Конспект открытого занятия по конструированию в подготовительной группе на тему: «Мосты. Конспект открытого занятия по конструированию в подготовительной группе «Путешествие на остров Сокровищ Конспект конструирование в подготовительной группе детский сад

Образовательная область

«ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Конструктивно-модельная деятельность.

Основные цели и задачи.

Конструктивно-модульная деятельность. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.) Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Учить видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе существующих сооружений. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжать учить сооружать постройки, объединённые общей темой (улица, машины, дома). Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолёты, поезда и др.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Художественный труд (работа с бумагой, работа с бросовым и природным материалом, работа с тканью). Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы(мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).

Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги(коврик, закладка и др.), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.

Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объёмные игрушки в технике оригами. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (игольница, мешочек) швом иголка вперёд. Закрепить умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шёлк, байка, сатин), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Закрепить умение создавать фигуры людей, животных, птиц из природного и бросового материалов, передавать выразительность образов, создавать общие композиции (лесная полянка, сказочные герои). Развивать фантазию, мышление, воображение. Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

Развернутое комплексно-тематическое планирование по образовательной области

(Приложение № ________)

Конструирование из строительного материала.

«Здания».

Упражнять:

- в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям;

- предварительной зарисовке сооружений;

- анализе схем и конструкций.

Развивать умение:

- воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, устанавливать их;

- аргументировать свои решения.

Формировать:

- конструкторские навыки;

- направленное воображение.

сентябрь

Конструирование из бумаги.

«Закладка»

(конспект)

Упражнять в умении разрезать бумагу на полоски одинаковой ширины. Формировать умение плетения полосками, чередуя цвета. Развивать детское творчество, фантазию. Дать возможность продемонстрировать свою неповторимость.

октябрь

Конструирование из строительного материала.

«Машины»

Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала»

Формировать:

- представления о машинах разных видов, их строении и назначении;

- объяснительную речь.

Упражнять в плоскостном моделировании и в построении схем.

Развивать:

- способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций;

- самостоятельность, активность, уверенность, независимость мышления.

октябрь

Конструирование

из строительного материала.

«Зоопарк»

(конспект)

Упражнять детей в умении совместного выполнения одной постройки по ее схематическим изображениям в двух разных позициях (вид сверху, вид сбоку). Формировать умение работать в паре, договариваться друг с другом, распределять обязанности, видеть результаты совместной работы.

ноябрь

Конструирование из деталей конструктора.

«Летательные аппараты»

Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала»

Обобщать, систематизировать, уточнять представления
об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения от функционального назначения.
Развивать:
- конструкторские навыки;
- умение моделировать на плоскости;
- строить схемы и делать зарисовки будущих объектов;
- творчество и изобретательность.
Упражнять в быстром решении проблемных ситуаций.

ноябрь

Конструирование из бумаги.

«Берегите ели»

(конспект)

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений о хвойном лесе, его обитателях. Формировать умение создавать объемные фигуры, коллективную композицию. Воспитывать понимание необходимости сохранения целостности леса, желание защищать природу.

декабрь

Конструирование из деталей конструктора.

«Роботы»

Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала»

Расширять знания об истории робототехники.

Упражнять:

- в создании схем и чертежей;

- моделировании на плоскости;

конструировании из разных строительных наборов и конструкторов

Развивать:

- фантазию, воображение, внимание, сообразительность, изобретательность;

- умение делать умозаключения, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки.

декабрь

Конструирование из бумаги.

«Новогодние игрушки»

(конспект)

Совершенствовать умение детей конструировать поделки из цилиндров и конусов. Развивать способность к порождению новых оригинальных идей; самостоятельность, уверенность, независимое мышление.

январь

Конструирование из строительного материала.

«Проекты городов»

Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала»

Упражнять в составлении планов строительства.

Формировать совместную поисковую деятельность.

Развивать умение делать самостоятельные исследования и выводы.

январь

Конструирование из строительного материала.

«Дворец Деда Мороза»

(конспект)

Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в анализе из основных частей их функциональном назначении; аргументировать свои решения; развивать конструктивные навыки, направленное воображение, фантазию.

февраль

Конструирование из строительного материала.

«Мосты»

Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала»

Совершенствовать умение:

- конструировать мосты разного назначения;

- конструировать двигающиеся механизмы из конструктора;

- сооружать простейший механизм - рычаг;

Упражнять в построении схем, чертежей мостов.

февраль

Конструирование из бумаги.

«Зайка беленький»

(конспект)

Формировать умение работать с бумажной выкройкой, создавать объемную фигуру цилиндр из прямоугольного листа бумаги; развивать умение создавать композицию из нескольких деталей, детское творчество; воспитывать интерес к данному виду конструирования.

март

Конструирование из строительного материала.

«Суда»

Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала»

Расширять представления о судах (виды судов, функциональное назначение, особенности строения).

Упражнять в сооружении различных судов.

Познакомить с использованием блока (колесо с желобком по для веревки) в механизмах.

март

Конструирование из деталей конструктора.

"Мебель для кукол»

Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала»

Уточнять представления о строительных деталях, деталях конструкторов. Упражнять в плоскостном моделировании, совместном конструировании. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Формировать навыки пространственной ориентации.

апрель

Конструирование из деталей конструктора.

«Железные дороги»

Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала»

Упражнять в построении схем и последующем конструировании по ним.

Развивать:

- пространственное мышление, сообразительность;

- самостоятельность в нахождении собственных решений.

Учить проявлять уверенность, отстаивать свою идею, критически оценивать свои действия.

Познакомить:
- с зубчатыми колесами;
- зубчатой передачей;
- особенностями данного вращательного движения.

апрель

Конструирование из строительного материала.

(конспект)

Уточнить представления о строительных деталях, деталях конструкторов; способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания). Упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании. Развивать детское творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Формировать навыки пространственной ориентации.

май

Конструирование из деталей конструктора.

(конспект)

Развивать:
- детское творчество;
- конструкторские способности;
- умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу;
- выполнять разнообразные интеллектуальные действия.
.Закреплять умение:
- собирать оригинальные по конструктивному решению модели, проявляя независимость мышления;
- рассуждать, доказывать свою точку зрения; критически относиться
к своей работе и деятельности сверстников.

май

Конструирование из строительного материала.

«Микрорайон города»

(конспект)

Упражнять в рисовании планов. Учить воплощать задуманное в строительстве. Совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие способности, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер. Развивать умение на основе зрительного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине; рассуждать, доказывать свое мнение.

Приложение №______

омплексно-тематическое планирование по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие».

«Конструктивно-модельная деятельность».

1

Конструирование из строительного материала.

«Здания».

Конструирование из бумаги.

«Закладка»

Конструирование из строительного материала.

«Машины»

Конструирование

из строительного материала.

«Зоопарк»

Конструирование из деталей конструктора.

«Летательные аппараты»

Конструирование из бумаги.

«Берегите ели»

Конструирование из деталей конструктора.

«Роботы»

Конструирование из бумаги.

«Новогодние игрушки»

Конструирование из строительного материала.

«Проекты городов»

Конструирование из строительного материала. «Дворец Деда Мороза»

Конструирование из строительного материала.

«Мосты»

Конструирование из бумаги.

«Зайка беленький»

Конструирование из строительного материала.

«Суда»

Конструирование из деталей конструктора.

"Мебель для кукол»

Конструирование из деталей конструктора.

«Железные дороги»

Конструирование из строительного материала.

«Башенка и забор для птички. Домик для собачки»

Конструирование из деталей конструктора.

Творим и мастерим (по замыслу)

Конструирование из строительного материала.

«Микрорайон города»

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Шрифт:

100% +

Людмила Викторовна Куцакова

Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий по конструированию с дошкольниками 4–5 лет. В пособие также включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; по обучению построению схем, планов, чертежей; по формированию элементарных географических, астрономических представлений, а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

При разработке данного материала использовались исследования Н. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.

Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.).

Предлагаемая система занятий рассчитана на один учебный год. Занятия разбиты по темам. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.

Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Игровые задания ориентированы на подгрупповую форму организации. Одно занятие в месяц проводится фронтально.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, гувернерам и родителям.

Конспекты занятий

...

Цель. Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций; развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения; развивать конструкторские навыки, направленное воображение; подводить к восприятию элементарных астрономических понятий и представлений.

Материал. Ножницы, карандаши, ластики, фломастеры, конверт, коробочка, строительный материал, конструктор базовый, набор «Лего-Дакта» (или другой имеющийся в детском саду конструктор).

Ход работы

Введите детей в игровую ситуацию. Сообщите им о том, что вы получили таинственный и загадочный телепатический сигнал из космоса, и расскажите об обнаруженном вами телепортированном предмете, напоминающем передатчик. Рассмотрите с детьми «передатчик» (необычно оформленная коробка с отверстиями, в которых загораются разноцветные лампочки (можно использовать елочную гирлянду)).

П е д а г о г. На планете Формадос – беда. Формадосцы изобрели высокоразвитых роботов, чтобы облегчить свой труд. Все было хорошо на планете, пока роботы не стали самосовершенствоваться. Среди них появился главный робот по имени Форс. Он создал войско роботов, построил огромный космический корабль и обосновался на спутнике Формадоса. Теперь злобные и бездушные машины угрожают жителям планеты. Формадосцы просят нас о помощи. Нужно спасти их планету от разрушения и не дать злу распространиться во Вселенной.

Постарайтесь, чтобы дети прониклись значимостью «проблемы». Встаньте с ними в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторите несколько раз «Мы спасем тебя, Формадос!»

По загоревшимся лампочкам «передатчика» определите, что ваш «сигнал» на Формадосе принят.

Покажите детям лист бумаги и скажите: «Благодаря этому «передатчику» мы наладим общение с формадосцами, поможем обустроить их планету, передадим им сведения о Земле, получим знания о Формадосе и поможем формадосцам победить искусственный разум машин».

Предложите детям ответить жителям Формадоса на их первый вопрос: «Как называется ваша звезда, ваша планета? Есть ли еще планеты у вашей звезды и как они называются?».

Работа с иллюстрацией «Схема Солнечной системы». Рассмотрите с детьми схему Солнечной системы (рис. 1).

П е д а г о г. Звезда, вокруг которой вращаются планеты нашей системы, называется Солнце. Планеты Солнечной системы разные по величине, строению, количеству спутников. Они по-разному удалены от Солнца. Четыре планеты, находящиеся ближе к Солнцу, называют планетами земной группы: в их состав входит земля. Они похожи на землю, потому что имеют твердую поверхность. Это – Меркурий, Венера, Земля, Марс. Мы изучаем эти планеты, запускаем к ним космические корабли, фотографируем их поверхность и уже много знаем о них. Планеты, находящиеся дальше от Земли и Солнца, – планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и небольшой Плутон – еще недостаточно изучены, но известно, что они не имеют твердой поверхности, как и Солнце. Снаружи планеты состоят из газа, пыли и мелких твердых частиц. У планет-гигантов есть кольца, состоящие из пыли и разных по величине твердых песчинок, обломков камней. У Сатурна намного больше колец, чем у других планет-гигантов. Эти планеты отличаются от планет земной группы еще и тем, что у них очень много спутников (небольших планет). У Сатурна, например, 17 спутников, тогда как у Земли только один спутник – Луна. У Марса два спутника – Фобос и Деймос; они всегда вращаются вокруг Марса, а одновременно и вокруг Солнца. Чем спутники планет отличаются от искусственных спутников? Давайте построим модель Солнечной системы.



Рис. 1


Положите на пол вырезанный из бумаги круг желтого цвета – Солнце. Предложите детям вырезать кружки, обозначающие планеты, и разместить их вокруг Солнца. Пусть ребята поиграют, вращая планеты или бегая с ними вокруг Солнца. Обратите их внимание на то, что все планеты вращаются только слева направо (по часовой стрелке).

Побуждайте детей выявлять некоторые закономерности: чем ближе планета к Солнцу, тем на ней жарче; чем дальше планета от Солнца, тем больше времени требуется на ее оборот вокруг Солнца; планеты никогда не сходят со своих орбит.

Работа с иллюстрацией «Глобус планеты Формадос».

П е д а г о г. Планета Формадос находится очень далеко от нашей Солнечной системы, и нам не видна их звезда. Вокруг их солнца вращается пять планет. Формадос – третья планета от звезды, и только на нем есть жизнь. Он похож на нашу Землю и тоже имеет один спутник.

Рассмотрите с детьми глобус планеты Формадос и карты (рис. 2, 3, 4).



Рис. 2



Рис. 3



Рис. 4


П е д а г о г. Сколько на Формадосе материков? Чего на планете больше: воды или суши. В переводе с формадосского языка их планета называется «океан». На каждом материке расположена страна. Формадосцы живут в мире, говорят на одном языке. Северная часть суши покрыта горами и лесами, а южная – пустынями. Формадосцы похожи на землян. Они приспособились жить и на суше и в воде.

Работа с иллюстрацией «Портрет формадосца» (рис. 5).

П е д а г о г. Нарисуйте портрет формадосца, соединяя линиями точки, чтобы получилось схематическое изображение.

Предложите ребятам конкретизировать получившуюся схему (раскрасить фломастерами, добавить детали и т. д.).



Рис. 5


Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены здания разной архитектуры (одноэтажные, многоэтажные; старинные и современные; различного назначения и строения). Предложите детям продемонстрировать формадосцам здания и рассказать о материалах, из которых их сооружают, об оформлении, использовании.

Работа с иллюстрацией «Здание». Предложите детям вырезать геометрические фигуры (рис. 6) и смоделировать из них здание по предложенной схеме (рис. 7), а затем построить модели зданий по своему замыслу.

Игра «Построй здание». Предложите детям придумать и нарисовать на листах бумаги в клетку любое здание для планеты Формадос, которое можно построить из строительного материала или конструкторов. Например, здание, стоящее на горах (над водой, на песке, под песком, на глубине; подводный дом; здание, часть которого находится под водой, а часть на воде; парящее в воздухе здание и др.).



Рис. 6



Рис. 7


Проанализируйте с детьми готовые схемы и предложите сконструировать по ним постройки. По окончании строительства проанализируйте постройки с точки зрения схожести с изображениями; прочности, удобства использования; необычности, оригинальности конструктивных решений, гармоничности.

Игровые задания

Упражняйте детей в сооружении различных зданий из строительного материала и конструкторов; конструировании по рисункам, фотографиям, чертежам и схемам, по собственным зарисовкам, по предлагаемым условиям, по замыслу, по темам («Подводный городок», «Плавучий городок», «Городок на сваях над водой», «Подводная ферма для океанических животных Формадоса» и пр.). Закреплять представления детей о геометрических фигурах и формах (диагностическое задание на установление соответствия по определенным признакам). Развивать воображение, творчество и изобретательность, способность к нестандартным решениям; упражнять в совместном конструировании.

Игра «Нарисуй животных Формадоса». Предложите детям нарисовать (сконструировать из конструктора, слепить, смастерить из бумаги) животных планеты Формадос, обитающих на суше и в воде.



Рис. 8



Рис. 9


Игра «Модель здания». Предложите детям вырезать круг (рис. 8), затем разрезать его на части по линиям. Из образовавшихся фигур дети должны смоделировать здание по нерасчлененной схеме (рис. 9), затем придумать и сконструировать из фигур свое здание.

Диагностическое задание «Определи фигуры». Предложите детям раскрасить фигуры (рис. 10).

