Азербайджанский национальный костюм – в чем его уникальность? Азербайджанский национальный костюм Национальный костюм азербайджана женский.

Национальный костюм каждой страны формируется под воздействием исторических факторов, которые в той или иной степени влияли на процесс развития государства. Головные уборы, покрой костюмов, выбор узоров и цветовой палитры отражают материальные и духовные ценности народа.

Немного исторических фактов

Не является исключением и азербайджанский национальный костюм (фото мужского и женского одеяния представлены вашему вниманию в статье), который много раз претерпевал изменения. Азербайджан - это одна из кавказских стран, расположившаяся на берегу Каспийского моря. Надо отметить, что история этой страны богата взлетами и падениями. Огромную роль в развитии ее культурного наследия сыграли персидские и тюркские народы.

Города Азербайджана славились своими мастерами по возделыванию кожи и изготовления тканей.

Так что же сегодня представляет собой национальный костюм Азербайджана? Это уникальный и самобытный наряд, который пестрит яркими красками и богат расшитыми узорами. Куклы в национальном костюме Азербайджана можно купить в сувенирных лавках страны, на рынках. Фото этих прекрасных изделий вы имеете возможность увидеть в статье.

Национальный костюм женщин

Женский азербайджанский национальный костюм (фото см. в статье) состоит из двух частей: верхней и нижней. К верхней одежде относилась одежда, которая надевалась на плечи, к нижней - одежда ниже пояса. Виды плечевой одежды: верхняя рубашка, разновидные кафтаны и жилетки. Юбки (или туманы) различной длины, расцветки и формы относились к поясной части костюма.

Верхняя рубаха

Верхняя рубаха ("уст кейнейи") имела свою особенность. Она была свободного покроя и имела рукава, которые у основания плеча были заужены, а к низу рук становились все шире. Обычно к подмышкам пришивался кусочек ткани другого цвета. Рубашка одевалась через голову и застегивалась одной пуговицей под шеей. Рубашка обшивалась тесьмой, а к низу пришивались денежные монеты. Выбор ткани и цвет наряда зависел от материального благополучия семьи, а также возраста женщины. Молодые девушки выбирали более красочные цвета, чтобы привлечь внимание.

Поверх верхней рубашки надевали кафтан. Выделяли несколько видов кафтанов, основное различие которых заключалось в длине, форме покроя, а также в рукавах.

Кафтан чепкен

Так, например, один вид кафтана - чепкен (на азербайджанском языке - cəpkən) - имел ложные длинные рукава, которые струились по бокам и заканчивались нарукавниками. Часто к нарукавникам пришивали пуговицы. Чепкен надевался поверх верхней рубашки и плотно облегал верхнюю часть тела. Основной тканью для пошива чепкенов были тирьма, бархат, а также шелк. Молодые девушки обычно останавливали свой выбор на чепкенах красного, зеленого или синего цвета. Кстати, были виды чепкенов и для мужчин.

Архалук

Следующий вид кафтанов - это араалук (на азербайджанском arxalıq). Архалук, как и чепкен, надевался поверх рубахи, плотно облегал тело. Рукавицы его заканчивались чуть ниже локтя. Архалука имел стоячий воротник. Нижняя часть имела подол в форме плиссированной складки. Различали повседневные и праздничные архалуки. Архалуки для повседневной жизни шились из более дешевой ткани и имели меньше узоров для украшений. Также поверх них носили пояс.

Леббаде и эшмек

Азербайджанский национальный костюм для девочки включал леббаде (азерб. Ləbbadə). Это вид верхней одежды, детали которой обшивались тесьмой и, в отличие от архалука, она имела открытый воротник, а рукава обычно были до локтей. По бокам леббаде имелись разрезы.

Эшмек или кьюрду - женская одежда без воротника и рукавов, по сути жилетки. Основной тканью для их производства считалась тирьма, также они обшивались узорами из шелковых ниток золотого цвета.

Туманы и головные уборы

Также поверх верхних рубашек надевали юбки. В Азербайджане они называются туманами. Самый верхний туман имел различные узоры для украшений, плиссированные складки, и доходил до пола. Только женщины Нахичеванского региона носили более короткие туманы. Помимо верхних юбок, было и несколько нижних туманов, которые придавали объем нижней части наряда.

В Азербайджане имеется огромное количество национальных головных уборов. Платки, чалма, тюбетейки со шлейфом - это еще не весь список. Особое место у верующих людей занимала чадра, которая укрывала женщину с головы до ног. А вот женщины, которые были уже замужем, надевали несколько платков друг на друга.

Украшения

Слабая половина страны огней всегда питала слабость к украшениям и ювелирным изделиям. Красавицы предпочитали крупные серьги и надевали несколько браслетов одновременно, а вот после свадьбы предпочтение стоило отдать скромным сережкам и 2-3 кольцами. Пояс показывал семейный статус женщины. Незамужним девушкам не разрешалось носить его до свадьбы. И первый пояс в своей жизни они получали от родителей в день свадьбы. Кстати, украшения носить тоже разрешалось не всегда. Так, например, после родов в течение 40 дней не разрешалось надевать ювелирные изделия.

