Современная дагестанская свадьба обычаи. Особенности дагестанских свадебных традиций и обрядов

В каждом даргинском селении существуют свои обряды сватовства. Часто ритуал проводили тайно, а вести переговоры отправляли наиболее уважаемых родственников, которые умели красиво говорить.

Как проходило сватовство у даргинцев в старые времена.
Даргинский парень не мог просто подойти к своим родителям и сказать, какая девушка ему нравится. Это считалось неприличным. Своими чувствами он делился с друзьями и родственниками, а они уже рассказывали его родителям о симпатиях сына. Родители могли одобрить его выбор, а могли «забраковать», и сосватать ему другую, более подходящую на их взгляд девушку. При выборе невесты молодые парни, как и положено, смотрели на внешность девушки, родители – на её физическое здоровье, хозяйственность, приданое и общественное положение.

Часто требования к невесте были продиктованы особенностями местных ремёсел. Например, в селении Сулевкент всегда был развит гончарный промысел. Женщины в этом селе добывали и месили глину. В связи с этим особую ценность имели девушки с большими и широкими стопами. В Амузги представительницам прекрасного пола приходилось выполнять тяжёлую физическую работу, и для своего сына родители часто подыскивали высокую крепкую невесту.

Когда родственники жениха определялись с выбором, они отправляли в дом к невесте сватов. Часто ритуал сватовства происходил тайно. Сами родители жениха на нём не присутствовали. Вместо себя они отправляли на переговоры наиболее влиятельных родственников. Важным качеством было умение красиво и убедительно говорить. Это могли быть как женщины, так и мужчины. В дом к невесте всегда входили без предупреждения. Невеста сразу уходила прочь. Родители девушки соглашались на брак не сразу, пытаясь отказать под каким-нибудь предлогом. Тогда сваты включали всё своё обаяние, хвалили жениха, в ярких красках описывая его достоинства и преимущества такого союза. Порой переговоры принимали неожиданный оборот: вместо одной дочери сватали другую, засидевшуюся в девках, или вообще уходили ни с чем, и шли сватать девушку из дома по соседству. Мнение жениха в данном случае в расчёт не брали совсем.

Чтобы скрепить договор между родителями, стороне невесты вручалась какая-нибудь ценная вещь, например, ювелирное украшение. Результатом сватовства было обещание, данное родителями невесты и установление конкретной даты свадьбы.

Сватовство и свадьбу могли отделять друг от друга как месяцы, так и годы. У даргинцев жених к моменту бракосочетания должен был иметь дом. А на невесте лежала обязанность обставить жильё мебелью и всем, что может пригодиться в хозяйстве. Часто приданое родители невесты начинали собирать с самого рождения дочери.

В даргинском селении Чумли в конце XX века сватовство происходило примерно так:
Сначала в дом приходила мать парня с небольшими подарками – фрукты, сладости. Мать девушки, даже если в их семье смотрели на этот брак положительно, всё равно не давала своего согласия сразу, а обещала подумать. Через неделю в дом к девушке снова приходила мать жениха и просила дать ответ – можно ли посылать сватов? Если родители соглашались, то сторона жениха начинала готовиться к сватовству.

Сватовство представляло собой мини-свадьбу. Родители собирали своих родственников и решали, кто пойдёт сватать невесту, какие подарки приготовит каждый. В назначенный день около дома жениха собирались его родственники. По этому случаю приглашались музыканты – барабанщики и гармонисты. С самого утра во дворе жениха танцевала и веселилась молодёжь. Во второй половине дня сваты двигались в путь. У каждого в руках было подношение невесте или её родителям. Главный сват и его жена несли калым. По обычаю, его заворачивали в красные узелки. Друзья жениха вели за рога украшенного лентами барана. Другие участники шествия несли ящики и подносы с угощениями. По обычаю, в дар родителям невесты помимо сладостей приносили муку, масло, отрезы на платья. Невесте давали десяток отрезов, платки, косынки, несколько пар обуви и парфюм.

