Позор – зрелище, то есть буквально «То, что представляется вздору» (сравните: зритель, зреть, зоркий)

Видок – свидетель

Гость – купец

Дача – дар, то, что дают

Лето – год (мы и сейчас говорим:«Нам столько-то лет»)

Негодяй – не годный к службе

Вонять – хорошо пахнуть

Кири́ллица - старославянская (староболгарская) азбука , один из двух (наряду с глаголицей) древних алфавитов для старославянского языка. Алфавиты на основе кириллицы являются или являлись системой письменности для 108 естественных языков, включая следующие славянские языки: белорусского языка (белорусский алфавит), болгарского языка (болгарский алфавит),македонского языка (македонский алфавит),русинского языка/диалекта (русинский алфавит),русского языка (русский алфавит),сербского языка (сербский кириллический алфавит),украинского языка (украинский алфавит),черногорского языка (черногорский алфавит),а также большинство неславянских языков народов СССР, некоторые из которых ранее имели другие системы письменности (на латинской, арабской или иной основе) и были переведены на кириллицу в конце 1930-х годов.

Ведьма – та, кто знает, ведает

Граната – пушка

Буйный – смелый, храбрый, дерзкий, самонадеянный

Синий – сияющий, блестящий

Укроп – горячая (теплая) вода

Слух – доносчик, ухо

Рота – клятва, присяга

Ревность – усердие

Белый – блестящий, светлый, ясный

Красный – красивый, хороший (красный цвет назывался червеный, потому что его добывали из червецов – насекомых)

Баюшки-баю – рассказываю сказки

Названия месяцев в русском и древнерусском языках

Русский Древнерусский Русские народные названия
Январь Просинец Перезимье, лютовей, трескун
Февраль Сечень Вьюговей, бокогрей, снежень, лютень
Март Сухий Зимобор, протальник, грачёвник
Апрель Березозол Снегогон, ручейник, первоцвет
Май Травный Ярец, травень, цветень
Июнь Изок Разноцвет, скопидом, хлшеборост
Июль Червен Страдник, сенозарник, грозник
Август Зарев Густоед, разносол, жнивень
Сентябрь Ревун Хмурень, вересень, зоревник
Октябрь Листопад Грязник, свадебник, листобой
Ноябрь Груден Полузимник, бездорожник, листогной
Декабрь Студеный Ветрозим, студень, стужайло

2. Как звали наших предков? У каждого из нас есть имя, отчество и фамилия. Имя для нас выбирали родители. Почему они решили назвать нас именно так? В Древней Руси мамы и папы легко могли ответить на этот вопрос. Никакое имя не давалось просто так или потому что модное. Могли назвать ребенка… Щукой. А могли Репкой или Злобой. Бегали по улицам Жито и Чобот, Неустрой и даже… Возгривая (сопливая) Рожа. Почему же родители так ужасно называли своих детей? Это были не просто имена, а обманные прозвища – имена «понарошку». Их можно было чужим говорить, на всю улицу кричать. Но кроме этого имени ребенок получал имя настоящее, тайное.его знали только родные. чужому настоящее имя не открывали, чтобы не сглазил, не заколдовал. настоящее имя было красивое: Любава, Вячеслав, Дара, Ива, Светолик, Весняна, Богдан, Любомир, Милослав, Белоснежа… А могло быть и Небаба, Вострыя Сабля, Неупокой. В имени заключалось пожелание родителей определенной судьбы для своего ребенка, каких-либо черт внешности или характера. И всем понятно, что эти слова означают, их не нужно переводить.

После принятия христианства у человека стало несколько имен. Одно, тайное, другое явное – прозвище. Было еще и крестильное имя, которое давали человеку при крещении в церкви. Вместе с крестильным именем ребенок получал ангела-хранителя – покровительство того святого, чьим именем он назван. Крестильные имена сначала плохо приживались. Ведь все они были иностранными. Но за тысячу лет христианства русские так привыкли к Аннам, Василиям, Александрам, Мариям, Ильям, Зоям, Екатеринам, Евгениям, Захарам, Ксениям, Натальям, что теперь эти имена встречаются гораздо чаще, чем исконно русские.

Были в древности и отчества. И даже… полуотчества. Ито и другое говорило о том, чьи мы, какого отца-батюшки. Если полным отчеством называть – Иванович, а если полуотчеством – Иванов (то есть Иванов сын).

