Проект по развитию связной речи детей среднего возраста. проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Департамент образования города Москвы Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина) г. Москва, 2017
Актуальность проекта:
Во все времена для образования развитие речевых способностей детей всегда имело значение. С каждым годом увеличивается число детей страдающих недоразвитием речи. Речь детей становится бедной, мало понятной. А не ясная речь ребёнка затрудняет его общение, и он будет нуждаться в помощи специалистов. Для успешной подготовки ребёнка к школе в образовательные Программы воспитания и обучения дошкольника включена задача по формированию умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. При планомерной работе дошкольники способны составлять рассказ по определенной картине, и у них это не вызывает сложности. Рассказы носят творческий, оригинальный характер.
Проблема: Не секрет, что данный вид работы является не интересным как для детей, так и для педагогов. Но ведь такой вид работы необходим! Как заинтересовать ребёнка! Рассказы детей не должны являться вариантами образца рассказа воспитателя, ребёнок не должен терять интерес к рассказу своих сверстников.
Цели проекта:
- Усвоение способов для создания собственного речевого продукта по сюжетной картине.
- Формирование у дошкольников интереса к созданию собственного речевого продукта.
Задачи проекта:
- Развивать связную речь.
- Составлять рассказы по предложенной картине.
- Учить излагать связно, последовательно.
- Учить выражать своё отношение к качествам разных персонажей.
Участники: Дети старшего возраста (5-7 лет) , воспитатель, учитель-логопед, родители.
Материалы: Методическая литература, подборка картин по возрасту, оформление картотеки «Дидактические игры по развитию речи» .
Основные направления работы с детьми:
- Обогащение словаря.
- Учить подбирать наиболее точные определения при описании картин.
- Знакомство с различными видами картин, просмотр слайдов (действие происходит вне помещения, действие происходит в помещении, пейзажи, без действующих лиц) .
- Знакомство с принципами составление рассказа (у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой) .
- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
- Отличать рассказ от простого набора предложений.
- Составление рассказа по картине с использованием наглядного моделирования.
- Учить придумывать свой рассказ по предложенной картине, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
- Инсценировка сюжета картины.
- Самостоятельная речевая деятельность детей.
- Воспитывать внимание к своей речи и речи товарищей.
- Создание речевых подарков в виде картины.
Работа с родителями:
- Консультационный материал для родителей (перечень картинных галерей для совместного посещения с ребенком) .
- Посещение картинной галереи родителей с детьми (фотовыставка) .
Методическое сопровождение:
- Конспекты занятий.
- Игры.
- Творческие задания.
Этапы реализации:
- этап - определение темы и цели, создание методической базы (январь-февраль)
- этап - составление конспектов занятий, схем для наглядного моделирования (февраль-март)
- этап - проведение занятий, игр (апрель-июнь)
- этап – презентация - проведение итогового занятия (июнь) .
Планируемые результаты от реализации проекта:
Для воспитанников:
- Внимательно выслушивают вопрос и развернуто отвечают.
- Составляют рассказы.
- Объясняют содержание картины.
- Выражают своё отношение.
Для педагогов:
- Накопление педагогами практического опыта работы.
- Составление картотеки дидактических игр.
- Создание материала для педагогов и родителей.
Продукты проекта:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах совершенствования связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам.
- Создание сборника речевых, дидактических, имитационных игр.
Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию сказок, заучиванию стихотворений, отгадыванию загадок и проговариванию скороговорок.
Основной этап включает описание совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. На заключительном этапе предусматривается демонстрация достижений детей через показ театрального представления «Мешок яблок» и выставка детско – родительских работ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка»
Социальный проект
воспитатель:
Смирнова Алёна Алексеевна
г.о.г. Шахунья 2018 г.
1. Информационная карта.
Наименование проекта | «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей» |
Смирнова Алёна Алексеевна воспитатель МАДОУ д/с «Звёздочка» соответствие занимаемой должности |
|
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта | Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Опыт
работы показывает
, что у детей наблюдается
односложная речь, состоящая только из простых предложений, неумение построить грамматически правильное распространенное предложение, маленький словарный запас, отсутствие логики выводов и утверждений, неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе, неспособность пересказать историю своими словами. Эффективным коррекционным средством при обучении
связной речи дошкольников
, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы
мнемотехники
.