Войдя во двор к невесте, сваты становились в круг и начинали танцевать. В доме гостей встречали угощениями. Дядя невесты (со стороны отца) первым отрезал кусок халвы, принесённой стороной невесты. Затем его жена (на даргинском «иркьянав») по очереди угощала присутствующих, начиная с самых старших. Родственники невесты одаривали всех, кто участвовал в сватовстве, подарками.

Даргинское сватовство в наши дни.

Сейчас сватовство у даргинцев напоминает репетицию свадьбы. Получив заранее согласие невесты, назначается дата сватовства. У даргинцев, как правило, большие тухумы, и каждый родственник хочет присутствовать на этом мероприятии. Со стороны жениха тоже набирается ни один десяток желающих. Вместить такое количество гостей в дом бывает подчас невозможно. Поэтому существуют два варианта проведения сватовства. Первый – сватовство проходит в доме у невесты. В этом случае заранее оговаривается количество сватов, которые придут от жениха. Знать точное число важно. Ведь каждому гостю невеста готовит подарок. Мужчинам – рубашки, галстуки, женщинам – косметику, парфюм, платки и шарфы.

Сейчас всё чаще для сватовства арендуют кафе, куда приходят самые близкие родственники. Семьи у даргинцев большие, поэтому и количество гостей на сватовстве может доходить до ста человек. Это шумное веселье с песнями, танцами и добрыми шутками.

Сторона жениха приносит невесте калым, в который входят одежда и драгоценности. Мать жениха накидывает на плечи будущей невестки платок. На современной свадьбе случается, что жених сам украшает палец своей избранницы кольцом. Тут же на невесту надевают все золотые украшения, принесённые ей в дар. Когда невеста принимает подарки от родителей жениха, она считается засватанной и все присутствующие поздравляют её.

Обряд сватовства

Народы Дагестана всегда придавали большое значение женитьбе сына или выдаче замуж дочери. Выбор невесты или жениха считался серьезным и ответственным делом. Им занималась не только семья, но и более широкий круг родственников, и даже тухум (род) в целом. При оценке личных качеств невесты в первую очередь принималось во внимание ее трудолюбие, сдержанность в проявлении эмоций, знание правил этикета. Требовалось, кроме того, чтобы девушка была физически крепкой, способной иметь здоровое потомство и выполнять многочисленные обязанности по хозяйству, дому и воспитанию детей. Главным образом в невесте ценилось ее происхождение и способность к работе по хозяйству.

У даргинцев, лакцев первый визит в дом девушки делали родители юноши. Влияние сватов было значительным. У аварцев был распространен другой обычай: для переговоров семья юноши приглашала к себе отца девушки, щедро угощала его и делала предложение. Как правило, одним посещением дело не ограничивалось. «Хорошая девушка не согласится выйти замуж, пока не износится обувь сватов» говорилось в старину.

У других народов (лезгин, табасаранцев, азербайджанцев) сватовство производилось через уважаемого мужчину, посылаемого женихом вместо свахи к родным невесты. Цель такого посещения объяснялась намёками; прямое же предложение родным о выдаче их дочери замуж считалось неприличным. Началом разговора могла служить общепринятая фраза: «Просим вас стать отцом и матерью» такому-то человеку… Если родители невесты были согласны, то произносили «иншааллах» (с Божьей помощью, если Богу будет угодно), в противном случае - сразу отказывали.

Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу. Причиной, по всей видимости, служили не только опасения «сглазить» первые шаги возможного брака, но и непредсказуемость ситуации - отказ родителей выдать дочь замуж за человека, сделавшего ей предложение, мог вызвать массу обид. В связи с этим часто прибегали к услугам посредников, которые должны были выяснить, согласны ли родители невесты породниться с ними. Здесь необходимо отметить об особой роли посредницы, по совету которой дело до сватовства в некоторых случаях могло и не дойти.