П е д а г о г. Быстро найдите и назовите одинаковые по форме фигуры. Найдите и назовите фигуры одинакового цвета. Найдите и назовите фигуры большого (маленького) размера.




Рис. 10


Игра «Найди одинаковые постройки» (рис. 11).

Игра «Найди одинаковые конструкции». Соберите из конструкторов 8–10 похожих предметов (из них 2 предмета одинаковые) и, определив время (1 минута по песочным часам), дайте детям задание: «Найдите одинаковые конструкции».



Рис. 11


Игра «Что получилось?». Каждый ребенок сооружает любую модель из конструктора. Затем дети угадывают, у кого что получилось.


Для самых любознательных

Древний астроном Птолемей, изучив труды живших до него ученых, построил схему Солнечной системы. Он утверждал, что Земля является ее центром, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг Земли. Значительно позже ученый-астроном Коперник доказал, что в центре Солнечной системы находится не Земля, а Солнце.

Холодные планеты не излучают собственный свет, а светятся как звезды, потому что отражают свет Солнца. Современные ученые надеются открыть новые планеты Солнечной системы. Между планетами земной группы и планетами-гигантами находится пояс астероидов (куски камней разной величины и формы). Предполагается, что это остатки разрушенной планеты.

Солнечная система образовалась из огромного облака, состоящего из газа и пыли. Облако стало уменьшаться, густеть, и наконец в его центре образовался взрыв. Так вспыхнуло Солнце, а потом из оставшейся части облака образовались планеты.


Ключевые слова

Контурная схема, расчлененная модель, геометрические фигуры, размер, центр.

...

Цель. Формировать представления детей о машинах разных видов, их строении и назначении; упражнять в плоскостном моделировании и в построении схем; развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций; формировать объяснительную речь; развивать самостоятельность, активность, уверенность, независимость мышления.

Материал. Фломастеры, карандаши, ластики, набор геометрических фигур, строительный материал, конструкторы.

Ход работы

П е д а г о г. Мы должны познакомить формадосцев с развитием машиностроения на нашей планете и помочь им в конструировании новых машин.

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены разные машины. Рассмотрите их с детьми, проанализируйте внешнее строение и назначение машин.

Работа с иллюстрацией «Машина». Предложите детям смоделировать из набора геометрических фигур машину по предложенной расчлененной схеме (рис. 12), а затем придумать и смоделировать свою машину.



Рис. 12


Дайте ребятам задание: построить схему машины по своему замыслу, используя любой знакомый способ (смоделировать фигурами на листе бумаги, затем обвести фигуры и снять с листа; нарисовать на бумаге в клеточку; изобразить на чистом листе на глаз). Пусть дети конкретизируют схемы, раскрасят их.

Предложите им показать формадосцам способы построения машин: пусть они сконструируют машины по своим схемам, придумают им названия, расскажут о назначении и способах использования.

Диагностическое задание «Подбери детали для машин». Предложите детям смоделировать машину по контурной схеме (рис. 13) из геометрических фигур из коробочек, а затем придумать и смоделировать свою машину.




Рис. 13


Предложите им сконструировать из конструктора любую машину, пригодную для использования в условиях планеты Формадос (машина для езды по горам, по пескам; вездеход; машина для уборки плодов с деревьев; бурильная машина; грузовая машина для перевозки жидких грузов; машина для полива полей и др.) Пусть ребята расскажут о своих конструкциях, их строении, принципах работы.

Игровые задания

Упражняйте детей в строительстве земных и инопланетных машин из разных конструкторских материалов (по готовым чертежам, схемам, рисункам); их преобразовании по различным условиям («Построй такую же машину, как на этом чертеже, но преврати ее в машину для перевозки леса, песка, камня, панелей, цемента, оборудования», «Сконструируй такую же машину, но измени направление ее движения»). Упражняйте в построении чертежей машин в трех проекциях (вид спереди, сбоку и сверху) с готовой конструкции, с аксонометрического чертежа по замыслу, способом моделирования геометрическими фигурами и их обведения, рисованием на листах в клеточку и на глаз с последующим воспроизведением из конструкторского материала; в сооружении совместных построек на темы: «Строительные работы», «Добыча полезных ископаемых», «На полях Формадоса», «Животноводческая ферма» и пр.

Игра «Раскрась детали». Задание: раскрась последнюю деталь так, чтобы не повторить уже изображенную деталь (рис. 14).



Рис. 14


Игра «Телепортация». Предложите детям побывать на Формадосе с помощью способа «телепортации» на специальной машине. Пусть дети нарисуют то, что они «увидят» на Формадосе, а затем составят рассказы по своим рисункам.

Игра «Дадим совет формадосцам».

П е д а г о г. На планете Формадос растут деревья с удивительными листьями: они круглой формы, очень прочные и большие (размером с обруч). Подумайте и расскажите, как такие листья можно использовать.

Игра «Дострой конструкцию». Ребенок начинает собирать модель из конструктора, затем передает ее другому ребенку; тот продолжает сборку и передает модель следующему ребенку и т. д. Затем дети все вместе обсуждают, что у них получилось.

Предложите детям послушать текст и запомнить его:

«Как земляне научились наблюдать за звездным небом? Ученый Галилей услышал о подзорной трубе и соорудил для себя такую же. Эта труба не давала очень большого увеличения, как современные телескопы, но с ее помощью Галилей сделал несколько потрясающих открытий. Он обнаружил, что на Луне есть горы и долины, а на Солнце пятна; что Солнце вращается. В настоящее время на Земле построены обсерватории с очень мощными телескопами. Они помогают изучать звездное небо».

Затем поручите какому-либо ребенку (по желанию) пересказать текст в микрофон. Запишите на магнитофон несколько пересказов, послушайте их вместе с ребятами.


Для самых любознательных

Почему с нашей планеты ничего не падает? Почему все планеты Солнечной системы всегда вращаются вокруг Солнца, а спутники – вокруг своих планет и никуда не улетают? Великий ученый Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, который управляет движением всех тел. Все тела притягиваются друг к другу. Например, яблоко с яблони падает на землю – она его притягивает. Земля притягивает к себе Луну, Солнце притягивает к себе все планеты. Землю окружает атмосфера – воздушное пространство, которое тоже притягивается Землей. За атмосферой начинается безвоздушное пространство – космос.

(Понятие «притягивание» можно продемонстрировать на примере действия магнита.)


Ключевые слова

Моделирование, чертеж, вид спереди, сбоку, сверху.

Летательные аппараты

...

Цель. Обобщать, систематизировать, уточнять представления детей об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения от функционального назначения; развивать конструкторские навыки, умение моделировать на плоскости, строить схемы и делать зарисовки будущих объектов; упражнять в быстром решении проблемных ситуаций; развивать творчество и изобретательность.

Материал. Карандаши, ластики, наборы геометрических фигур, строительный материал, конструктор.

Ход работы

П е д а г о г. Мы должны познакомить формадосцев с земными летательными аппаратами, рассказать о их строительстве, помочь им построить летательные аппараты для планеты Формадос.

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции. Рассмотрите их с детьми. Предложите ребятам составить рассказ о том, как земляне научились летать.

Работа с иллюстрацией «Космическая станция». Плоскостное моделирование космической станции из геометрических фигур (рис. 15). Составление схемы любого летательного аппарата и сооружение по ней космической станции из строительного материала.



Рис. 15



Рис. 16


Работа с иллюстрацией «Космический корабль». Моделирование космического корабля из геометрических фигур (рис. 16). Придумывание и моделирование любого летательного аппарата из геометрических фигур.

Игра «Сконструируй летательный аппарат». Дети рисуют схематические изображения различных летательных аппаратов, конструируют летательный аппарат из конструктора (анализ построек, демонстрация в действии).