Позже, после принятия христианства, имена детям стали давать по святцам. Святцы, или месяцеслов, - это список святых Православной церкви, составленный в порядке месяцев и дней, к которым приурочено чествование каждого святого. После крещения тот святой, имя которого выбрано ребенку, становится его небесным покровителем.

Фамилий же в древности не было. Но были семейные прозвища. Прозвище – дело не обидное, а очень даже серьезное. У князей, бояр тоже имелись прозвища. Прозвать могли по имени дела, по семейному занятию или ремеслу, по месту, где живешь. Сначала фамилии были только у знатных людей. А все поголовно жители России получили фамилии только в 20 веке – когда появились паспорта.

Самая распространенная русская фамилия – Смирнов. Очень любили родители смирных, послушных детей, вот и давали как можно чаще имя Смирной. А за Смирновыми уже идут Иванов, Кузнецов, Соколов, Попов.

3. Где жили наши предки? В древности люди жили в…городах. Гардарикой – страной городов – называли иностранцы славянские земли. Но эти древние города не очень походили на современные. «Город» означает «огороженное место». Конечно, нужно ограждать свои дома – от диких зверей, от врагов.

На юге Урала учкеные нашли десятки древнейших поселений. Лучше всех сохранился Аркаим. Выстроенные по кругу дома были обнесены высокой стеной из дерева и глины. У каждой семьи была своя «квартира»», которой помещались кровати, несколько печей и колодец.

Внутрь такого городка вели четверо ворот. Но только одни были настоящие, и они были хорошо замаскированы. Остальные ворота приводили чужака в тупик. Дома стояли стена к стене. И, если посмотреть на Аркаим сверху, не увидишь ни улиц, ни дворов. Весь городок, кроме маленькой центральной площади, - под крышей. На крышах можно было сушить овощи и травы. А можно жить все лето.

Реконструкция Аркаима

Но вот однажды акраимцы собрали все вещи, вышли из города и …подожгли его и ушли. У них не было письменности. И они не оставили там сообщений, откуда пришли, что заставило их покинуть родные места и куда ушли. Может быть, когда-нибудь кто-то из вас сможет открыть тайну Аркаима.

Древним русским городам, которые сохранились до наших дней, - по тысяче с лишним лет. Это Ладога, Изборск, Новгород, Полоцк, Киев, Чернигов, Ростов, Смоленск и другие. В летописях 10 века упоминается больше 20 городов. Находятся они в европейской части современной России. А также в Украине и Белоруссии. Все это – земли Древней Руси.

За высокой крепостной стеной, которая окружала древнерусский город, располагался детинец, или кремль, - ядро города. В кремле находились собор, терем князя, просторная торговая площадь. Все постройки были соединены улочками, по которым можно было ездить на лошадях.

В настоящее время в России сохранились 12 кремлей:

1. Астраханский кремль. Расположен на высоком холме на берегу р. Волги. Был построен в 1580 - 1620 г.г. Михаилом Вельяминовым и Деем Губастым. Белокаменные стены кремля включают семь башен - три проездные и четыре глухие. На территории кремля расположены Троицкий и Успенский соборы, Кирилловская часовня, архиерейский дом. Пречистенские ворота увенчивает башня с колокольней и часами (высота 80 м).

2. Зарайский кремль. Сооружён в 1528 - 1531 г.г. по распоряжению Василия III. Будучи пограничным городом, входившим в линию укреплений на южной границе Русского государства, Зарайск подвергался неоднократным нападениям ордынцев, в 1608 г. был захвачен польскими войсками. В 1610 г. зарайским воеводой был кн. Д.М. Пожарский. Кирпичный кремль облицован снаружи белым камнем и имеет 7 башен, из которых три проездные. В кремле находятся Никольский собор и поздняя церковь Иоанна Предтечи.

3. Казанский кремль. Построен в XVI в. Постником Яковлевым и Иваном Ширяем в псковском архитектурном стиле. Стены и башни были реконструированы в XVII и XIX вв. На территории кремля находятся Благовещенский собор, построенный в 1562 г., дозорная башня Сююмбеки (постройки неизвестного времени), а также сооружённая в 1990-х гг. мечеть Кул-Шариф. Кремль выдержал осаду войск Пугачёва в 1774 г.