Бывали случаи, когда вопрос о браке решался сразу, и мать юноши тут же надевала девушке серебряные кольца и браслет. Но так случалось очень редко.

После сговора жених мог посещать невесту, а в старину даже существовал такой адат: жених и невеста после сватовства могли спать вместе, но до заключения брака жених не имел права касаться тела невесты. При имаме Шамиле одна ахвахская (Ахвах - одно из аварских сел) невеста убила кинжалом своего жениха, хотевшего нарушить этот адат, и не только не подверглась никакому наказанию, но и заслужила общую похвалу.

После сговора также обговаривался и вопрос о выплате стороне невесты стороной жениха калыма (выкупа). Калым представлял собой верхнюю одежду, надеваемую невестой в день свадьбы, постель, одеяла, другое имущество. Все это поступало в полную собственность невесты и отбиралось у неё в случае, если она впоследствии сама захочет оставить мужа.

Одни народности Дагестана требовали и требуют поныне уплаты женихом брачного дара, другие освобождают его от этой обязанности. К первым можно отнести аварцев и некоторые народности южного Дагестана, ко вторым - даргинцев и лакцев. Коран, например, определяет, что выкуп должен принадлежать жене, как некая материальная гарантия на случай развода. Шариат же приписывает получение выкупа родителями невесты. Выплата калыма за невесту была таким же важным атрибутом брака, как и оформление его у муллы. Это было незыблемо у всех народов Северного

Кавказа, у которых ислам был официальной религией. Следует отметить, что выкуп за невесту имел место у всех дагестанских народов, но размер его не был одинаковым, а величина во многом зависла от принятых в данном конкретном обществе обычаев, от их экономического благосостояния, материального положения, и сословной принадлежности.

Следующим шагом было обручение. Обручение по своей форме носило характер торжественного акта осведомления родственников, близких, всех односельчан о намерении двух семей породниться, поэтому приглашались не только родственники, но и многие односельчане. После него отказаться от брака без веских на то причин не могла ни одна из сторон.

Иногда обручение проходило и в более узком кругу. Процедура обручения зависела от положения семьи (экономического, сословного). Могли быть и некоторые другие причины, например, недавняя смерть родственника, тяжелая болезнь близкого и т. д.

На этом этапе послы жениха шли в дом невесты с подарками, кое-где их сопровождали все родственники. Разумеется, у каждого народа и в каждом населенном пункте количество и ценность подарка была разной. У аварцев часто подарки жениха и приданное невесты вывешивались на веревках во дворе невесты для всеобщего обозрения и оценки. На обручение обычно приносили кольцо, платок. Так в некоторых селах, например, на следующее утро подруги или двоюродные сестры невесты шли за водой, надев платок, кольцо, принесенные сватами. Этим, во-первых, оповещалось об обручении, а, во-вторых, демонстрировались подарки.

С обнародования факта сватовства и улаживания имущественных и материальных вопросов между будущими родственниками, начинался период предсвадебных обрядов и обычаев, предшествовавших свадьбе. Прежде всего, сторона невесты приступала к подготовке приданого, подарков для родни жениха.

У табасаранцев, например, в этот период, мать невесты совершала обход села с целью сбора шерсти для матрасов дочери. Полагалось обойти все дома, а если она кого-либо пропустит, те обижались. С этой же целью она могла посетить и соседние села, где имелись кунаки (друзья). В этом случае обходила село жена кунака, которая называла цель прихода, а мать невесты сопровождала ее. Такой же обход совершала и мать жениха.

После обручения родственники жениха и невесты близко общаются друг с другом, во всем советуются, совместно участвуют в полевых работах, помогают друг другу в организации разных семейных торжеств и событий. Таким образом, предсвадебный период имеет большое не только хозяйственно-экономическое, но и социально-психологическое значение.