Диагностическое задание «Кубики». Предложите детям рассмотреть кубики, разные по величине и сделанные из различных материалов (из пенопласта, поролона, дерева, камня, металла). Пусть дети сравнят их по весу. Спросите: «Какой кубик самый тяжелый? Какой самый легкий?».

Расскажите ребятам о невесомости в космосе и спросите: «Как бы вели себя эти кубики в невесомости?». Напомните им о передачах с космической станции «Мир», в которых показывают движения космонавтов и предметов в состоянии невесомости. Объясните детям в доступной форме, почему в космосе (в безвоздушном пространстве за пределами земного притяжения) начинается невесомость.

Игра «Мы в невесомости». Предложите детям выполнить различные медленные пластические движения.

Диагностическое задание «Инструменты». Предложите детям рассмотреть 5–6 инструментов (например: гаечный ключ, молоток, клещи, отвертка, ножовка, напильник). Пусть дети назовут их одним словом и определят, для чего они необходимы человеку на земле и в космосе.

Игра «Найди самолет». Предложите 5–6 ребятам сконструировать по самолету из конструктора. Внимательно рассмотрите с детьми все конструкции (в течение 1–2 мин.), затем сложите их в мешочек. Каждый ребенок должен на ощупь найти свой самолет.

Игровые задания

Упражняйте детей в строительстве различных летательных аппаратов из строительного материала и конструкторов; развивайте способность к моделированию и конструированию, к построению чертежей сооружений; упражняйте в строительстве по условиям («Построй ракету с большой грузовой частью для перевозки этого оборудования», «Сконструируй пассажирский межпланетный корабль»); в конструировании по темам («Космодром на Формадосе», «На необитаемой планете», «Космическая станция для межпланетных кораблей» и др.). Развивайте остроту зрительного восприятия, быстроту реакции, умение работать со схематическими изображениями.

Игра «Кто быстрее отремонтирует космическую станцию». Ориентируясь по схеме, изображенной слева, дети должны подрисовать недостающие элементы на схеме, изображенной справа (рис. 17).



Рис. 17


Игра «Закончи конструкцию». Предложите детям разбиться на пары. Каждый ребенок собирает из конструктора какую-либо заготовку, затем меняется ею с напарником и заканчивает его конструкцию.

Игра «Сделай зарисовку». Предложите ребятам сконструировать из конструкторов самолеты, затем зарисовать их на бумаге в клетку. Задание можно усложнить, предложив сделать чертеж самолета в трех проекциях (вид спереди, сбоку, сверху).

Игра «Передача информации Формадосу». Запись на магнитофон совместных детских высказываний после прочтения текста.

«Начало космической эры на Земле. Впервые в 1957 году с космодрома Байконур в Советском Союзе стартовал первый в мире искусственный спутник Земли. Через месяц был запущен второй искусственный спутник с собакой Лайкой. 12 апреля 1961 года в кабину космического корабля «Восток» шагнул землянин Юрий Гагарин. Корабль сделал виток вокруг Земли. 17 витков вокруг Земли сделал второй космонавт нашей страны Герман Титов».


Для самых любознательных

Для того чтобы человек мог длительно пребывать в космическом пространстве, приходится преодолевать много проблем по его жизнеобеспечению. Поэтому для изучения Вселенной за пределами атмосферы Земли удобнее использовать роботов. Их отправляют на разведку в далекие уголки Солнечной системы. Первым преодолела земное притяжение и отправилась к Луне советская автоматическая станция «Луна-1», затем «Венера-1». Американская космическая станция «Вояджер-2» летела к планете Нептун 12 лет и успешно работала в ее окрестностях.


Ключевые слова

Вес, деталь, проекция.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

В подготовительной группе детского сада перед педагогом ставится формирование в ребёнке личности школьника. К Концу дошкольного возраста дети должны обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Осуществлению этой задачи во многом способствует правильная организация ручного труда воспитанников. В возрасте 6–7 лет у детей продолжает развиваться образное мышление и восприятие, навыки обобщения и рассуждения. Память развивается и становится произвольной: ребёнок сознательно сосредотачивает внимание и восприятия на объекте, направляя их волевыми усилиями, произвольное внимание может достигать 30 минут.

Основной формой познавательной деятельности остаётся игра. Игровые действия усложняются, выполняя их, дошкольники постигают взаимодействие людей в различных жизненных ситуациях. Более продуманным становится пространство для сюжетно-ролевых игр. Одно из направлений, которое используется воспитателем - конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги в подготовительной группе детского сада

В этой группе образы из окружающей действительности, которые дети передают в изобразительной деятельности, тщательнее продумываются, усложняются. Для изображения используются образы из художественных произведений, с которыми знакомы дошкольники («Чебурашка», «Снегурочка», «Мойдодыр» и др.). В своих работах воспитанники стараются передать детальный облик предмета или персонажа. Становятся видны различия в поделках мальчиков и девочек.

На занятиях по конструированию из различных материалов (в т. ч. из бумаги и картона) дети возраста 6–7 способны создать поделку, следуя устным инструкциям воспитателя и воспроизводя по памяти освоенные ранее приёмы. Конструирование моделей разных уровней сложности осуществляется дошкольниками и по замыслу. Задания «Мастерим по замыслу» развивают конструкторские и творческие способности, активизируют мышление на продумывание конструктивного решения модели; воспитанники учатся самостоятельно управлять своей деятельностью и организовывать работу.

Для углубления пространственных представлений детей 6–7 лет необходимо включение в программу по изобразительной деятельности занятий по конструированию из бумаги. Владея базовыми приёмами работы с бумагой, воспитанники могут освоить сложные формы складывания листа бумаги и придумать собственные. Воспитателю следует поощрять внесение дополнений в созданные ранее образы и желание украсить их различными материалами, - это способствует творческому развитию ребят.

Виды конструирования

  1. Объёмное конструирование . Создание трёхмерных моделей доставляет детям большее удовольствие, чем конструирование на плоскости. Объёмные поделки позволяют тщательнее предать особенности предметов окружающего мира. К работе с бумагой привлекаются природный и бросовый материалы.
  2. Конструирование из полосок , в т. ч. плетение. Дети закрепляют приёмы конструирования из бумажных полосок: «колечко», «листочек», «гармошка». Замечательно развивает мелкую моторику плетение косичек и квадратов из бумажных полосок. Плетёные элементы используются в составе бумажной конструкции.
  3. Оригами - японское искусство складывания из листа бумаги различных моделей. Эта техника бумажного конструирования особо используется в подготовительной группе детского сада, поскольку имеет ряд неоспоримых достоинств:
    - активное развитие мелкой моторики;
    - через стимулирование сенсорных окончаний на кончиках пальцев, усиливаются процессы в речевом и мыслительном центрах головного мозга;
    - развитие памяти;
    - развитие конструктивного мышления и воображения;
    - согласование работы глаз и рук.
    Занятия по оригами должны выполнять задачи, которые формируют у ребёнка личностные качества будущего школьника, помогают развитию связной речи и готовят руку к письму.
  4. Кусудама - это древнейшее японское искусство складывания фигурок из бумаги. Из бумажных модулей создаётся шарообразная модель. Элементы кусудамы сшиваются между собой или склеиваются (для дошкольников подходит второй вариант работы). Изготовить кусудамы можно с практической целью - украшение актового зала, холла и игровой комнаты кусудамами (подвешиваются к потолку).

Материалы для конструирования

Для ребят подготовительной группы нет ограничения в используемых материалах на занятиях по конструированию. К возрасту 6–7 они хорошо вырезают геометрические фигуры и различные детали из бумаги и картона. Простой материал (писчая бумага, обычный картон) используется для создания отдельных элементов конструкции или поделки целиком, но в таком случае подлежит окрашиванию или обклеиванию по замыслу. Чтобы активировать воображение и побудить к самостоятельной разработке замысла создания модели, каждому воспитаннику должны быть доступны к изучению и выбору для работы всевозможные виды бумаги, варианты бросового материала, вспомогательные элементы для завершения замысла или украшения поделки (в основном природный материал и фурнитура).