4. Коломенский кремль. Построен в 1525 - 1531 г.г. при Василии III на месте разрушенного татарами деревянного кремля. Стены и башни сохранились частично. Из башен особенно выделяется «Маринкина башня», в которой, по легенде, была заточена Марина Мнишек. В кремле находятся Успенский собор (конец XVII в.), Воскресенская церковь (перестроена в XVIII в.), Троицкая церковь (конец XVII в.) и другие сооружения.

5. Московский Кремль. Современные стены и башни (всего их сейчас 20) построены в 1485 - 1495 г.г. итальянскими архитекторами из красного кирпича, на месте белокаменных, достраивались в XVII в. В Кремле расположены Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, несколько церквей, патриаршьи палаты, Теремной дворец, Грановитая палата, колокольня «Иван Великий» и другие сооружения.

6. Новгородский кремль. Современные крепостные стены и башни построены в 1484 -1490 г.г. на основаниях старых стен начала XIV в. (сам детинец на территории современного кремля существовал с X в.). Из башен до настоящего времени сохранилось девять, в т.ч. 30-метровая башня Кокуй, надстроенная в конце 17 в. В кремле находятся Новгородский Софийский собор середины XI в., самое древнее каменное сооружение на территории России, Грановитая палата и другие постройки. В 1862 г. в кремле был торжественно открыт памятник «Тысячелетие России».

7. Нижегородский кремль. Стены кремля с 12 башнями (первоначально 13) построены в 1500 - 1512 г.г., вероятно, итальянским архитектором Петром Фрязиным. В кремле находятся Михайло-Архангельский собор, построенный в 1631 г. в честь победы ополчения 1612 г., где ныне похоронен Кузьма Минин, несколько гражданских зданий, установлен памятник Минину и Пожарскому.

8. Псковский кремль. Называется «кром». Расположен у слияния рек Великая и Пскова. Стены и башни сооружены в XIII в. из известковой плиты и являются самыми древними сохранившимися в России кремлёвскими укреплениями. На территории крома расположены пятиглавый Троицкий собор конца XVII в. и семигранная колокольня того же времени, надстроенная в начале XIX в.

9. Ростовский кремль. Комплекс кремля был построен в 1670 - 1683 г.г. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в качестве архиерейского дома на берегу озера Неро. Крепостные стены имеют 11 башен, в т.ч. четыре въездных. В кремле находятся 5-главый Успенский собор, построенный в конце XVI в., соборная звонница со знаменитыми 13 ростовскими колоколами, а также несколько красивых церквей и палат. Кремль представляет собой уникальный архитектурный комплекс конца XVII в.

10. Рязанский кремль. Представляет собой комплекс историко-архитектурных памятников, находящихся на территории первоначальной крепости Переяславля-Рязанского, расположенной в междуречье рек Трубеж и Лыбедь. Сооружения окружены земляным оборонительным валом XII -XVII в.в. На территории кремля находятся Успенский собор, построенный в конце XVII в. в стиле «нарышкинского барокко» Я. Бухвостовым, четырёх-ярусная колокольня (конец XVIII - нач.XIX в.), Христорождественский и Архангельский (XVI в.) соборы, архиерейские палаты (XVII - XIX в.) - т.н. палаты князя Олега, другие церкви и гражданские сооружения.

11. Тульский кремль. Кирпичные стены и башни построены в 1514 - 1520 г.г. в качестве оборонительной крепости на южных рубежах страны. Кремль выдержал осаду крымского хана Девлет-Гирея в 1552 г., в 1608 г. в кремле четыре месяца выдерживали осаду царских войск повстанцы И. Болотникова. В кремле находятся пятиглавый Успенский собор, построенный в 1762 - 1764 г.г., Богоявленский собор (1855 - 1863 гг.), памятник Петру I.

12. Тобольский кремль. Построен в конце XVII в. Г. Шарыпиным и Г. Тюриным: каменные стены и башни т.н. Софийского двора и пятиглавый Софийско-Успенский собор (1681 - 1686 г.г.) - древнейшее каменное сооружение Сибири. В 1700 - 1717 г.г. Семёном Ремезовым построена светская часть кремля - Малый или Вознесенский город. Соборная колокольня (высота 75 м) построена в конце XVIII в., Покровский собор в 1740-х г.г. Другие сооружения кремля выстроены в XVIII - XIX в.в. В Тобольск при Борисе Годунове был «сослан» знаменитый Угличский колокол, для которого в кремле была построена специальная каменная звонница.