Уже в этот период родственники жениха часть расходов на содержание невесты берут на себя. Время от времени невесте делаются подарки, нередко дорогие.

По традиции, после обручения, молодым людям давали возможность увидеться друг с другом. Обычно жених со своими друзьями приходил в дом «как будто бы тайно». В доме невесты на этот момент обычно оставались только сестры, жены старших братьев, реже -- мать.

Приход жениха не означал, что он обязательно должен увидеться и поговорить с невестой. Только после многократных визитов жениху удавалось остаться наедине с невестой. Жених и его друзья приходили к невесте с подарками и перед уходом в свою очередь получали подарки от нее. Обычай посещения женихом невесты имел определенное воспитательное значение, так как встречи были подчинены при этом строгим правилам и традиционному этикету.

Таким образом, можно сделать вывод, что предсвадебные обряды повсеместно имели подготовительный характер. Начинался этот период выбором невесты, затем сватовством, и заканчивался непосредственными приготовлениями к свадьбе.

Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу.

Дагестанский народ имеет свои уникальные традиции и обычаи, связанные со свадебным торжеством, которое не только является важным событием для молодоженов и их семей, но и грандиозным мероприятием, которое празднуется с размахом!

Интересно узнать, чем именно славится проведение свадьбы в Дагестане? Тогда портал Свадебка.ws предлагает вам окунуться в удивительный мир дагестанских свадеб с их уникальными традициями и обычаями!


Особенности свадьбы в Дагестане

Свадебное торжество в Дагестане имеет свои характерные черты, присущие именно этой народности, в частности:



Сценарий дагестанской свадьбы: главные этапы

Дагестанская свадьба состоит из нескольких важных этапов, каждый из которых имеет свои уникальные традиции, обычаи и ритуалы.

Помолвка

Свадьба в Дагестане начинается с помолвки или обручения, которое происходит стандартным для многих народов образом: в дом невесты приезжают сваты со стороны жениха и одаривают девушку подарками. Родители жениха и невесты выбирают дату свадьбы, исключая дни рождения молодоженов и родителей, мусульманские праздники, в частности, дни ураза-байрам. Отличительной чертой помолвки в Дагестане является то, что она проводится почти тайно, в вечернее время и в узком кругу родственников.


Когда дата будет выбрана, молодые отправляются в ЗАГС, чтобы подать заявление. Начинается интенсивная подготовка к красивой дагестанской свадьбе: выбор свадебных нарядов и банкетного зала, согласование меню и др.

Первый день свадьбы в доме невесты

Согласно традициям дагестанской свадьбы само празднование начинается в доме невесты, где обычно собираются представительницы женского пола. Они поют свадебные песни, «оплакивая» уход невесты в дом жениха (то же самое можно встретить в числе обрядов на казахской свадьбе). Невеста в этот день прощается с родительским домом и прежней жизнью.


В самый разгар праздника в дом невесты приезжает жених с дорогими подарками: ювелирными украшениями, текстилем, коврами и т.п. Его сопровождает большое количество родственников, исполняющих обрядовые песни и несущих дары невесте, которые они впоследствии складывают в специальный свадебный сундук.

Второй день свадьбы в доме жениха

Самое грандиозное празднование происходит в доме жениха через неделю после первого свадебного дня. Начинается оно с того, что отец жениха едет в обед в дом невесты, взяв с собой свечу и зеркало. Их он передает невесте в качестве символа счастья для новоиспеченной семьи и платит ее родственникам символический выкуп.

Невесту наряжают в праздничный наряд, завораживающий своей красотой, так как дагестанские свадебные платья обычно являются самыми дорогими в мире из-за количества ювелирных деталей, используемых для их украшения. Раньше волосы невесты прятали под платок, сейчас это делают редко. Современные дагестанские свадебные прически отличаются замысловатыми формами и различными плетениями, отчего выглядят они как настоящие произведения парикмахерского искусства.