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. |
Цели и задачи проекта | Проект направлен на повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники . В процессе реализации проекта решаются задачи развития мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти. |
Краткая аннотация содержания проекта | Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию сказок, заучиванию стихотворений, отгадыванию загадок и проговариванию скороговорок. Основной этап включает описание совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. На заключительном этапе предусматривается демонстрация достижений детей через показ театрального представления «Мешок яблок» и выставка детско – родительских работ. |
Сроки выполнения проекта | Среднесрочный (сентябрь – ноябрь) |
Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта |
|
2. Актуальность и важность данной проблемы.
Название проекта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»
Обоснование актуальности проекта.
Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста
является развитие речи, речевого общения.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.
Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.
Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются
следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в
предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое
мышление.
Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.
Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект «Развитие связной речи у деей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».
Цель проекта - Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.
Задачи проекта
Образовательные:
- Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, отгадывании загадок, проговаривании скороговорок, пересказе сказок.
Развивающие:
- Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли с помощью мнемотехники; обогащать словарный запас; развивать связную и диалогическую речь;
Формировать навыки культурного речевого общения; развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.
Срок реализации проекта – среднесрочный (сентябрь - ноябрь)
3.Сбор и анализ информации по избранной теме.
- анкетирование родителей на тему: «Хорошо ли говорит ваш ребенок?»;
- изучение опыта работы педагогов детских садов России по проблеме проекта;
- Реализация плана действий проекта.
Подготовительный этап (мотивационный)
Сроки выполнения | Формы работы | Задачи |
2 недели | Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. | Вызвать интерес детей к теме. Развивать умение участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила общения. Выяснить уровень знаний детей по проблеме. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания. |
Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц. |
||
Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п. |
||
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. |
||
Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста . |
||
Оформление наглядной информации в родительском уголке. |
||
Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста» |
Основной этап (деятельностный) (7 недель)
Непосредственно организованная деятельность разных видов детской деятельности. | Совместная образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды | Взаимодействие с родителями |
1. НОД «Лисичка со скалочкой» см.приложение 2. Рисование мнемотаблиц на тему: «Как прошли мои выходные». 3. Пересказ и драматизация сказки «Лиса и рак» с опорой на мнемотаблицу. | 1.Отгадывание загадок по мнемотаблицам. 2.Заучивание стихов и скороговорок с помощью мнемосхем и мнемотаблиц. 3. Составление описательных рассказов об игрушках с опорой на готовую мнемотаблицу. 4. Показ настольного театра по сказке «Два жадных медвежонка» по мнемотаблице. 5. Подготовка к театрализации по по сказке Сутеева «Мешок яблок». Разучивание ролей по мнемотаблице 6. Создание книжки – малышки «Домашние животные» с использованием детско-родительских работ и составлением описательных рассказов детей по мнемотаблицам. 7. Дидактическая игра «Угадай, о ком говорю?» 8.Работа по мнемотаблицам «Осень», «Расскажи о грибах», «Ожидая зиму», «Зима», «Весна», «Весенние изменения». | 1.Дидактические игры «Копилка слов», «Волшебники», «Нарисуй слово», «Придумай сказку по коллажу» 3. Изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд). 4. Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный театр). 5.Рассматривание иллюстраций сказок в различных книгах 6. Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца». 7. Расказывание сказок по готовым схемам «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Три медведя». 8. Использование алгоритмов в повседневной деятельности. | 1. Изготовление схем – алгоритмов, картотек мнемотаблиц для обучения пересказу сказок, отгадывания загадок, разучиванию стихотворений. |
Заключительный (творческий) (3 недели)
- Театрализованное представление «Мешок яблок »
- Оформление выставок детско-родительских работ - Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»
- Презентация для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста» см. приложение.
- Участие в муниципальном конкурсе ДОО «Калейдоскоп методических идей»
Работа велась не только с использованием мнемотехники, но и предполагала активность детей во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательной, музыкально-художественной. Вначале составление мнемотаблиц проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.
Методы и приемы, используемые в работе с детьми.
Словесные | Практические | Наглядные |
Чтение сказок, фольклора; | Игры-драматизации; Разыгрывание этюдов; Пересказывание сказок. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц. | Показ иллюстраций, картинок, игрушек. |
Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, я использовала элементы мнемотехники во всех видах организованной деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в совместной, в свободной деятельности детей, играх, развлечениях, праздниках. Дети с удовольствием работали с опорными схемами, алгоритмами. После заучивания отрывков стихотворений, сказок дети с опорой на схемы разыгрывали разные сюжеты, используя для этого театральные атрибуты.