Обувь

На ногах же носили собственноручно связанные из овечьей шерсти чулки с национальными узорами (джораббы). Женская обувь была похожа на сандалии без задней части на небольшом каблучке и с заостренным носом.

Палитра женских национальных костюмов пестрила яркими красками, но самым предпочтительным был все же красный цвет. Считалось, что красный цвет приносит счастье и семейное благополучие. Обычно его выбирали незамужние девушки, а вот после свадьбы требовалось отдать предпочтения более спокойным и темным цветам.

Мужская национальная одежда

Основной деталью мужского азербайджанского национального костюма является головной убор. Шапка считалась символом чести и достоинства мужчины, потерять ее - значит потерять честь. Сбить папаху с азербайджанского мужчины - это значит начать кровавую войну не только с ним, но и стать врагом всего рода. Даже за трапезой шапку не снимали. И только перед омовением для намаза (мусульманской молитвы) шапку снимали. Явиться на какого-нибудь торжественное событие без головного убора считалось нарушением норм этикета и неуважением к хозяевам.

В основном, мужчины носили папахи. Это вид головного убора, который изготавливался из бараньего меха и имел разные формы. По форме папахи можно было определить социальный статус или регион проживания ее хозяина. Выделяют 4 основных вида папах:

  • Чобан папахы (пастушья папаха), еще ее называли мотал папах. Чобан папахы имела вид конуса, шилась из длинноворсового овечьего меха. Носили эту папаху в основном бедные люди.
  • Шиш папахы имели также форму конуса, однако изготавливались они из меха, который специально привозили из Бухары. Позволить такую папаху могли себе либо беки, либо зажиточные господа.
  • Дагга папахи носили представители Нухинского уезда. Папаха имела форму круга, верх которой ушивался бархатом.
  • Башлык - капюшон, который носили поверх другого головного убора в непогоду. Башлык имел суконную подкладку, а также длинные концы для обвязывания вокруг шеи. Таким образом, башлык спасал от непогоды.

Духовные лица носили чалму и тюрбаны, которые отличались цветом. Высшие представители духовенства надевали тюрбан зеленого цвета, а низшие - белого.

Национальный костюм Азербайджана (фото размещены в статье) для мужчин представлял собой верхнюю рубаху, кафтан и шаровары (шалвар). Основной цвет рубахи - белый или синий, предпочитаемая ткань для изготовления - хлопок, всегда с длинными рукавами. Поверх верхней рубахи надевали кафтан (архалук), наподобие русской поддевки. Кафтан плотно прилегал к телу, а ниже талии расширялся и имел форму юбки. Мужской архалук имел достаточно лаконичный вид, создавался в темных цветовых тонах и редко имел вышитые узоры.

Снизу мужчины Азербайджана надевали шаровары (шалвар). Шаровары сверху плотно завязывались при помощи тесемки, которая была к ним пришита.

Особое внимание мужчины уделяли поясу. Это был единственный аксессуар, который им разрешался. Пояса изготавливались как из кожи, так и из шелковых тканей. К шелковым поясам пришивалась тесьма. Пояса были очень длинными, чтобы хозяин мог несколько раз обвязать его вокруг талии. Так как верхняя одежда мужчин не предполагала карманов, то эта роль отводилась поясам, за которыми помещались кинжалы и прочие мелочи.

Как и женщины, на ноги мужчины надевали джораббы (длинные носки). Вообще, с джораббами были связаны целые семейные истории. Известно, что джораббы делились на повседневные и праздничные виды. Праздничные были связаны по-особому, на них вышивались ковровые орнаменты. Джораббами всю семью обеспечивала слабые представительницы пола. Поверх джораббов надевали башмаки или сапоги, в зависимости от погоды.

В мужских национальных костюмах предпочтение отдавали темным цветам. Наряд должен был придавать ее хозяину строгий и почтительный вид.

Национальный костюм в современном мире

На сегодняшний день на улицах городов Азербайджана навряд ли можно встретить жителя в национальном костюме. Все это кануло в прошлые лета. Однако, как и во многих странах, танцы народа исполняются в национальных костюмах. Также в постановках спектаклей по мотивам народного творчества героев одевают в исторические костюмы.

В сельских местностях иногда можно встретить на праздновании по случаю обручения жениха и невесту в национальном костюме. А в свадебных традициях до сих пор сохранился обряд, когда родственники невесты повязывают вокруг ее талии красный пояс (ленту), показывая таким образом об изменении ее семейного статуса.

В последнее время, как и во многих странах, дизайнеры Азербайджана в своих коллекциях возвращаются к истории национального костюма. Так, например, на платьях вышивают узоры и орнаменты старых времен, а в качестве головных уборов предлагают яркие и пестрые платки.

По сегодняшний день каждый турист и гость Девичьей башни (гыз галасы) может примерить на себе национальный костюм и на некоторое время почувствовать себя восточной красавицей или горным джигитом.