Сельские поселения назывались «вервь» («весь»). Позже появились наименования «деревня», «село». Крупное селение, где жил представитель князя и куда свозили князю дань, называлось «погост» («место, где гостят»). Со временем слово изменило свое значение, и погостом стали называть кладбище.

4. Каким был дом наших предков? Наши предки говорили: «В гостях хорошо, а дома лучше!». Каждый из нас, наверное, слышал эту народную мудрость. Конечно, все в родном доме лучше, все устроено так. Как нам удобно. И всё же мы отправимся в гости. Лет на 800 назад.

«У дуба-дубища проклеваны дуплища» - это загадка про избу. Непривычно в древнем доме. Много незнакомых вещей. Но самую главную узнаем без труда: «Мать толста, дось красна, сын бес – долетел до небес». Мать – это печь, дочь – огонь, сын - дым.

Окна, двери, крыша, крыльцо – все выходы из дома «в мир» были защищены. Не только для красоты, но и для защиты от злых духов делали на крыше конька, на наличниках вырезали солнце и птиц. Фигурки-символы помогали людям преодолеть страх перед стихийными силами природы, пожарами, войнами, болезнями или недружелюбием соседей.

Печь, очаг – главное место в доме. Есть такая присказка: «начнем от печки» - значит, с начала. Печи появились в домах давным-давно. Древние печи топились по-черному. Дым шел в комнату. В народе говорили: «Хоть дымно, да сытно». Чтобы дым поднимался выше голов и не ел глаза, потолков в курных избах не делали. А потом придумали печь с трубой. Не всем она была по карману. Сначала лишь бояре имели такие печи.

Русские печи до сих пор можно встретить в деревенских домах. На теплой печи спали и лечились. Внутри, в устье, можно было мыться.

Напротив печи – тоже знакомый предмет: «Четыре брата под одной шляпой стоят, одним кушаком обвязаны». Стол за тысячу лет не изменился. Но вместо стульев в древнем доме вдоль стен стояли лавки.

Наискосок от печи в парадном углу – иконы. Угол называли красным. После печного угла красный угол – самое волшебное место в доме.Найдем мы в русской избе и окна. Но без стекол. Это небольшая (на высоту одного-двух бревен) прорезь в стене с дверцей-задвижкой, как в шкафах-купе. «Без рук, без ног, по стене ползет» - вот загадка, которую сейчас трудно отгадать. А это ставень в волоковом окне.В светлицах и горницах на оконные рамы натягивали бычий пузырь, слюду, промасленную ткань. Стеклянные окна стали появляться только в 16 веке.

5. Что ели наши предки? Давайте уберем подальше морковь, фасоль, помидоры, картофель, сахар, шоколад, сосиски, пиццу, все газированные напитки, чай, кофе, какао… Что же остается?

Из злаковых выращивали ячмень, овёс, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь. Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северных большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.

В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом.

Интересная ситуация на Руси была с овощными продуктами. Того, что мы употребляем сейчас, не было и в помине. Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили,жарили и делали из них начинку для пирогов. Также издревле на Руси известен горох. Его не только варили, но и делали из него муку, из которой пекли блины и пироги. В 11 веке на столах начинается появляться репчатый лук, капуста, несколько позже - морковь. Огурцы появятся только в 15 веке. А привычные намкартофель, томаты и баклажаны пришли к нам лишь в начале 18 века.
Помимо этого на Руси из растительной пищи употребляли дикий щавель и лебеду. Дополняли растительный рацион многочисленные дикорастущие ягоды и грибы.

Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное) либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.
Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили.

На Руси не было супов. Знаменитые русские уха, борщ и солянка появились только в 15-17 веках. Была тюря - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.

Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили травяные чаи, березовый сок, кисели и морсы.

названия

Какие названия месяцев были в Древней Руси и у славян?
Исконно русские названия месяцев года в календарном порядке
Происхождение старинных названий весенних, осенних, летних и зимних месяцев
Народные названия месяцев, связанные с явлениями живой природой и трудом людей

Календарный год у наших далёких предков начинался отнюдь не в январе, и даже не в марте (как это имело место в определённую эпоху), а в сентябре. Именно сентябрь по космогоническим представлениям древних русов являлся первым месяцем вселенского года. Примечательно также, что пределы месяцев в Древней Руси не совпадали с границами римских. При этом начало и конец месяцев древнерусского календаря были подвижными. Вследствие этого требовались постоянные коррективы, чтобы восстановить соответствие названий месяцев тем действительным явлениям, которые они обозначали.