Рекомендуется установить в помещении, где проводятся занятия по конструированию, установить стеллаж для хранения необходимого оборудования и материалов. Воспитанником старшей и подготовительной групп должно быть разрешено изучать хранящиеся в шкафу предметы и материалы в присутствии воспитателя в помещении, выбирать нужное для воплощения замысла.

Из оборудования в стеллаже должны находиться (наборы по количеству человек в группе):

  • ножницы простые и фигурные;
  • клей;
  • краски, карандаши, фломастеры (нужны для завершения замысла);
  • кисточки;
  • линейки и карандаши;
  • готовые выкройки;
  • технокарты.

Бумажные материалы для конструирования должны храниться на полках стеллажа в подписанных папках или коробках - ребёнок легко сможет найти понадобившийся ему во время работы лист бумаги, не отвлекая вопросами одногруппников.

Материалы, которые могут храниться в стеллаже для конструирования:

  • Наборы писчей, цветной (глянцевой, матовой и бархатной) бумаги и картона.
  • Специальная бумага с тиснением или отрезки обоев.
  • Гофрированная бумага и тишью.
  • Рулоны и/или обрезки обёрточной или упаковочной бумаги.
  • Бумажные салфетки и скатерти с узором.
  • Страницы из журналов, газеты, старые открытки, календари настенные и карманные.
  • Всевозможная картонная тара: спичечные коробки, коробки из-под парфюмерии или кондитерских изделий, бумажные пакеты из-под молочных продуктов и сока.
  • Одноразовые бумажные стаканчики, тарелки, формочки для выпечки.
  • Бросовый материал: картонные втулки от рулонов бумажных полотенец, пищевой плёнки или туалетной бумаги, картонные катушки для ниток, фантики от конфет, обёртки шоколадок и др.

Фотогалерея: примеры использования различных бумажных материалов в процессе конструирования

В работе использованы различные картонные коробки, цветная бумага и цветная гофрированная бумага Пример использования в конструировании картонных коробок Пример использования в конструировании спичечных коробков Пример использования в конструировании втулки из-под рулона фольги Пример использования в конструировании втулки из-под рулона фольги В основе поделок - части картонных втулок Пример использования в конструировании журнальных страниц Пример использования в конструировании страниц журнала Пример использования в конструировании бумаги тишью. Очень приятный в работе, лёгкие и красивый материал. Дорогостоящий Пример использования в конструировании бумаги тишью Пример использования в конструировании гофрированной бумаги Пример использования в конструировании спичечных коробков Пример конструирования постройки из картонных коробок и втулок Пример использования в конструировании пакета из-под сока

Сочетание конструирования с другими техниками изобразительного творчества

Ребята 6–7 лет умеют продумывать замысел создания поделки при помощи конструирования, привлекая в творческом процессе другие техники изобразительного творчества. Воспитанники используют разнообразные приёмы для завершения замысла и украшения поделки. На занятиях в подготовительной группе происходит синтез конструирования из бумаги с такими техниками ИЗО, как:

  • Раскрашивание. Конструкции из простого картона, картонных коробок, втулок, белых бумажных стаканчиков и тарелок следует покрывать краской. Поделка из нераскрашенного картонного материала имеет незавершённый вид, представляется условным, а не художественным изображением предмета. Для раскрашивания картонных поделок в саду обычно используется гуашь. Но для окрашивания небольших по размеру работ можно использовать художественные акриловые краски. Особенности акриловых красок:
    - не просвечивают фон (можно закрасить надписи или рисунки на использованной картонной таре);
    - быстро сохнут;
    - бывают с различными эффектами (глянцевые, матовые, перламутровые, с эффектом «металлик»);
    - дорогостоящий материал, возможно, стоит иметь набор акриловых красок для раскрашивания элементов проектных или конкурсных работ.
  • Рисование - одно из любимых занятий детей, которое даёт большой простор для творческой активности. На занятии по конструированию с младших групп ребята часто придают поделке завершённый вид путём дорисовывания различных элементов на поверхности модели (лицо, детали одежды, окна-двери на постройках и т. д.) или рисования фона на основе заготовки (трава у дома, облака и солнце в небе, ветви деревьев и т. д.). В подготовительной группе рисование сочетается с конструированием в процессе реализации проектной деятельности. Поделки из бумаги на темы «Правила дорожного движения», «Московский Кремль», «Человек в космосе» предполагают детальную прорисовку на поверхности объекта и создание продуманного фона или рисунка на основе поделки.
  • Аппликация . Этот вид работы по-прежнему используется воспитанниками в качестве способа закрепления сконструированных предметов на большой основе и для создания узора на поверхности самой модели.
  • Лепка и пластилинография . Пластилиновые детали используются для украшения модели и завершения композиции. Элементы пластилинографии («рисования» пластилином на плоской основе) применяются на этапе заготовки фона.

Мотивирующее начало занятия

Одной из задач обучения конструированию из бумаги является развитие мотивации к работе с бумажными материалами. Наиболее действенный способ привлечения внимания к процессу конструирования и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия и, возможно, в конце, когда завершена работа по изготовлению бумажной модели. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Использование наглядного материала: стенды с тематическими плакатами, картинками, раздаточный материал.
  • Использование текстов народных и педагогических сказок.
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок.
  • Обращение к опыту и знаниям воспитанников: проведение беседы, задания на размышление.
  • Использование ИКТ (показ презентации).
  • Музыкальное сопровождение.
  • Создание сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, проведение игр.

Примеры использования мотивирующего материала на занятиях

Тема занятия Мотивирующее начало
«Зимующие птицы» Для этого занятия используется обширный мотивирующий материал:
- проведение сюрпризного момента (в помещение влетает Сорока - младший воспитатель в костюме птицы - и сообщает ребятам, что в лесу произошли непонятные перемены: одни птицы улетели, другие остались. Сорока просит ребят помочь ей разобраться, что же случилось в лесу).
- создание игровой ситуации (воспитатель переносит детей в лес - подводит к заранее подготовленному уголку в комнате с макетами деревьев).
- задания с карточками: дети называют животных и птиц, группируют карточки в две стопки.
- загадки:
Озорной мальчишка в сером армячишке,
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
- проведение беседы о зимовке птиц (почему одни улетают, как другие находят пропитание и переживают холода).
- создание второго сюрпризного момента (старичок Лесовичок прислал ребятам конверт, в нём находятся схемы, по которым можно сконструировать бумажные фигурки зимующих птиц).
- использование аудиоматериала (в качестве фонового сопровождения звучит запись звуков природы - пение и щебет лесных птиц).
«Слон» - загадка:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост.
Спереди у зверя - хвост большой.
Ну, конечно, это он
Ну, конечно, это… (Слон).
- использование ватмана с изображением (воспитанники изучают картинку с изображением места обитания слона - море, песок, пальмы, солнце), чтение воспитателем стихотворения:
Ходит слоник невесёлый,
Ждёт напрасно новосёлов.
Окажи ему услугу -
Сделай для слонёнка друга!
(Вот и задание - сделать для слонёнка друзей при помощи техники оригами и прикрепить их на ватман.)
- беседа о прочитанных ранее детьми произведениях, где повествуется о слонах (рассказы Б. Житкова «Слоны», «Как слон купался», стихотворение В. Котаева «Слон», рассказ Р. Киплинга «Слонёнок»).
- рассказывание или чтение воспитателем педагогической сказки о мальчике, который очень любил складывать фигурки из бумаги. ООднажды ему приснилась сказочная страна из бумаги, царь которой был очень грустен - у них не было животных. Мальчик решил проблему бумажного царства при помощи конструирования. И царь прислал ему панно, на котором изображено, как замечательно живётся в стране, где есть птицы, рыбы и звери, только лисичек жителям чудесного царства всё равно не хватает.
- создание игровой ситуации: воспитанники изучают панно с изображением природных объектов, к которому приклеены фигурки животных в технике оригами. Воспитатель предлагает ребятам попробовать свои силы и помочь правителю бумажной страны - сделать для него лисичек из цветной бумаги и прикрепить их на панно.