Мать и подружки выводят невесту во двор, предварительно закрыв ее лицо специальной накидкой, после чего она вместе с отцом жениха и его родственниками едет в ее новый дом.


Свадебное шествие сопровождается песнями и национальной музыкой. По пути им могут преградить дорогу знакомые и случайные прохожие, требуя подарков. На пороге дома жениха невесту угощают медом, чтобы жизнь молодоженов была сладкой. Необычной свадебной традицией на дагестанской свадьбе является стрельба друзей жениха, которая должна принести в дом молодых счастье и отпугнуть нечистую силу.


В доме жениха начинается шумное празднование! Особенностью дагестанской свадьбы является то, что мужчины и женщины рассаживаются за разными столами. Последние же просто ломятся от огромного количества национальных блюд.

Главным событием свадебного вечера является танец молодоженов. До него невеста должна станцевать с мужчинами, присутствующими на празднике: она кружится вокруг каждого из них, а мужчины исполняют лезгинку и одаривают молодую деньгами, которые собирает подружка невесты.

Дагестанцы любят праздновать свадьбы пышно и весело – с песнями, танцами и множеством угощений. Хотя проводятся и тихие религиозные мусульманские торжества, на которых нет шумной музыки и спиртных напитков. Свадьба в Дагестане собирает уйму народа – от нескольких сотен до тысячи человек и даже больше. Приходят все, включая дальнюю родню, коллег и соседей. Заглянуть и может любой земляк без приглашения.

Разумеется, торжество не лишено народных традиций и обычаев, правда, многие из них уже не соблюдаются:

  • В былые времена девушка не могла себе позволить сама выбирать суженого. За нее это делали родители.
  • Дагестанская свадьба начиналась с кражи невесты. Сейчас это происходит, когда отец с матерью не хотят выдавать дочь замуж. Поскольку девица, проведшая ночь у мужчины, несет семье бесчестье, родителям приходится дать свое согласие.
  • Невесте обязательно закрывали платком голову и открывали ее только на следующий после свадебного веселья день.
  • Раньше новобрачной перед домом жениха проливали на ноги кровь барана.
  • Ближе к концу гуляний девицу уводили в комнату молодоженов. Там она ждала будущего мужа, который входил в полночь. После брачной ночи родственницы невесты выносили окровавленную простыню для доказательства ее невинности.

Похожие обычаи можно встретить и у других народов. Сейчас они если и соблюдаются, то редко. При этом надо учитывать, что в Дагестане проживает множество этносов со своей национальной культурой и традициями. Их обычаи устраивать свадьбы могут отличаться.

Одним из плотно устоявшихся обычаев этого народа является двухразовое проведение свадьбы. Главные действия разворачиваются в доме суженого. Родители невесты при этом не присутствуют. Поэтому дагестанцы отмечают перед этим еще одну небольшую свадьбу – дома у обрученицы, чтобы ее отец и мать участвовали в этом судьбоносном событии в жизни их дочери.

Подготовка к празднику

Дагестанская свадьба начинается с главной подготовки – сбору средств — сразу, как только ребенок появляется на свет. Этим и объясняется размах праздника. До его наступления молодые не должны часто встречаться, и уж тем более спать вместе.

Непосредственно перед свадьбой все родственники занимаются заранее оговоренными обязанностями. Идут хлопоты, связанные с выбором места проведения праздника, покупкой свадебных нарядов, составлением списка угощений, приглашением гостей и т.п.

Новобрачная подбирает мебель для будущего дома и в целом обустраивает домашнюю обстановку. Большинство же предсвадебных хлопот достаются родителям обоих. Накануне праздника они, в частности, поминают покойных родственников, а также приносят жертвоприношения, чтобы молодые жили счастливо.

Предсвадебная помолвка новобрачных

Помолвка начинается традиционно со сватовства. Еще это называется сговором. Дагестанцы делают его негласным, собираются только близкие родственники. Сходятся, обычно, в вечернее время, чтобы никто не видел. Сначала в дом суженой наведываются сваты от жениха. Они приходят с подарками. После этого родители обеих сторон договариваются о проведении свадьбы.