Для этого в древнерусском календаре были некоторые относительно устойчивые опоры, обозначавшие некие наиболее важные вехи в постоянно изменяющихся соотношениях между лунными месяцами и солнечным циклом. Такими «опорами» видимо были «просинец» (указывающий на постоянный, регулярно повторяющийся процесс прибавления продолжительности дня после зимнего солнцеворота) и «серпень/жнивень» (указывающий на главное событие в жизни земледельца – жатву). Особое значение имело то, чтобы традиционное название этого месяца совпадало с действительной уборкой урожая. Следовательно, интеркаляция могла производиться в первую очередь или перед «просинцем», или перед «серпнем». Но вероятно, интеркаляция могла согласовываться и со сроками весеннего и осеннего равноденствий.

Необходимость нескольких возможных вариантов интеркаляции объясняется тем, что промежуток времени между солнцестоянием и следовавшим за ним первым новолунием, которым начинался «просинец», не был постоянным: он колебался в пределах полумесяца. Если новолуние следовало тотчас же после зимнего солнцестояния, то необходимость в дополнительном месяце могла появиться уже к началу жатвы (перед «серпнем»), в особенности если лето было прохладным и созревание хлебов задерживалось. Если же, наоборот, лето было знойным и жатва начиналась раньше обычного, то необходимость дополнительного месяца становилась актуальной лишь осенью или непосредственно перед следующим «просинцем». Таким образом, не отвлечённые астрономические расчёты, а сезонные колебания погоды диктовали славянам сроки дополнительного месяца: он вставлялся в разные годы в различные места, а именно там, где оказывалась особенно заметной разница между названием очередного месяца и фактическим сезонным явлением и где соответствие между тем и другим было особенно практически необходимым.

Старинным дохристианским русским названием второго месяца зимы было просинец . Оно сохранилось, например, в древнейшей русской рукописной книге – «Остромировом евангелии», которая была переписана на Руси в 1056-1057 годах, а также в Четвероевангелии 1144 года: «Мсць генъварь, рекомыи просинец». Само название просинец связано с глаголом «сиять» и буквально означает «время прибавления солнечного света», указывая на постоянный, регулярно повторяющийся процесс прибавления продолжительности дня после зимнего солнцеворота.

С приходом на Русь христианства в малороссийском говоре возникла диалектная форма просимец , представляющая собой народноэтимологическое осмысление ставшего малопонятным по составу существительного просинец . Малороссы попросту связали русское название месяца с рождественскими и новогодними играми молодежи, которые сопровождались выпрашиванием разной снеди. Описание таких игр можно найти в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В старых западноукраинских календарях известно также ныне неупотребительное наименование января прозимецъ , в котором заметно сближение со словом «зима».

Другие названия месяца:

  • перезимье (перелом зимы)
  • просечень (месяц, предшествующий сеченю)
  • лютовей, лютовой, огневик (из-за лютых холодов)
  • трескун (из-за трескучих морозов)
  • ломонос, щипун (из-за сильной стужи)

Сѣчьнъ – древнерусское наименование заключительного месяца зимы, что морозом сечёт. В более позднее время это название уже произносится и пишется с мягким конечным согласным "н": сѣчень . Правда, в таком виде оно относится уже к январю. В западном малороссийском говоре известно название февраля – другий сiчень (второй сечень) или сiчник . Раньше в Малороссии была известна также форма сiшненко (сiчненко), то есть «сечнёнок, сын сечня». Сравните: болгарское малък сечко (февраль) при голям сечко (январь). В рукописи начала XVII века приводится ещё одно название февраля сѣчець , которое непосредственно связано с глаголом «секу/сечь».

Другие названия месяца:

  • лютый, лютень, лютой (из-за лютых ветров)
  • вьюговей, вьюжник, метельник (из-за сильных метелей)
  • снежень, снежен, снежа, снеговей (из-за обилия снега)
  • бокогрей (т.к. скотина в тёплые деньки выходила погреться на солнце)
  • межень (граница между зимой и весной)
  • враль (обманчивый месяц)

Дохристианское наименование первого месяца весны известно в разных написаниях: сухыи, сухии, сухой . Связано оно с тем, что в это время деревья стояли ещё сухими после сильных зимних морозов, а пора движения соков наступала позже.