Подготовка конспекта занятия

Временной план занятия

Длительность занятия составляет не более 30 минут.

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующее начало занятия - 5–6 минут.
  3. Обозначение цели и задач занятия, устный инструктаж воспитанников по следованию схемам или проговаривание с ребятами плана действий по конструированию предмета 5–6 минут.
  4. Самостоятельная работа воспитанников 8–12 минут.
  5. Демонстрация работ, обсуждение сложностей во время процесса конструирования (если возникали) 3–4 минуты.
  6. Подведение итогов занятия 1–2 минуты.

Рассмотрим варианты постановки целей и задач на занятии по конструированию в подготовительной группе в зависимости от используемых воспитанниками приёмов в процессе изготовления поделки на примере конкретных занятий:

Тема Цель Задачи Техника конструирования
«Петушок» Научить делать объёмную игрушку из полосок бумаги. - развитие образного мышления;
- воспитание бережного отношения к природе и животным;
- воспитание усидчивости и аккуратности.
- вырезание шаблона из листа, сложенного пополам;
- склеивание полосок петелькой;
- подбор полосок по цвету и размеру исходя из замысла.
«Гоночные машины» Научить созданию оригинальной поделки на основе картонной втулки из-под туалетной бумаги. - совершенствование навыков работы с различными материалами;
- обучение созданию продуманной композиции;
- научить придавать выразительность поделке;
- воспитание бережного отношения к природе (использование бросового материала для творческих работ).
- наклеивание на цилиндрический предмет материала способом оборачивания;
- наклеивание деталей по замыслу (колёса);
- вырезание (кабина);
- придание поделке завершённости (раскрашивание).

Конспект занятия на тему «Избушки для зверушек»

Цель Конструирование домиков из спичек и цветной бумаги на плоскости по заданной схеме.
Задачи Развитие пространственного мышления.
Формирование представления о строении деревянного дома.
Закрепление умения складывать бумагу по схеме.
Формирование умения оценивать свои действия.
Материал Цветной картон и бумага, спички, клей и ножницы.
Предварительная работа Чтение сказки «Три поросёнка», просмотр иллюстраций с изображением домов, складывание домиков из счётных палочек и цветной бумаги.
Ход занятия Воспитатель зачитывает начало сказки про трёх поросят и проводит беседу с воспитанниками: помнят ли они, что случилось с героями после, рассуждения о лени. Детям предлагается построить домики из имеющихся в группе материалов.
Изучение схемы конструирования домика: воспитанники пробуют самостоятельно расшифровать схематичные указания, воспитатель направляет ход мыслей, при необходимости поправляет, подсказывает.
Тематическая физкультминутка:
Туки-туки молотком, (Стучат кулачками один по другому.)
Строю, строю новый дом. (Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются - дом.)
Будет он большой, как ель, (Соединить пальчики обеих рук и показать окно; развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом.)
Будут окна, будет дверь. (Большие пальцы вверх - дверь.)
Всех в него я поселю: (Ладошки вместе, большие пальцы вверх, как ушки.)
Мышку, зайчика, лису. (Указательный и средний пальцы показывают ушки - заяц. Ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный согнут - лиса.)
Воспитанникам предлагается самостоятельно подобрать необходимые материалы и приступить к конструированию.
При необходимости, если дети устали, можно провести подвижную игру «Птички»:
Птички в гнёздышке сидят и на улицу глядят.
Погулять они хотят и тихонько все летят.
Детки бегут на носочках, делая махи руками, словно птички. Сначала обегают маленький круг, вокруг своего стола, затем большой круг и рассаживаются за свои рабочие места.
В конце занятия, дети раскладывают свои поделки на просушку, рассматривают домики и выбирают наиболее ровные и аккуратные.
Воспитатель хвалит детей за старание и активность в проделанной работе.
Все поделки детей оформляются на выставку для родителей.

Программа кружка по оригами

Занятия кружка по оригами проводятся два раза в неделю, длительность занятия 25 минут. Желательно обучение оригами в подгруппах не более чем из 10 человек.

С основными понятиями техники оригами воспитанники могли знакомиться во втором полугодии средней и в старшей группах. В таком случае программу кружка следует составить таким образом, чтобы ведущей формой занятий, направленных на повторение ранее изученных навыков складывания, была коллективная деятельность: создание тематической аппликации с использованием фигурок-оригами, создание предметов для последующей игровой или творческой деятельности (например, для постановки кукольного спектакля, который ребята покажут воспитанником ясельной и младших групп).

Если перед детьми ставятся посильные и соответствующие их способностям задачи, то к окончанию обучения в кружке по оригами они достигнут результатов, достойных будущего первоклассника. На занятиях кружка дети приобщаются к международным культурным ценностям посредством знакомство с древним искусством оригами (в т. ч. с отдельной техникой создания кусудамы). Дети учатся использовать при комментировании действий и толковании схем термины из области геометрии: точка, угол, острый угол, прямой угол, линия, вершины, стороны. Во время складывания фигурки из листа бумаги активизируются рецепторы на кончиках пальцев, в мозг поступают импульсы от нервных окончаних, стимулируется работа зрительного, мыслительного и речевого центров коры.

Тематика занятий по оригами разннобразна и часто связана с жизнью сада, проведения мероприятий или проектной деятельностью. Дети могут создавать украшения для праздников в группе или фигурки для создания композиции ко Дню Победы (складывание пилотки из листа бумаги), Дню космонавтики (ракета) и т. д.
Для кружковой деятельности рекомендовано проведение краткосрочных проектов с привлечением родителей. Совместная творческая деятельность сближает, способствует формированию доверительных отношений между ребёнком и взрослым.

Таким образом, можно сказать, что основная задача кружка по оригами - формирование всесторонне развитой личности у дошкольника. А для воспитанников подготовительной группы занятия в кружке станут хорошей основой для обучения конструирование и моделирования в начальной школе.

Занятия можно разделить на несколько этапов:

  • Демонстрация образца оригами воспитателем. Ребята рассматривают и анализируют модель: состоит она из одного листа бумаги или из нескольких; какая базовая форма оригами лежит в основе поделки; какие приёмы работы с листом бумаги были проделаны.
  • Изучение технокарты - схемы складывания оригами. В зависимости от уровня способностей воспитанников схему комментирует или воспитатель, или желающие из ребят (воспитатель может задавать направляющие вопросы).
  • Одновременное складывание фигурок. Рекомендуется разбивать воспитанников по парам, чтобы в случае возникновения трудностей у одной из ребят другой мог наглядно продемонстрировать для него необходимые действия и сопроводить их устным объяснением. Следует помнить, что в подготовительной группе прямой показ действий воспитателем проводится в крайне сложных моментах конструирования.
  • Оказание индивидуальной помощи. Проводится воспитателем в тех случаях, если ребёнок стесняется попросить помощи у одногруппников (новенький в коллективе, необщительный, возможно, ребёнок, для которого русский язык не является родным).

Роль воспитателя на занятии состоит в своевременном направлении мыслительной активности воспитанников в нужное русло. Воспитатель поощряет стремление детей к самостоятельности продумывания действий и композиции, побуждает к фантазированию. Оригами - сложная техника, требует большой сосредоточенности и усидчивости, но дети на занятиях являются творцами! Как можно меньше запретов должно быть в кружке по оригами: ребёнок имеет доступ к всевозможным бумажным материалам, если он справился с заданием раньше всех, пусть поищет интересную технокарту, которая может заинтересовать остальных на следующем занятии, дети могут обсуждать варианты коллективных работ, что бы им хотелось совместно сделать.