В играх шло развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Интеграционный подход позволил развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
- Ожидаемые результаты проекта.
Результативность относительно детей | Результативность относительно родителей | Результативность относительно педагогов |
1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием 2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий. 3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении). 4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира; 5.Формирование артикуляционного праксиса 6.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления). | 1.Потребность в сотрудничестве с ДОО 2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания 3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи 4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми 5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе. | 1.Повышение профессионального мастерства 2.Овладение проектной деятельностью . 3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни. Стадия проекта: Проект реализован Цель проекта: Создание условий для активного использования рассказывания в речевой деятельности; научить ребенка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать о впечатлениях и переживаниях, направлять свое внимание на суть передаваемых событий. Задачи проекта: Для детей:
Достигнутые результаты за последний год: Для детей:
Для родителей:
Социальная значимость проекта: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Мероприятия, проведенные в рамках проекта: НОД по разным видам продуктивной деятельности (конструированию, лепке, рисованию; аппликации) по лексическим темам;
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 5» Волоколамского муниципального района Московской области у детей старшего дошкольного возраста «У реки» Подготовила: учитель-логопед: Калашникова Л.В. Проект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «У реки». Проект познавательно - практический, краткосрочный. I . Пояснительная записка 1.1.Актуальность темы В дошкольном возрасте закладываются основы для формирования четкой, красивой, грамматически правильной речи, что является важным условием умственного и речевого развития ребенка . Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель-логопед. Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка в школе, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка. Хорошая, чистая, грамотная речь - показатель уровня развития дошкольника. Речь является средством регуляции высших психических функций. Регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода к школьному обучению. Развитие монологической речи - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В системе логопедических занятий обучение детей с ОНР лексически насыщенной, четкой и грамматически правильно оформленной связной речи является наиболее актуальной. Для достижения связности речи необходимо уметь не только передать содержание текста, его смысловые звенья, но и использовать накопленный в процессе обучения в логопедической группе словарный запас, подбирать адекватные смысловые замены, уметь грамматически и синтаксически правильно строить предложение, а также пользоваться разнообразными средствами выразительности: интонацией, логическим (фразовым) ударением, иметь хорошую дикцию. 1.2 . Цель проекта: Развивать связную речь детей с ОНР; 1.3. Задачи: Образовательные: - закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации. Формирование навыков построения связных монологических высказываний. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний. Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. Закрепление представлений о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; Расширение знаний о цветах, деревьях в летний период; Уточнение, активизация и расширение словаря по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»; Совершенствование грамматического строя речи (употребление и образование существительных и прилагательных в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласование местоимений и числительных с существительными, подбор слов-антонимов) Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине; Упражнять в составлении и распространении предложений по картине; Упражнять в составлении предложений по опорным словам; Учить распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно; Учить составлять связный рассказ по сюжетной картине; Учить обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); Развивающие: Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения. Стимуляция мыслительной и речевой активности детей; Развитие общей и мелкой моторики; Развитие дыхательной функции; Воспитательные: Воспитывать бережное, заботливое отношение и любовь к живой природе; Стимулировать положительные эмоции детей; 1.4. Ожидаемые результаты: Сформированность навыка самостоятельного составления рассказа по сюжетной картине. II . Условия реализации проекта. 2.1. Срок реализации – три недели (июнь). 