Другие названия месяца:

  • протальник (из-за массового появления проталин)
  • зимобор (побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету)
  • капельник, каплюжник, капелюжник, капитель (из-за капелей)
  • грачевник (из-за прилёта грачей)
  • пролетье, весновка, весновей (начальный месяц весны)
  • свистун, свистуха, ветронос (из-за ветров)
  • солнечник, солногрей (из-за увеличения солнечной активности)

Буквальный смысл названия второго месяца весны – березозол – это «зелень берёз». В первой части данного сложного существительного представлено слово «берёза», а во второй части – тот же корень, что и в словах «зелень», «зелёный», но с чередованием гласного е/о: «зол». С корнем берёза связано наименование весенних месяцев и в других некогда славянских областях. Это, прежде всего, малороссийское березень с многочисленными устаревшими и диалектными вариантами, которые, правда, во многих случаях обнаруживают связь с древнерусским березозолъ лучше, чем современная литературная форма березень . Так, малороссийскому говору известна форма березозiл , а также березiл и березол с выпадением одного из двух одинаковых слогов -зо- (явление, которое называется в лингвистике гаплологией). Характерно, что эти малороссийские наименования могли относиться как к марту, так и к апрелю. Сюда же относятся и чешское březen (март), болгарское брязок (апрель), а также литовское birželis (июнь).

Другие названия месяца:

  • снегогон, снегосгон, снеготок (из-за массового снеготаяния)
  • водолей, водолом (из-за обилия вешних вод)
  • водопол (из-за полного разлива рек)
  • ручейник (из-за множества ручьёв)
  • первоцвет (из-за появления первых цветов)
  • капризник, лукавец, лукавей (из-за изменчивого характера погоды)
  • пролетень (предвестник лета)
  • парильник (из-за преющей земли)

Травенъ (также травник, травный ) – третий пролетный месяц, когда активно начинают расти полевые травы. Данное название сохранилось в современном белорусском и украинском календарях, сходное есть у словенцев (veliki traven) и болгар (тръвен), а вот у сербов и хорватов оно перешло на апрель (травањ).

Почему пятый месяц называется «май»? Откуда пришло это название?

Что значил месяц май в Древней Руси? Как называли раньше май?

Народные названия месяца май, связанные с явлениями живой природой и трудом людей.

Происхождение старинных названий мая: травень, цветень (кветень), ярец, росеник, листопук, муравник, мур.

Другие названия месяца:

  • мур, муравник (из-за обильного роста травы-муравы)
  • ярец (в честь бога Солнца славянской мифологии Ярилы)
  • листопук (из-за появления листьев и пучков травы)
  • цветень, кветень (из-за начала массового цветения растений)
  • росеник (из-за обильной утренней росы)

В старину июнь называли изокъ, что означает «кузнечик»: луга в первый летний месяц наполнены стрекотанием этих неприметных звонких музыкантов.

Почему шестой месяц называется «июнь»? Откуда пришло это название?

Что значил месяц июнь в Древней Руси? Как называли раньше июнь?

Народные названия месяца июнь, связанные с явлениями живой природой и трудом людей.

Происхождение старинных названий июня: кресень (кресник), хлеборост, разноцвет, земляничник, млечень, светозар, скопидом.

Другие названия месяца:

  • кресень, кресник (в честь летнего солнцеворота, от слова «кресъ» - огонь)
  • разноцвет (из-за обилия красок цветущих растений)
  • скопидом (месяц, копящий урожай)
  • хлеборост (из-за активного роста хлеба)
  • светозар (из-за большой долготы светового дня: озарённый светом месяц)
  • земляничник (из-за ярко рдеющей земляники)
  • млечень (месяц коротких, «белых» ночей)

Червенъ (также румянец года, краснолетье ) – второй месяц лета, чьё название буквально означает «красный». Данное слово закрепилось за июнем в болгарском, польском и чешском языках, а также в южном и западном диалектах русского языка.