Картотека тем кружка по оригами

Тема занятия Программное содержание, цели
«Кошечка» Закрепление навыка складывания, повторение базовых форм. Обучение складыванию отдельных частей модели из квадратов. Обучение базовой формы оригами «косынка». Воспитание аккуратности в работе, внимания.
«Подарки малышам» Обучение складыванию модели птиц, корабликов. Воспитание желания заботиться о младших. Упражнение в свободном выборе цвета.
«Двухтрубный корабль» Освоение навыка складывания базовой формы оригами «блинчик». Обучение использованию поделок в игровой деятельности.
«Шляпка» Закрепление навыка складывания поделки из квадрата бумаги. Приучение к точным движениям пальцев при следовании устным инструкциям. Стимулирование создания игровых ситуаций.
«Снегири» Оттачивание приёмов складывания листа в различных направлениях, загибания углов. Обучение выполнения складки. Воспитание бережного отношения к природе и птицам.
«Самолёт для папы» Обучение конструированию бумажной фигурки из двух деталей. Развитие умения следовать инструкциям педагога.
«Птичка» Оттачивание навыка складывания базовой формы оригами «воздушный змей». Развитие навыка самостоятельного толкования схемы оригами. Развитие коммуникативных способностей воспитанников.
«Ветка рябины» Закрепление умения мастерить поделки из базовой формы «стрела». Воспитание аккуратности. Развитие умения следования инструкциям педагога.
«Рыжая лисичка» Закрепление умения складывать квадрат в различных направлениях. Умение чётко следовать устным инструкциям. Развитие навыков декорирования готового оригами.

Фотогалерея: схемы выполнения и примеры работ в технике оригами

Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Пример групповой работы Пример групповой работы Детали аппликации выполнены в технике оригами Кораблик выполнен в технике оригами

Конспект НОД для детей на тему «Поляна с цветами и бабочками»: коллективная работа в технике оригами

Цель совершенствовать творческие способности детей посредством оригами.
Задачи - знакомство детей с фазами развития бабочки, особенностями её жизнедеятельности;
- активизация познавательной деятельности;
- оттачивание умения создавать из базовой формы «двойной треугольник», дополняя образ необходимыми деталями;
- закрепление навыка складывания базовых форм «конверт» и «воздушный змей»;
- развитие глазомера;
- развивать навыки коллективной творческой деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе.
Материалы весенняя поляна нарисованная на ватмане;
колокольчик;
иллюстрации с фазами развития бабочки;
бабочка;
пооперационные карты;
музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского;
бумага разного цвета;
ножницы;
клей;
фото бабочек.
Предварительная работа беседа на тему: «На нашей улице весна»
рассматривание фотоиллюстраций весенней природы.
чтение рассказа Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна».
заучивание стихов о весне.
Ход занятия Создание игровой ситуации: при помощи волшебного колокольчика воспитатель «переносит» детей на весеннюю поляну, где они вспоминаю, каких насекомых знают, перечисляют их отличительные особенности.
Воспитатель рассказывает детям сказку о том, как гусеница превратилась в бабочку.
Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась.
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре - улетела.
А на пять - на место села.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель предлагает для бабочки, в которую превратилась гусеница из сказки сделать поляну из бумажных цветов и поселить на ней бабочек-оригами. Следуют устный инструктаж по созданию поделки.
Пальчиковая гимнастика.
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползёт», как гусеница, по внутренней стороне другой)
Бабочкина дочка,
(ладонь «ползёт» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)
Кушает листочки:
Ам!
Ам!
Ам!
Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам
Поела, спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая её накрывает)
Проснулась (расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)
Полетела, полетела, полетела!
(махать перекрещенными ладонями как крыльями)
Самостоятельное выполнение воспитанниками задания по конструированию.
Демонстрация и анализ работ, подведение итогов.

Видео: открытое занятие по оригами «Яхта»

Для развития интереса к конструированию из бумаги у воспитанников необходимо подбирать необычные темы для занятий, использовать игровую форму обучения, подбирать для конструирования предметы, которые будут пригодны для самостоятельной игры воспитанников. У детей зарождаются конструкторские навыки, они увлечённо продумывают образ модели и способы её создания, и большое удовольствие им доставляет выбор материалов для воплощения своих идей - следите, чтобы у воспитанников была возможность этого выбора.

Фотогалерея: шаблоны для конструирования

Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблоны для конструирования Шаблоны для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Схема конструирования предметов из бумажных полосок (техника плетения) Схема конструирования предметов из бумажных конусов Схема конструирования предметов из бумажных цилиндров Схема конструирования предметов из бумажных призм

Конструирование из бумаги «Будущее нашего городка Нефтяников».

Автор: Цырульникова Нина Александровна, воспитатель
Место работы: БДОУ «Детский сад №283 комбинированного вида» г.Омска.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме «Будущее нашего городка Нефтяников».

Аннотация к занятию.
Это занятие – продуктивная деятельность, подгрупповое (с участием 8-10 чел.) построено с учетом ФГОС с использованием моделирования и активных методов обучения. Будет интересно для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и родителей.
Цель. Строительство из объемных форм модели города будущего.
Задачи.
1. Учить детей создавать макет через конструирование поделок, в основе которых лежат объемные формы.
2. Развивать художественный вкус в процессе оформления конструкций.
3. Содействовать речевому творчеству детей посредством презентации проекта.
4. Воспитывать у детей умение слушать и дополнять ответы своих товарищей.
Образовательные области : познание, труд, речевое развитие.
Формы организации детей : беседа, объяснение, рассматривание, чтение, игра, моделирование, проблемный вопрос, мотивация деятельности, прогнозирование, показ презентации.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций домов и зданий с архитектурой современного города. Выставка рисунков на тему «Город будущего». Беседы с детьми о родном городе и о профессиях их родителей. Чтение детских художественных произведений «Чем пахут ремесла», разучивание стихов, отгадывание загадок.
Оборудование и материалы.
Демонстрационные : слайды с иллюстрациями зданий современного города, аудиозапись песен «Всем на свете нужен дом», «Я хочу построить дом»; музыкальный центр, книжка «Коробок-городок», картинки и рисунки различных домов.
Раздаточные : набор заранее обклеенных коробок, клей, цветная бумага и картон, мелкие игрушки, машинки.
ТСО : проектор, презентация.

Сценарий образовательной деятельности.

1ч. Под песню о г.Омске дети входят в группу. (музыка - Вячеслав Косач,
стихи - Михаил Сильванович)
Воспитатель . - О каком городе эта песня?
Игра: «Назовите места, которые вы любите в Омске?»
Воспитатель . - Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой? Кто проектирует и строит дома?
Дети. - Архитекторы и строители.
Воспитатель . - Какими должны быть архитектурные сооружения?
Дети – Красивыми, удобными, разными по назначению.
Воспитатель. - Архитектура будущего всегда волновала умы людей. Какими будут новые дома: будут ли они высокие или будут круглыми, из каких материалов они будут строиться?
Давайте посмотрим слайды зданий новейших архитектурных сооружений.
Просмотр слайдов.







Воспитатель .- В каком районе находится наш детский сад?
Дети – Наш детский сад находится в районе городка Нефтяников.
Воспитатель. - Вспомните, над каким проектом мы с вами работаем?
Ребенок . – Мы строим дома из объемных форм для будущего городка Нефтяников.
Воспитатель . - Что уже сделано в нашем проекте?
Дети . - Кинотеатр, магазин, детский сад, гараж, дома для нескольких семей.