Кроме всего прочего, обсуждаются такие детали как приданое, размер выкупа (калыма), день торжества. Дагестанская свадьба не должна приходиться на другие празднования – дни рождения будущих супругов, их родителей и мусульманские, вроде Ураза-байрам. Потом в дом спутницы приходит сам жених, новобрачная с отцом и матерью также наведывается в гости к будущему супругу.

Такой помолвкой отличаются современные дагестанские свадьбы. Есть и другой вариант — сватовство совершается, когда будущие молодожены еще дети. Их желание не принимается в расчет. Это так называемый «колыбельный» сговор. Отец жениха получает подарок от родителя невесты, что является своеобразным зароком на будущее бракосочетание. Первый вариант сейчас встречается гораздо чаще. После обручения будущие супруги идут в загс и подают заявление.

Особенности свадебных нарядов

Каких-то особых предписаний к нарядам молодоженов сейчас нет, но стоит отметить, дагестанские свадебные убранства одни из самых дорогих в мире. Платье невесты непременно длинное, пышное, оно украшается драгоценностями, выглядит очень изысканно и стоит довольно дорого.

Как уже было сказано, современная дагестанская свадьба обычаи некоторые обходит и голову суженой сейчас не всегда покрывают платком. Зачастую, напротив, девушкам делают шикарные прически. Однако молодая запасается двумя нарядами – современное белое свадебное платье и еще одно традиционное дагестанское. Веселье ведь не один день продолжается.

Жених надевает любой современный костюм, который должен быть стильным и торжественным. Как и в случае с невестой, может быть еще один — национальный с папахой. В нем молодожен исполняет народный танец.

Традиции празднования первого дня торжества

По традиции дагестанской свадьбы праздник проходит в два дня. Промежуток между ними равен целой недели. Первый день праздника скромен. В дом невесты приглашают весь женский пол, включая подружек и соседок. Они поют песни дагестанского народа и «оплакивают» девушку, которая покидает родной дом. Для нее наступает волнующий момент расставания с прежней жизнью.

Посреди праздника приезжает жених вместе с компанией родственников. Под народные песни они преподносят суженой дорогие подарки, вроде ювелирных изделий, тканей, одежды, а также угощений. Подарки потом укладываются в свадебный сундук. Их стоимость зависит от достатка жениха. Потом этот сундук суженая заберет в новый дом. Пока она никуда не уходит.

Традиции празднования второго дня торжества

Второе бракосочетание начинается спустя семь дней. Здесь есть разные варианты:

  1. Отец жениха после полудня едет за невестой. Он платит ее родителям так называемый выкуп, а также дарит девушке зеркало и свечу – на счастливую жизнь молодоженам. Та наряжается в свадебное платье. Затем, по традиции, она уходит с отцом жениха и другими его родственниками в дом к любимому. Там новобрачную обсыпают конфетами и монетами, иногда мукой, дают попробовать мед. Все это для того, чтобы жизнь была сладкой и счастливой.
  2. По другому сценарию жених приходит с шумным собранием родственников в дом невесты. Здесь им дают мед. Потом он забирает любимую к себе.

В доме парня начинается настоящее веселье. Хотя праздник может справляться в ресторане или зале для проведения банкетов. Дагестанская сельская женитьба может и вовсе проходить на свежем воздухе. Место, в любом случае, выглядит роскошно. Столы уставлены большим количеством блюд и угощений. Мужчины и женщины сидят по отдельности.

На протяжении всего вечера дагестанцы танцуют. Лезгинка раскрывает национальный характер этого народа. Без нее не обходятся подобные мероприятия. Причем ее умеют танцевать все – от мала до велика. Начинает специально приглашенный человек — аравул. Потом подхватывают мужчины, затем сестра новобрачного, а за ней и другие женщины.