Другие названия месяца:

  • липец, липень (из-за цветения липы)
  • грозник, грозовик, громовик (из-за частых и сильных гроз)
  • жарник (самый жаркий месяц)
  • страдник, страдень (от страдных летних работ)
  • сенозарник (от «сено» и «зреть»)
  • косень, косач, сенокосник, сенокосец (время сенокоса)
  • сеностав (пора укладки сена в стога)
  • сладкоежка (из-за многочисленных ягод и плодов)
  • макушка лета, средолетье (середина лета)

Заревъ (также заревник, зарничник, зарник, зарничек ) являлся по древнерусскому календарю последним месяцем года, а также заключительным летним месяцем, изобилующим зарницами (отсюда и его название). В старину существовало народное поверье, что зарницы «зарят хлеб» (освещают его по ночам), и от этого хлеб наливается быстрее. В Калужской области зарницы и по сей день называют «хлебозаром».

Другие названия месяца:

  • жнивень, серпень (время жатвы)
  • густоед, густарь, густарник (обильный месяц)
  • хлебосол, разносол хлебовень, щедрень (самый щедрый месяц)
  • припасиха, собериха (пора заготовок на зиму)
  • венец лета

Рюенъ – первый месяц года по древнерусскому календарю, являющийся одновременно и первым осенним месяцем. Его название возникло в результате фонетического изменения слова руденъ/рѹденъ , восходящего к корню «рѹд» (род; красный, рыжий) и означающего по одной версии «рождение нового года», а по другой – «осень» (сравн. с латв. rudens ). Из других памятников известны также такие написания, как рюинъ и руянъ .

Другие названия месяца:

  • рёв, ревун (из-за звуков, издаваемых животными в период течки)
  • хмурень (из-за пасмурной погоды)
  • вересень, вресень (время цветения вереска)
  • дождезвон (из-за шума дождей)
  • северняк (из-за холодных ветров)
  • летопроводец, летопроводник (провожающий лето)

Листопадъ – второй осенний месяц, характеризуемый обильным опаданием листьев. Существительное листопад представлено во многих славянских языках (правда, в качестве обозначение ноября): украинское листопад , белорусское лістапад , польское listopad , чешское listopad . Сербское название листопад относится к октябрю, подобно соответствующему древнерусскому наименованию. Такое же значение слово имеет и в западноукраинских народных говорах. Украинский диалект сохранил также сложное слово падолист с обратным порядком частей по сравнению с листопад. Известна украинской мове также форма с суффиксом "ень " – листопадень (по образцу других названий месяцев с этим суффиксом).

Другие названия месяца:

  • грязник (из-за обилия грязи, появляющейся вследствие частых дождей)
  • кисельник (из-за слякоти)
  • свадебник (из-за многочисленных свадеб по окончании важнейших сельхоз работ)
  • листобой, листодёр (из-за сильных осенних ветров, срывающих с деревьев листву)
  • зазимье, зазимник (из-за прихода заморозков и первого снега)
  • древопилец (время заготовки дров на всю зиму)
  • паздерник (от слова паздер «очёски льна, конопли»: время обработки льна, конопли)

Груденъ – последний осенний месяц, чьё название можно найти в древнейшей летописной «Повести временных лет». Контекст, в котором оно употреблено, помогает понять происхождение этого старинного наименования: «поидоша с нимь въекорѣ на колѣхъ, а по грудну пути, бѣ бо тогда мѣсяць груденъ, рекше ноябрь» (поехали они..., на телеге, но по комковатому пути, ибо тогда был месяц груден, или ноябрь). В.И. Даль отмечал у слова «груда» областное значение «мерзлые колеи по дороге, мёрзлая, кочковатая грязь поголу, кочки, колоть». Иными словами, ноябрь был назван груден или грудень (грудный) по характерным для этого времени смерзшимся комьям земли. В значении ноября слово груденъ употребляется до сих пор в болгарских и южно-русских диалектах, однако современная украинская мова знает его как наименование декабря. Такое же значение имеет термин grudzień в польском языке. Как название декабря это слово известно в белорусских говорах (грудзен), в сербском языке (грудан), словенском (gruden), словацком (hruden) и древнечешском (hruden). От того же корня образовано литовское название декабря (gruodis).