Воспитатель. - Что еще мы подготовили?
Дети. – Мы обклеили коробки и нарисовали город будущего.
Итог . Данил, ты так хорошо рассказал о нашем проекте.
Воспитатель . - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?
Правильно мы будем продолжать строить городок Нефтяников будущего.
Наша цель построить модель городка из объемных форм.
Воспитатель. - Сегодня мы будем выбирать объекты архитектуры, делать их модели, а потом решим где их лучше всего разместить.
Работать вы будете в подгруппах, каждая подгруппа будет проектировать свое здание.
Для этого вам нужно решить, какое здание и для чего вы будите строить. Затем кто-то из вашей подгруппы, расскажет нам о своем проекте.
Что-то над городом нашим сгущаются тучи, начинается дождик.
Динамическая пауза. «Дождик»
2ч. Воспитатель. - Представьте себе, что мы попали в будущее.
Воспитатель. Как быстротечен век, в котором мы живём:
Вчера, сегодня, завтра, сначала и потом…
Ещё недавно был пустырь, сегодня город-сад.
Каким же видит город свой каждый из ребят?
1-ый ребёнок : Хочу, чтоб машины всегда и везде
Работали на минеральной воде.
2-ой ребёнок : Хочу, чтобы мне светофор улыбался,
Когда на дороге один я остался.
Хочу, чтобы дал мне железную руку
И самым надёжным и верным был другом.
Воспитатель: Теперь опишите мне жителей этих.
3-й ребёнок : Там нет стариков, там живут только дети.
Воспитатель : Но дети взрослеют. И что же потом?
4-й ребёнок : Они не стареют, пьют чай с молоком.
Им пчёлы нектар собирают с цветов,
И этот нектар лучше всех докторов.
Воспитатель : А где же живут эти славные дети?
5-й ребёнок : Живут они в доме, а дом на планете,
Где солнце гуляет, там дети играют.
И птицы поют там, а вместо фонтанов
Звенят родники.
Воспитатель : Да и впрямь город славный!
6-й ребёнок : Есть твёрдый закон, что на улицах града
Раскидывать мусор нельзя и не надо,
И каждый жилец дорожит чистотой!
Воспитатель : Да, город уютный выходит такой.
7-й ребёнок : Пестрит под ногами ковёр из цветов,
Над ним не трудился отряд мастеров.
Его вышивала природа старательно,
И нам говорила беречь обязательно!
Итог. Молодцы, интересный город вы представили.
Воспитатель . - Все в нашем районе изменилось и дома уже другие и машины.
- Какими вы представляете улицы, школы, магазины, детские сады. Может быть, они будут похожи на знакомые предметы – форму елки, аквариума, похожи на гриб, настольную лампу, на животных. Может быть, дома будут летающими, плавающими, дома для одной семьи и для нескольких семей.
- Какие здания вы хотели бы видеть в нашем городке Нефтяников в будущем?
Высказывания детей .
Итог . Дима, у тебя замечательная фантазия, а Соня красиво описала улицу.
Физминутка для рук и глаз .
3ч. Воспитатель . – А теперь я предлагаю вам приступить к работе над проектом «Городок Нефтяников будущего». Но сначала нам нужно разбиться на творческие группы, каждая из которых будет работать над своей частью проекта.


Договоритесь, из каких деталей вы её будите делать, какие украшения вы можете сделать на своей постройке. Если вам нужна моя помощь при выполнении работы, необходимо поднять сигнальную карточку, и я подойду к вам.
Не забывайте соблюдать тишину и работать дружно, сообща. Можете приступать к работе.
Выполнение детьми работы.




Индивидуальная работа, как с группами, так и с каждым ребенком отдельно.
При затруднении, поменять задание ребенку.
Итог . Поощрять детей за попытки помощи. При оценке результатов оценивается, насколько ребёнок изобретателен и самостоятелен.
4ч. По окончанию работы все здания и постройки размещаются на общем макете. Предлагается разместить на нем человечков и машины, «посадить» деревья и цветы.
Каждая группа конструкторов защищает свой проект. Другие дети задают вопросы.
- Из чего сделали свое здание?
- Какое назначение у этого здания? Что там будет размещено? Дайте название своему зданию?


Посмотреть все работы детей. Дать оценку роли каждого участника.


Воспитатель. – А я тоже хочу сделать подарок нашему городку. Посмотрите, что я смастерила. Этот фонтан я хочу поставить рядом с кинотеатром, что бы в жаркие летние дни люди могли здесь посидеть и насладиться прохладой.

Воспитатель. Посмотрите, выглянуло солнце. Возьмите лучик с такими эмоциями, которые сейчас испытываете вы и прикрепите их к солнышку.
Поместим наше веселое солнышко над городом.
Воспитатель.
- Какие вы молодцы! Вы строили вместе. Все постройки разные и необычные. Как вы думаете, такой город понравится омичам?
Крылья город – сад раскинул.
Есть и парки и сады,
И фонтаны и цветы.
Город наш – продукт труда,
А вам нравится он?
Дети: Да!
Итог занятия.
Воспитатель. - Вам понравилась работа над проектом «Городок Нефтяников будущего»? Чем понравилась? А в чем возникли трудности? О чем вы хотите рассказать своим родителям и друзьям после нашего занятия?
- Все сегодня молодцы. Хорошо потрудились. Вы были внимательны друг к другу, научились договариваться.
Теперь, когда вы научились моделировать дома, вы сможете строить различные здания для игр из деревянного конструктора, из Lego, на улице из песка или из снега.
Я предлагаю оставить макет нашего города для игры.

Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с искусством модульного оригами.
Программа кружка «Модульное оригами» рассчитана на 33 часа (1 год обучения в подготовительной группе, 1 занятие в неделю по 1 часу), в ходе которого предполагаются как групповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребёнку.
Содержание программы
  1. Теоретическое занятие «Знакомство с оригами» (история направления, виды).
  2. Знакомство с понятием «базовые формы» и их применение в технике оригами.
  3. Изготовление базовой формы «квадрат» и изделий на её основе.
  4. Знакомство с условными обозначения в оригами.
  5. Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелёк).
  6. «Стилизованный цветок». Работа с базовой формой «Треугольник».
  7. «Лисёнок и собачка». Изучение разметки сгибанием. Знакомство с понятие о графических изображениях, их назначением. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.
  8. «Яхта и пароход». Знакомство с приёмами чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.
  9. «Стаканчик». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).
  10. «Синица и снегирь». Создание композиции «Птицы в лесу». Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.
  11. «Кролик и щенок». Ознакомление с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.
  12. «Утка». Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.
  13. «Сказочные птицы». Составить образы сказочных птиц, оформить композиции с этими сказочными персонажами.
  14. Создание композиции «Домашние птицы на лужайке». Заготовка изделий и составление панно.
  15. Рыбка и бабочка. (Теория и практика.) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
  16. «Лилия». Изделие, складывающееся из одинаковых деталей - модулей.
  17. Создание композиции «Водоём». Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
  18. Жаба. (Теория и практика.) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приёмами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
  19. «Стрекоза». Выбор базовой формы. Беседа о насекомых живущих вблизи водоёмов. Декоративное оформление изделия.
  20. Создание композиции «Островок в пруду». Составить композицию, работая в группе. Организация выставки работ детей.
  21. «Пароход». Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение работ узорами на выбор.
  22. «Подводная лодка». На основе базовых форм путём сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.
  23. Создание композиции «В море», подготовка её к выставке.
  24. Изготовление открытки «Букет гвоздик» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  25. Создание композиции «Бутоны роз» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  26. «Подснежник» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  27. «Парусный кораблик». Работа с базовыми формами и техникой сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных декорирующих частей, характерных для изделия.
  28. «Весёлое письмо». Складывание фигур по диагонали путём захвата маленького треугольника без использования базовых форм.
nailclients.ru - Сайт о косметологии