2.2. Возраст детей – старшая логопедическая группа 2.3. В результате реализации проекта ребёнок должен: Улучшить навыки речевого общения и речевой коммуникации у детей старшей группы, навыки построения связных монологических высказываний ; - иметь представления о насекомых, цветах и деревьях в летний период; Обогатить свой активный и пассивный словарь по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»; Уметь практически употреблять в речи существительные и прилагательные в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласовывать местоимения и числительные с существительными, подбирать слова-антонимы; Уметь подбирать слова-действия и слова-признаки к предметам; Расширить и активизировать свой предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине; Уметь составлять и распространять предложения по сюжетной картине; Уметь составлять и распространять предложения по опорным словам; Уметь распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно; Уметь составлять связный рассказ по сюжетной картине; Уметь обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); Использовать пальчиковую, дыхательную гимнастику и упражнения для развития мелкой и общей моторики в повседневной жизни, в игровых ситуациях; III. План реализации проекта п/п Мероприятие Ответственный Сроки Подготовительный этап Поиск, изучение эффективных технологий и методик в области формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей с ОНР учитель-логопед Калашникова Л.В. май 2016г. Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме. учитель-логопед Калашникова Л.В. май 2016 г. Составление примерного перспективного планирования работы с детьми. учитель-логопед Калашникова Л.В. май 2014 г. Укрепление материально-технической базы: Приобретение пособий, методической литературы; Изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материала учитель-логопед Калашникова Л.В. в ходе реализации проекта Деятельностный этап 1. Непосредственно образовательная деятельность (предварительная работа) теме «Насекомые» Лексико-грамматическое занятие по теме «Лето» Лексико-грамматическое занятие по теме «Цветы» Итоговое занятие по развитию связной речи «У реки» (составление рассказа по сюжетной картине) учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. май май май июнь 2. Индивидуальная работа Рассматривание иллюстраций по темам «Насекомые», «Лето», «Цветы», предметных картинок на тему «В походе» Закрепление обобщающих понятий. Рассматривание насекомых на улице, называние их частей тела. Рассматривание летних цветов, деревьев, называние их частей Графические задания: обведи по контуру, заштрихуй цветок, дорисуй, чего не хватает. Д/игры «Один и много», «Посчитай», «Жадина»,… итд Д/игры «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Кого много на лугу?», «Что возьмем с собой в поход к реке?»… итд учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. Предварительная работа в мае, закрепление в ходе проекта июнь июнь июнь июнь июнь июнь 3. Индивидуально-подгрупповая работа Упражнения на координацию речи с движением: «Гусеница», «Угадайте, где мы были», «Мотылек», «Пчела», подвижные игры «Речка», «На лужайке» Пальчиковая гимнастика: «Цветочек», «Паучок», «Пчела» Д ыхательные упражнения: «Подуй на бабочку, на пчелу, на стрекозу», упражнения на развитие продолжительности речевого выдоха. Д/и «Исправь Незнайкины ошибки» Д/игры «Подбери признак», «Подбери действие» и другие Составление предложений по опорным картинкам, по опорным словам, по картине, Распространение предложений однородными членами, другими членами предложений Отгадывание загадок учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. июнь июнь июнь июнь июнь июнь июнь июнь Заключительный этап 1. Работа с родителями Мини-консультация для родителей «Развиваем связную речь» Презентация по теме проекта «У реки» учитель-логопед Калашникова Л.В. учитель-логопед Калашникова Л.В. июнь июнь IV . Методическое обеспечение Литература количество Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» М.: Айрис-пресс, 2008 Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР» Спб.: «Детство-Пресс», 2007 Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для логопедов и родителей». СПБ,: Детство-Пресс, 2002 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики грамматического строя у детей с ОНР» --Спб, 2001г.. Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» (сборник упражнений) –М,: Гном и Д, 2001 Бунеева Р.Н., Бунеев Е.В. «По дороге к азбуке» --М,:Баласс, 2002 Интернет-ресурсы V . Дидактическое обеспечение. ПособиеКоличество Демонстрационный материал: Насекомые; Цветы; Деревья; Серия сюжетных картин по теме «Лето»; Сюжетная картина «У реки» Художественная литература для чтения и рассматривания иллюстраций. - Загадки о насекомых, цветах, лете. Н. Заболоцкий «На реке» Песенка «Улитка» молд., обработка Токмаковой И. Русская народная песенка «Вот пришло и лето красное» Песенка «Божья коровка…» Руская народная песенка «По дубочку постучишь…» Рассказы Бианки В. В Катаев «Цветик-семицветик» Дидактические игры Д/И «Жадина» Д/И «Один и много» Д/И «Посчитай» Д/И «Кого много (на лугу)»? Д/И «Подбери признак» Д/И «Где находится предмет?» 2 набора по количеству детей по количеству детей по количеству детей 2 набора один плакат Раздаточный материал По теме «Насекомые» По теме «Цветы» По теме «Деревья» Раздаточный материал по играм «Кого много?», «Посчитай?» по количеству детей по количеству детей по количеству детей по количеству детей Аудио и видеозаписи для показа и прослушивания: Презентация «Насекомые» Презентация «Цветы» Видеоматериал «Лето» Картотеки: пальчиковая гимнастика координация речи с движением дыхательная гимнастика |