Вплоть до середины XIX века одежду в Азербайджане шили в основном из местных тканей, благо своего шелка, хлопка и шерсти здесь всегда было в изобилии. В XIX веке в моду вошел русский кумач, называемый на местный манер “гумаш”, плюш и ситец (чит): поначалу в Баку завозили ситец Морозовской текстильной фабрики (Морозов агы), в 1901 году здесь появилась собственная, Тагиевская мануфактура (Тагыjев агы).

Ситец, крашеная домотканая бязь, а также местный тонкий шелк без рисунка шли на пошив нижних дамских рубашек (кейнек). В богатых семьях рубашки шили из мадаполама – баснословно дорогой тонкой белой ткани, сотканной в Англии и Швейцарии из египетского хлопка. Впрочем, из чего бы ни была сшита рубашка, фасон ее всегда оставался одним и тем же: короткая свободная распашонка с длинным рукавом на манжете, застегивающаяся на пуговицу у шеи.

Азербайджанская танцовщица. Художник - Г. Гагарин (1899)

Сто одежек

Непременной деталью дамского туалета в Азербайджане, как и в любой другой мусульманской стране, были штаны либо шальвары (шаровары), стянутые на талии плетеным поясом с разноцветными кистями на концах. В Баку, Шемахе и Нахичевани дамы также носили на улицу чахчур – штаны, собранные у щиколотки на манжет, к которому пришивались носочки из той же ткани. Чахчур надевали и для верховой езды.

"Женщина из Баку". 19-й век. Художником Г.Гагарин

Поверх штанов полагалось носить нижнюю юбку, поверх нижней – среднюю, промежуточную (ара туманы), поверх средней – одну или несколько верхних. Юбки, собранные у талии в пышные складки, шили вручную из 8–16 прямых полотен материала разного достоинства (шелка, бархата, парчи, сатина, тонкой шерсти). Верхние юбки носили широкие и длинные, чтобы они полностью закрывали и шаровары, и нижнюю, и среднюю юбки. Из-под богато украшенного вышивками, тесьмой, кружевами и монетами подола выглядывали лишь носки обуви. Зимой между средней и верхней юбкой для тепла надевали еще одну – стеганную йорган туман на вате.

Весенний женский костюм. Баку. 19-й век

Поверх нижней рубашки и многочисленных юбок азербайджанская женщина носила верхнюю рубашку простого кроя туникообразной формы с небольшим круглым вырезом либо разрезом на груди. Низ рубашки, как и подол верхней юбки, принято было обшивать галуном либо монетами, ворот и края рукавов украшали плетеными шнурками и тесьмой (сырыма) из шелковых или золотых ниток. Для молодых женщин верхние рубашки шили преимущественно розового, красного, желтого или фиолетового цветов. Пожилые дамы отдавали предпочтение более темным тонам.

Верхняя женская одежда также не отличалась разнообразием фасонов. Зато была непременно богато украшена бисером, бусами, канителью, тесьмой и галунами, а также золотыми или серебряными бляхами и мехом. Вот как описывает женский наряд один из русских путешественников, посетивший Баку в начале XIX в.: “Женщины носят широкие шаровары, большею частью из шелковой материи, красного или синего цвета, шелковую весьма короткую рубаху такого же цвета, а сверху надевают коротенький архалыг, также шелковый, с золотым и серебряным шитьем, стягивая его на талии широкою пряжкою. На этот архалыг надевается другой: у богатых – из парчовой материи, такого же покроя, но с разрезными длинными рукавами. Наконец, шаль красного или темно-синего цвета, в виде чалмы, обертывает голову”. В общем, сто одежек.

Пальто не надо

Кстати, упомянутый архалыг – нечто среднее между пальто и халатом – был, пожалуй, самой распространенной верхней одеждой в Азербайджане. Носили его как женщины, так и мужчины. Бархатный, атласный, сатиновый либо шерстяной, из дорогой мисгалы тирме (полосатая ткань с растительным орнаментом), архалыг шили на подкладке, с узкими либо расширяющимися от локтя книзу рукавами. На груди – меховая оторочка, узорная домотканая тесьма, галун или дутые бутонообразные золотые украшения наподобие бубенчиков. Застегивался архалыг на крючки или пуговицы (можно и то и другое – чем затейливее, тем лучше).

Помимо архалыга существовали стеганные лабада, эшмек, бахары… Передние полы этих видов одежды не должны были полностью закрывать грудь, рукава доходили только до локтя. Шили их из бархата, тирме и парчовой ткани. Само собой, подол, ворот и рукава богато украшались различными тесемками, золотыми кружевами. Гурду – зимнюю безрукавку – помимо прочего, оторачивали бобром, куницей либо мехом хорька.

Только в самом конце XIX века, да и то лишь в крупных городах, в обиход начали входить пальто. Впрочем, в сельской местности в качестве верхней одежды многие до сих пор предпочитают большую теплую шаль.