День второй

Есть традиция, по которой новобрачная танцует рядом с мужчинами. Те, в свою очередь, кружатся вокруг нее и задаривают молодую деньгами. В целом же парни и девушки пляшут по отдельности. На празднике сейчас часто звучит и современная музыка. Бракосочетание знаменуется танцем молодоженов.

За мероприятием следит приглашенный тамада. Раньше эту роль выполнял кто-нибудь из родственников. Проводятся различные конкурсы. Выступают приглашенные артисты. Не обходится дело без национальных тостов. На шумном празднике мужчины, как и в былые времена, стреляют в воздух. По народным верованиям это отгоняет нечистую силу.

На следующий день невесте, если она была в платке, разрешается его снять. Приходят ее родные, в т.ч. отец с матерью. Они поздравляют новобрачных и угощаются. Родители обеих сторон после веселого торжества обмениваются подарками.

Дагестанская свадьба — важное событие в каждом городе и селе. Дагестанцы живут от свадьбы к свадьбе, ведь такое торжество дарит много впечатлений. В этой республике отмечают свадьбу два раза — сначала в доме невесты, а потом в доме жениха. Как минимум, гуляния затягиваются на два дня, а иногда могут длиться даже дольше.

Традиции сватовства

Дагестанцы славятся эксцентричностью, поэтому долгое время в этой стране были популярны кражи невесты. Похищение невесты на свадьбе в Дагестане случается до сих пор, но чаще в тех случаях, когда родители запрещают молодоженам пожениться. Также воруют невест, когда молодые из разного сословия. Считалось губительным для девушки провести ночь в доме мужчины, поэтому родители чаще всего соглашались на такой шантаж, чтобы уберечь дочку от позора.

Зачастую свадьба происходит после сговора или сватовства. Сватовство по-дагестански включает визит представителей жениха в дом невесты. В этот день договаривались о размере калыма, интересовались приданым молодой невесты. Плата за невесту являлась обязательной во всех регионах страны, только сумма была не определенной.

Сватовство в Дагестане имело две разновидности. В первом случае связывали свадебными обязательствами маленьких детей. Такую разновидность называли «колыбельным сватовством», когда без решения будущих жениха и невесты договаривались об их бракосочетании. В качестве залога отец девочки давал отцу мальчика ценную вещь, после чего детей считали женихом и невестой. Такой вид сговора больше всего присущ лезгинам. Дагестанское сватовство совершеннолетних сильнее распространено, особенно в современном мире. Такой вид сговора наполнен национальными традициями, которые включают несколько этапов. Сначала происходит сватовство, во время которого невесте вручают подарки. В некоторых регионах все эти дары, вместе с приданым девушки вывешивали на веревке, чтобы все могли их созерцать. Затем происходит предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных, после которой следует визит жениха в дом невесты и ее визит в дом жениха.

В Дагестане сватовство сильно отличается от всех других свадебных обычаев. Оно происходит тайно, в вечернее время суток и в кругу ближайших родственников.

Первый день

Как правило, дагестанские браки очень крепкие и длятся всю жизнь. Большей мерой это связано с выраженной религиозностью народа, так как разорвать брак может только имам, а ему для этого требуются веские причины. Поэтому дагестанские свадьбы всегда веселые и шумные, ведь играются они один раз. На этих свадьбах гуляет вся община, а количество приглашенных может достигать тысячи.

Перед первым свадебным днем все родственники активно готовятся, выполняя оговоренные ранее обязанности. Родители молодых почитают своих умерших родственников и проводят жертвенное приношение на честь молодых. Также заранее приглашают музыкантов. Чаще всего их зовут из других селений, и всю дорогу к дому, где будет проходить праздник, они должны петь, извещая о месте торжества.