Другие названия месяца:

  • предзимье, полузимник, ворота зимы (время перед наступлением зимы)
  • мочарец (из-за затяжных дождей)
  • листокос (из-за «скашивания» с веток последних листьев)
  • единолистник (из-за голых, сбросивших листву деревьев)
  • листогной, гнилец (из-за гниющих опавших листьев)
  • бездорожник (из-за осенней распутицы)
  • чернотроп (из-за чёрных, ещё не покрытых снегом осенних дорог)

Студеный (также студенъ, студный, стужайло ) – первый месяц зимы, чьё название говорит о приходе зимних холодов. Краткая форма – студенъ, студень – редко употреблялась как наименование месяца в виду того, что в древнерусском языке было очень распространено существительное женского рода студень со значением «холод, стужа». Однако с исчезновением этого существительного слово студень начинает употребляться как наименование декабря. Впрочем, по свидетельству П.Я. Черных, в книге «Обиход церковный» XIII века встречается и краткая форма студенъ . Студень как название первого зимнего месяца было когда-то известно и украинскому диалекту. Белорусский язык словом студзень именует второй зимний месяц – январь, когда морозы особенно сильны. В сербско-хорватском языке прилагательное студени обозначает ноябрь.

Древнеславянский календарь. Названия месяцев и пояснения

Славянский календарь или месяцеслов. Месяцеслов состоит из двенадцати месяцев, которые составляют полный кологод, год или . Названия месяцев не придуманы просто так и не заимствованы у других народов и чужих языков. Все названия происходят от событий и явлений, которые характерны для того или иного времени года.

Стоит знать, что в древности календарь был солнечным. Состоял из четырёх временён года, в каждом из которых отмечался праздник Солнца: два солнцестояния и два равноденствия. Позже на Руси ввели лунный календарь, который зависит от смен фаз луны. Из-за этого произошёл перенос дат календаря, в результате чего новый стиль опережает старый на 13 дней.

Январь (Сечень, Просинец) . Название Просинец, как полагают исследователи, произошло от того, что этот месяц прибавлял света, всё чаще появляется синева неба. Сечень от того, что в январе происходит перелом зимы, который разделяет зиму на две части. В наше время Просинец является первым месяцем в году, в древности он был одиннадцатым, так как Новый Год праздновался в марте (с 21 на 22 — весеннее равноденствие).

Февраль (Лютень, Снежень) . Название Снежень произошло от наступления снежного времени. В этом месяце обычными были метели и снегопады. По той же причине он назывался и Лютенем (лютые метели).

Март (Березень, Березозол, Капельник) . Названия Березень и Березозол происходят от того, что в марте начинают наливаться соком берёзы, в марте же они выпускают первые почки. Капельник — от того, что в этот месяц происходят первые капели, снег начинает таять. Март являлся первым месяцем в древней Руси. С приходом весны праздновалось воскрешение природы и начало нового лета (в древности Год назывался Летом).

Апрель (Цветень) . Начинают расцветать первые деревья, первые цветы, просыпается весна.

Май (Травень) . Травный, Травник, травный - от буйства растущих трав, которые после зимы тянулись к Солнцу, и всё вокруг становилось ярко-зелёным.

Июнь (Кресень, Червень, Изок) . Изоком древние славяне называли кузнечиков, которых было большое множество в этом месяце. Кресник, Кресень произошли от древнего слова, обозначающего Огонь. Червень — от плодов и ягод, которые наливались красным (красный — червлёный). Кроме того, в некоторых районах июнь называли разноцветом.

Июль (Липень, Страдник, Грозник) . Время цветения липы, страдных работ в поле и сильных гроз. Липень считался последним летним месяцем у славян. После Перунова Дня (20 липеня) начиналась осень.

Август (Серпень, Жнивень) . Эти названия не нужно расшифровывать. Понятно, что в этом месяце снимают хлеб при помощи серпа, собирают урожай и приходит время жатвы. Кое-где этот месяц называли Зарев, от того, что в августе ревели звери.

Сентябрь (Вересень, Хмурень, Рюинь) . Название Рюинь произошло от рёва осенних ветров и животных, особенно оленей. Небо всё чаще начинает хмуриться, идут дожди, лето окончательно переходит в осень, от этих явлений сентябрь получил название Хмурень. Другое название — Вересень — произошло от того, что в эту пору начинает цвести вереск.

Октябрь (Листопад, Паздерник, Грязник, Свадебник) . Падение осенних листьев, ненастье, дожди, вездесущая грязь. Так же в это время справляли свадьбы, поэтому его, ко всему прочему, называли и свадебником, временем для свадеб.

Ноябрь (Грудень) . Название грудень произошло от груд замёрзшей со снегом земли. Груды, грудный путь - это зимняя, замёрзшая дорога.

Декабрь (Стужень, Студень) . Морозы и стужа. Самый холодный месяц в году.

nailclients.ru - Сайт о косметологии