Посрамление Данаи

Непременным атрибутом традиционного женского костюма являются многочисленные ювелирные украшения – головные, нагрудные, шейные, наручные, украшения для одежды, украшения для кос… По сравнению со среднестатистической азербайджанкой Даная, возлежащая под золотым дождем на полотнах художников Возрождения, выглядит нищенкой… Без украшений дамы в Азербайджане ходили лишь во время траура, а также 40 дней после родов. Любовь местного населения к драгоценностям была столь велика, что нередко ювелирам заказывали украшения не только для жен, дочерей и невесток, но и для вошедших в моду в XIX веке комнатных собачек (в крупных городах держать пару левреток считалось престижно).

Украшения для одежды состояли из всевозможных затяжек, булавок, пуговиц, монеток, бубенчиков… Помимо этого, каждой замужней даме полагалось носить пояс, украшенный несколькими рядами золотых или серебряных монет (хотя пояс имел значение сугубо утилитарное, ему приписывались еще и свойства оберега). Необходимым набором для любой, даже не слишком обеспеченной женщины считались серьги, кольца, браслеты и бусы.

Девочки начинали носить украшения с младенчества. Новорожденной вешали на руку бусины гёз мынчыгы, чтобы уберечь от дурного глаза, позже такие же бусины вдевали в уши. Ну а лет с 12 девочки щеголяют в полном парадном комплекте – кольца, серьги, браслеты, ожерелья, украшения для волос, броши, подвески… Всю эту красоту она будет носить вплоть до рождения первенца. А потом количество украшений пойдет на убыль, годам к пятидесяти дойдет до минимума: серьги, пара браслетов и несколько колец.

Появляться на людях без головного убора, показать посторонним такую интимную вещь, как волосы, считалось верхом неприличия. Кое-где женщины накручивали на голову чалму или динге (сложное тюрбанообразное сооружение из шали, которое закрепляли, как и чалму, специальными крючками). Однако чаще всего голову просто покрывали шелковым платком, который в разных районах повязывали различными способами. Молодежь предпочитала платки ярче, пожилые – темнее. Под платком многие носили вышитый и украшенный золотыми бляхами чепец, называемый здесь гадын папахы. Чепец имел несколько функций: сохранять прическу, скрывать волосы от постороннего взгляда, основное же назначение его было в том, чтобы шелковый платок, повязанный сверху, не соскальзывал.

Впрочем, не важно, что у тебя на голове – чутга, чалма или платок. Главное, чтобы косы были прикрыты. Из-под головного убора позволялось выпускать лишь подрезанные у ушей и специально завитые локоны. Да и то лишь дома. Женщине, выходя на улицу, полагалось с головы до пят укутываться в чадру. Правда, правило это неукоснительно соблюдалось лишь в городах. Здесь дамы щеголяли в атласных покрывалах с занавесочкой на лице и кружевной сеткой для глаз. В деревне нравы были проще. Чадру извлекали из сундука лишь по особым случаям: скажем, если предстояло ехать в соседнее село навестить родню. В остальное время на людях нижнюю часть лица просто прикрывали уголком головного платка…

Екатерина Костикова

В фондах областного этнографического музея-заповедника г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области хранится великолепная коллекция предметов азербайджанской культуры, часть которой была передана в дар музею бывшим министром культуры Азербайджанской Республики, известным певцом и композитором Поладом Бюль-Бюль оглы в 1999 году и значительно дополненная безвозмездно переданными экспонатами тем же министерством в 2006 году. Среди подаренных предметов есть и национальные азербайджанские костюмы, головные уборы и обувь. Это, конечно, новоделы, выполненные современными азербайджанскими мастерами, но изготовлены они в национальных традициях. На примере этих интересных экспонатов, занявших достойное место в постоянной музейной экспозиции «Мы - народ Казахстана», можно познакомиться с особенностями азербайджанского национального костюма.

Одежда азербайджанских женщин XIX-начала XX веков издавна разделялась на плечевую и поясную. Плечевая - это рубаха (койнек), кафтанчик (архалук, архалык) или безрукавка, либо же длинное платье (дон), которое надевалось на рубаху. К поясной одежде относятся штаны (шалвары) и юбки (туман), как правило, длинные, до щиколотки. Обычно на простую туникообразную рубаху женщина или девушка надевала короткий кафтанчик (цельнокроеный или с отрезной баской) и дополняла этот комплект широкой юбкой. В старину женщины-азербайджанки носили штаны, которые постепенно были вытеснены юбками. Широкие штаны надевались с длинной рубахой, а узкие шалвары сочетались с длинным или укороченным платьем либо юбкой. Причём носили их так, чтобы нижняя часть шалваров, украшенная красивой узорной каймой или цветным шёлком, была хорошо видна.