Традиции празднования первого дня свадьбы в Дагестане начинаются с ритуальной музыки. На крыше дома собираются музыканты, играя обрядовые песни, которые отличаются молитвенной силой. В полдень из дома жениха выдвигается свадебная процессия. Она состоит из родственников молодого, в основном женского пола. По дороге к жилищу невесты они поют песни, танцуют и несут с собой дары и подносы со сладостями. Подарки состояли их пары хлебов, халвы, мешка с табаком, иголок, ниток и прочего. Участники свадебной процессии заходили в дом невесты, а подарки складывали в сундуке. Его впоследствии новобрачная заберет с собой в дом своего мужа.

Свадебный обряд дагестанцев состоит из традиции, когда молодых отправляют в дом своих ближайших родственников, например, сестры или брата. Поэтому в первый день они не встречаются. Считалось положительным, когда невеста и жених будут до свадьбы находиться среди большого скопления людей.

Гости тем временем прибывают из разных уголков страны и собираются возле дома. О своем визите они оповещают музыкой, песнями или оружейными выстрелами.

В этот день невесту готовят к передаче жениху. Мать собирает для нее приданое и проводится церемония прощания, с ритуальными песнями и плачем.

Второй день

Традиции празднования второго дня свадьбы в Дагестане уже проходят в доме жениха. В этот день он приходит за невестой и молодых провожают из дому. Когда молодой приходит за своей избранницей его встречает ее сестра, выполняя традиционный танец. Мать невесты преподносит молодым чашу с медом, угощая их. Согласно поверьям, такой ритуал способствует долгой и счастливой жизни брачующихся.

В этот день можно увидеть множество интересных обрядов, соревнований и конкурсов, которые хорошо раскрывают всю искусность дагестанцев. К примеру, большинство из них очень хорошо танцуют. Вся причина в том, что их готовят к свадьбе с раннего детства, обучая народным танцам и песням.

Подготовка к свадьбе в Дагестане построена таким образом, что все торжество начинается с полуденного времени. Молодую привозят в дом жениха и здесь уже начинается настоящее веселье. Парни танцуют отдельно от девушек, но это не мешает им подыскивать себе спутницу жизни.

Самым важным событием на свадьбе является танец новобрачных. Но прежде чем он случится, невеста обязана станцевать с каждым мужчиной на торжестве. Молодая танцует, а мужчина кружится возле нее и бросает денежные купюры, которые подбирает подружка невесты. В Дагестане не принято дарить подарки, вместо этого преподносят деньги.

Начало танцев в Дагестане называется «дем», и его открывает главный танцор — «аравул». К нему подключаются остальные мужчины. Сестра жениха начинает танцы для женской половины, таким образом, начинается танцевальное состязание, которое может продолжаться до позднего вечера.

Свадьба в Дагестане славится большим пиршеством, во время которого тоже происходят различные ритуалы. В это время преподносят подарки жениху и невесте от родителей и близких родственников. Новобрачная обязана сходить на кухню и одарить подарками всех, кто помогал в организации торжества. Вел церемонию тамада, которого выбирали из родственников заранее. Он следил за правильной организацией свадьбы и соблюдением всех обычаев.

Современные дагестанские бракосочетания во многом похожи на европейские, но некоторые обычаи до сих пор актуальны. Особенности свадебных нарядов в Дагестане таковы, что жених на церемонию обязан надеть папаху. В ней он выполнял свадебный танец, также шапка была эпицентром внимания многих гостей. Ее все время хотели похитить, требуя взамен выкуп.

Зачастую свадебное торжество занимало два дня, если молодые были из разных селений. Когда же они жили в одной местности, проводили одно большее празднество.

Дагестанские обычаи на свадьбе не заканчивались. В течение первых дней гости наведывались в дом новобрачных в любое время суток, а жена должна была их радушно принять, показав свое гостеприимство.

Каждый свадебный обряд в Дагестане является интересным и необычным. Сама свадьба проходит энергично и весело.

nailclients.ru - Сайт о косметологии