Ткани, из которых шили одежду, были разнообразными - местного изготовления и привозные. К местным тканям относился, в первую очередь, шёлк, который изготавливали в Азербайджане с древних времён. А, начиная с XVII века, Азербайджан становится крупной шелководческой областью Ближнего Востока. В городах Шемаха, Баскал, Гянджа, Шеки производились удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров азербайджанские шелка ярких, сочных тонов, популярные не только в самом Азербайджане, но и за его пределами. Из этих тканей шили праздничную, свадебную одежду, которая у бедняков часто передавалась из поколения в поколение. Для пошива повседневной одежды использовали лён и простые хлопчатобумажные ткани: миткаль (хумайин агы), кумач (гумаш), ситец (чит) и домотканую шерсть (шал). А для придания ей прочности и блеска, шерсть сочетали с шёлковой нитью. Представительницы богатого сословия шили одежду из дорогостоящих привозных тканей - блестящей парчи, шёлка, бархата, тонкого сукна и «тирмэ» - шерстяной узорной ткани ручной работы, которую ткали в некоторых районах Южного Азербайджана и Северо-Западном Иране.

Какие цвета в одежде предпочитали женщины-азербайджанки? Преимущественно ярких, сочных тонов. Девушки и молодые женщины выбирали ярко-красный цвет и близкие к нему оттенки. Отметим, что свадебный костюм невесты всегда был традиционно красным. И по сей день, в свадебном наряде современной азербайджанки должен непременно присутствовать красный тон, поскольку по древним представлениям азербайджанцев, это цвет солнца и огня, символ благополучия и счастья. Добавим, что само слово «азер», являющееся корнем слова «Азербайджан» в переводе с арабского означает «огонь», а в далёкой древности предки азербайджанцев исповедовали религию зороастризм и поклонялись огню. До сих пор в Азербайджанской Республике сохранились древние храмы огнепоклонников.

Молодые азербайджанки чаще всего одевались ярко, пёстро, нарядно, нередко надевая цветную кофту с юбкой другого цвета, использовали многочисленные украшения золотистых тонов. И в этом они очень отличались от горянок Северного Кавказа и грузинок, предпочитавших строгую одежду тёмного, чёрного цвета и минимум украшений, чаще серебряных, чем золотых. Таким образом, цветовая гамма - важнейшая особенность и одна из определяющих черт стиля национальной одежды.

Особую роль в азербайджанской женской одежде играла её декоративная отделка. Подчас даже самый простой, и скромный костюм выглядел дорогостоящим благодаря замечательному мастерству вышивальщиц. Искусная вышивка, богатая отделка золотым и серебряным шнуром, шёлковым галуном, нарядным кантом, цветной или золотой тесьмой, тонким кружевом и бисером превращали простые по силуэту и форме изделия в настоящие произведения искусства. Чаще всего украшались края полочек кафтанов и безрукавок, подол, ворот и низ рукавов одежды. На кафтанчик (архалук) обычно нашивали серебряные застёжки разного вида: вызолоченные, со вставками из полудрагоценных камней или цветного стекла, с гравировкой чернью или филигранью. Повседневные костюмы декорировались узорной строчкой. Излюбленным и весьма распространенным украшением азербайджанского женского платья были монеты разного достоинства - серебряные и золотые. Шитые монетами нагрудники часто собирались заботами нескольких поколений.

Женское платье из фондовой коллекции музея-заповедника хоть и выполнено современными мастерами, но сохраняет национальный колорит. Оно состоит из главных элементов азербайджанского женского костюма: рубахи с расширенными книзу рукавами, архалука (короткого кафтанчика с отрезной баской) и широкой, свободной юбки. Все элементы сшиты вместе и отделаны золотистой парчой, чёрной тесьмой с блёстками и имитацией золотых монет, нашитых по поясу и горловине. Платье дополнено маленькой парчовой шапочкой, декорированной по краю бусинами, и белой полупрозрачной накидкой с декоративной каймой. Цвет национального азербайджанского платья традиционный - ярко-красный.

Непременным дополнением национальной одежды были ювелирные украшения - всевозможные бусы, ожерелья, нагрудные, налобные и височные украшения, серьги, браслеты, кольца, перстни и пояса - которые отличались большим разнообразием и придавали костюму художественно-декоративную завершённость и эстетичность. Изготавливались они местными ювелирами (зергерами) по индивидуальному заказу, представляли собой чистый эксклюзив и передавались по наследству.

Украшения в Азербайджане девочки носили с 3-4 лет, но только в качестве оберега в виде бусин и амулетов от «дурного глаза». К моменту замужества у девушки должен был быть целый комплект ювелирных украшений. Но носить их она могла не всегда: в дни религиозного обряда «йас», в сорокадневный период траура и в первые 40 дней после родов ношение украшений отменялось совсем. А в пожилом возрасте женщине дозволялся лишь самый минимум: скромного вида серьги и пара колец. Различий между типами украшений зажиточных и бедных жителей не было, но в украшениях богатых женщин использовались драгоценные металлы, камни и более сложные приёмы техники и отделки. Таким образом, ювелирные украшения, помимо своей эстетической функции, отражали ещё сословные и половозрастные различия, играли религиозно-магическую роль. Что касается поясов, то незамужние девушки их не носили совсем, но на свадьбу родители обязательно дарили своей дочери пояс (кемер), он был одним из основных предметов приданого. И уже в комплект одежды замужней женщины непременно входили пояса, которые имели не только утилитарное и религиозно-магическое значение, но и отражали социальное положение их хозяйки. Как правило, эта деталь одежды украшалась серебряными монетами, нашитых в несколько рядов и застёгивалась массивной пряжкой при помощи крючков.

Головные уборы азербайджанских женщин были достаточно разнообразными: шапочки различной формы, мешки-накосники, чепцы, и платки различных размеров и расцветок. Незамужние девушки носили невысокую шапочку с плоским верхом (арахчин) по типу тюбетейки, вышитую цветным шёлком или бисером. После 35-40 лет женщины повязывали чалмообразный головной убор (дингя), состоящий из двух-трёх платков. Но до сих пор в Азербайджане, особенно в сельской местности, широко распространены шёлковые платки (кялагаи) с набивным рисунком местного производства.

В фондах музея-заповедника хранится женский платок из нежнейшего азербайджанского шёлка светло-бежевого цвета с нарядной набивной каймой охристо-коричневого тона и мелкими белыми вкраплениями. Очень красив и арахчин - девичий головной убор. Вся его бордовая бархатная поверхность сплошь покрыта изящными крупными и мелкими цветами, искусно вышитыми бисером и стеклярусом розового, малинового, жёлтого и золотистого цветов. Такой головной убор ещё больше подчёркивал всё очарование молодости и красоту девушки.

Комплекс азербайджанской женской одежды дополнялся вязаными носками (джорабы) или чулками, которые женщины носили дома, в комнатах. Мастерицы с удовольствием вывязывали их из шерсти или хлопчатобумажных ниток с разноцветным орнаментом, напоминающим ковровый узор, со стилизованным изображением птиц или животных. Выходя на улицу, надевали мягкую сыромятную обувь - чарыг. Горожанки носили в летнее время туфли без задников, на невысоком каблуке и обязательно с носком, загнутым вверх по-восточному. В коллекции музея-заповедника хранятся подобные туфли, с нежно-зелёным парчовым верхом и декоративной отделкой золотой тесьмой.

Мужской азербайджанский костюм конца XIX-начала XX века включал в себя нательную рубаху (кейнек), штаны (иштан, шалвар), бешмет в талию с узкими рукавами, зимой - овчинную шубу (кюрк). Но самой красивой частью мужской одежды, безусловно, была и остаётся черкеска (чуха), которая надевалась поверх рубахи. Черкеска , рубаха, штаны, папаха и мягкие кожаные сапоги составляют традиционный национальный мужской костюм так называемого общекавказского типа, характерный для Азербайджана, Грузии и Северного Кавказа. Позднее терские и кубанские казаки переняли у кавказцев именно этот тип одежды, а так же кавказское оружие, седловку и ряд обычаев. Добавим, что часть русского императорского конвоя официально имела кавказское облачение.

В строгом покрое черкески нашёл отражение идеал красоты воина-кавказца: стройная, подтянутая фигура с широкими плечами и такой тонкой талией, о которой поётся в песне, что если воин ляжет на бок, кошка может пробежать под его талией, не задев его. Черкеска плотно облегает мужскую фигуру, подчёркивая её стать, и носится всегда в застёгнутом виде, как правило, с отогнутыми рукавами. И лишь в парадных черкесках прямые и широкие рукава спускались ниже кисти.

Особую красоту черкеске придают специальные кармашки на груди -газырницы, куда раньше вставлялись так называемые газыри - деревянные или камышовые трубочки, содержащие точную меру заряда пороха для ружья и пистолета, либо хранились пули. Они располагались по 7-8 и более штук по обе стороны груди и были всегда под рукой, что сокращало время при перезарядке ружья и пистолета. Охватывая практически всю грудь, газыри защищали и прикрывали воина от рубящих ударов холодным оружием. Со временем газыри утратили своё значение и стали чисто декоративными. Их изготавливали из дерева или кости, а головки, выступающие из карманчиков, украшали железом, серебром, иногда золотили.

Азербайджанский национальный костюм (азерб. Azərbaycan Milli geyimləri ) создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа , он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

Головные уборы [ | ]

Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:

«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на неё. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.»

Обувь [ | ]

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки - «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги - «чарых ».

Женская одежда [ | ]

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало - «чадру » и лицевую занавеску - «рубенд» , которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

Головные уборы [ | ]

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» - специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали

Национальный костюм каждой страны формируется под воздействием исторических факторов, которые в той или иной степени влияли на процесс развития государства. Головные уборы, покрой костюмов, выбор узоров и цветовой палитры отражают материальные и духовные ценности народа.

Немного исторических фактов

Не является исключением и (фото мужского и женского одеяния представлены вашему вниманию в статье), который много раз претерпевал изменения. Азербайджан - это одна из кавказских стран, расположившаяся на берегу Каспийского моря. Надо отметить, что история этой страны богата взлетами и падениями. Огромную роль в развитии ее культурного наследия сыграли персидские и тюркские народы.

Азербайджанский национальный костюм является наследием культуры, который несет в себе отпечаток самобытности народа. Ни одна его деталь не является случайной. Раскопки, проведенные историками и археологами на территории современного Азербайджана, говорят о богатстве и материальном благополучии этой страны еще в древности. ювелирные украшения, фрагменты одежды из шелковых тканей - это только небольшая часть находок, относящихся к 4-3-м векам до нашей эры, которая показывает развитость народа и государства. А в XVII веке азербайджанский город Ширван считался центром по производству шелковой ткани. славились своими мастерами по возделыванию кожи и изготовления тканей.

Так что же сегодня представляет собой национальный костюм Азербайджана? Это уникальный и самобытный наряд, который пестрит яркими красками и богат расшитыми узорами. Куклы в национальном костюме Азербайджана можно купить в сувенирных лавках страны, на рынках. Фото этих прекрасных изделий вы имеете возможность увидеть в статье.

Национальный костюм женщин

Женский азербайджанский национальный костюм (фото см. в статье) состоит из двух частей: верхней и нижней. К верхней одежде относилась одежда, которая надевалась на плечи, к нижней - одежда ниже пояса. Виды плечевой одежды: верхняя рубашка, разновидные кафтаны и жилетки. Юбки (или туманы) различной длины, расцветки и формы относились к поясной части костюма.

Верхняя рубаха

Верхняя рубаха ("уст кейнейи") имела свою особенность. Она была свободного покроя и имела рукава, которые у основания плеча были заужены, а к низу рук становились все шире. Обычно к подмышкам пришивался кусочек ткани другого цвета. Рубашка одевалась через голову и застегивалась одной пуговицей под шеей. Рубашка обшивалась тесьмой, а к низу пришивались денежные монеты. Выбор ткани и цвет наряда зависел от материального благополучия семьи, а также возраста женщины. Молодые девушки выбирали более красочные цвета, чтобы привлечь внимание.

Поверх верхней рубашки надевали кафтан. Выделяли несколько видов кафтанов, основное различие которых заключалось в длине, форме покроя, а также в рукавах.

Кафтан чепкен

Так, например, один вид кафтана - чепкен (на азербайджанском языке - cəpkən) - имел ложные длинные рукава, которые струились по бокам и заканчивались нарукавниками. Часто к нарукавникам пришивали пуговицы. Чепкен надевался поверх верхней рубашки и плотно облегал верхнюю часть тела. Основной тканью для пошива чепкенов были тирьма, бархат, а также шелк. Молодые девушки обычно останавливали свой выбор на чепкенах красного, зеленого или синего цвета. Кстати, были виды чепкенов и для мужчин.

Архалук

Следующий вид кафтанов - это араалук (на азербайджанском arxalıq). Архалук, как и чепкен, надевался поверх рубахи, плотно облегал тело. Рукавицы его заканчивались чуть ниже локтя. Архалука имел стоячий воротник. Нижняя часть имела подол в форме плиссированной складки. Различали повседневные и праздничные архалуки. Архалуки для повседневной жизни шились из более дешевой ткани и имели меньше узоров для украшений. Также поверх них носили пояс.

Леббаде и эшмек

Азербайджанский национальный костюм для девочки включал леббаде (азерб. Ləbbadə). Это вид верхней одежды, детали которой обшивались тесьмой и, в отличие от архалука, она имела открытый воротник, а рукава обычно были до локтей. По бокам леббаде имелись разрезы.

Эшмек или кьюрду - женская одежда без воротника и рукавов, по сути жилетки. Основной тканью для их производства считалась тирьма, также они обшивались узорами из шелковых ниток золотого цвета.

Туманы и головные уборы

Также поверх верхних рубашек надевали юбки. В Азербайджане они называются туманами. Самый верхний туман имел различные узоры для украшений, плиссированные складки, и доходил до пола. Только женщины Нахичеванского региона носили более короткие туманы. Помимо верхних юбок, было и несколько нижних туманов, которые придавали объем нижней части наряда.

В Азербайджане имеется огромное количество национальных головных уборов. Платки, чалма, тюбетейки со шлейфом - это еще не весь список. Особое место у верующих людей занимала чадра, которая укрывала женщину с головы до ног. А вот женщины, которые были уже замужем, надевали несколько платков друг на друга.

Украшения

Слабая половина страны огней всегда питала слабость к украшениям и ювелирным изделиям. Красавицы предпочитали крупные серьги и надевали несколько браслетов одновременно, а вот после свадьбы предпочтение стоило отдать скромным сережкам и 2-3 кольцами. Пояс показывал семейный статус женщины. Незамужним девушкам не разрешалось носить его до свадьбы. И первый пояс в своей жизни они получали от родителей в день свадьбы. Кстати, украшения носить тоже разрешалось не всегда. Так, например, после родов в течение 40 дней не разрешалось надевать ювелирные изделия.

Обувь

На ногах же носили собственноручно связанные из овечьей шерсти чулки с национальными узорами (джораббы). Женская обувь была похожа на сандалии без задней части на небольшом каблучке и с заостренным носом.

Палитра женских национальных костюмов пестрила яркими красками, но самым предпочтительным был все же красный цвет. Считалось, что красный цвет приносит счастье и семейное благополучие. Обычно его выбирали незамужние девушки, а вот после свадьбы требовалось отдать предпочтения более спокойным и темным цветам.

Мужская национальная одежда

Основной деталью мужского азербайджанского национального костюма является головной убор. Шапка считалась символом чести и достоинства мужчины, потерять ее - значит потерять честь. Сбить папаху с азербайджанского мужчины - это значит начать кровавую войну не только с ним, но и стать врагом всего рода. Даже за трапезой шапку не снимали. И только перед омовением для намаза (мусульманской молитвы) шапку снимали. Явиться на какого-нибудь торжественное событие без головного убора считалось нарушением норм этикета и неуважением к хозяевам.

В основном, мужчины носили папахи. Это вид головного убора, который изготавливался из бараньего меха и имел разные формы. По форме папахи можно было определить социальный статус или регион проживания ее хозяина. Выделяют 4 основных вида папах:

  • Чобан папахы (пастушья папаха), еще ее называли мотал папах. Чобан папахы имела вид конуса, шилась из длинноворсового овечьего меха. Носили эту папаху в основном бедные люди.
  • Шиш папахы имели также форму конуса, однако изготавливались они из меха, который специально привозили из Бухары. Позволить такую папаху могли себе либо беки, либо зажиточные господа.
  • Дагга папахи носили представители Нухинского уезда. Папаха имела форму круга, верх которой ушивался бархатом.
  • Башлык - капюшон, который носили поверх другого головного убора в непогоду. Башлык имел суконную подкладку, а также длинные концы для обвязывания вокруг шеи. Таким образом, башлык спасал от непогоды.

Духовные лица носили чалму и тюрбаны, которые отличались цветом. Высшие представители духовенства надевали тюрбан зеленого цвета, а низшие - белого.

Национальный костюм Азербайджана (фото размещены в статье) для мужчин представлял собой верхнюю рубаху, кафтан и шаровары (шалвар). Основной цвет рубахи - белый или синий, предпочитаемая ткань для изготовления - хлопок, всегда с длинными рукавами. Поверх верхней рубахи надевали кафтан (архалук), наподобие русской поддевки. Кафтан плотно прилегал к телу, а ниже талии расширялся и имел форму юбки. Мужской архалук имел достаточно лаконичный вид, создавался в темных цветовых тонах и редко имел вышитые узоры.

Снизу мужчины Азербайджана надевали шаровары (шалвар). Шаровары сверху плотно завязывались при помощи тесемки, которая была к ним пришита.

Особое внимание мужчины уделяли поясу. Это был единственный аксессуар, который им разрешался. Пояса изготавливались как из кожи, так и из шелковых тканей. К шелковым поясам пришивалась тесьма. Пояса были очень длинными, чтобы хозяин мог несколько раз обвязать его вокруг талии. Так как верхняя одежда мужчин не предполагала карманов, то эта роль отводилась поясам, за которыми помещались кинжалы и прочие мелочи.

Как и женщины, на ноги мужчины надевали джораббы (длинные носки). Вообще, с джораббами были связаны целые семейные истории. Известно, что джораббы делились на повседневные и праздничные виды. Праздничные были связаны по-особому, на них вышивались ковровые орнаменты. Джораббами всю семью обеспечивала слабые представительницы пола. Поверх джораббов надевали башмаки или сапоги, в зависимости от погоды.

В мужских национальных костюмах предпочтение отдавали темным цветам. Наряд должен был придавать ее хозяину строгий и почтительный вид.

Национальный костюм в современном мире

На сегодняшний день на улицах городов Азербайджана навряд ли можно встретить жителя в национальном костюме. Все это кануло в прошлые лета. Однако, как и во многих странах, танцы народа исполняются в национальных костюмах. Также в постановках спектаклей по мотивам народного творчества героев одевают в исторические костюмы.

В сельских местностях иногда можно встретить на праздновании по случаю обручения жениха и невесту в национальном костюме. А в свадебных традициях до сих пор сохранился обряд, когда родственники невесты повязывают вокруг ее талии красный пояс (ленту), показывая таким образом об изменении ее семейного статуса.

В последнее время, как и во многих странах, дизайнеры Азербайджана в своих коллекциях возвращаются к истории национального костюма. Так, например, на платьях вышивают узоры и орнаменты старых времен, а в качестве головных уборов предлагают яркие и пестрые платки.

По сегодняшний день каждый турист и гость (гыз галасы) может примерить на себе национальный костюм и на некоторое время почувствовать себя восточной красавицей или горным джигитом.

nailclients.ru - Сайт о косметологии