Виды памяти по продолжительности сохранения материала. Виды памяти и их особенности

Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить Васильева Е. Е. Васильев В. Ю.

3. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

3. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда нас просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что запомнили. Естественно, результаты у всех будут разные. Одни запоминают 5 слов, другие – 7, лишь очень немногие – 9. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память .

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое?либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти , существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти . Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. По словам Р. Солсо (1996), долговременная память позволяет нам жить в двух мирах одновременно: в прошлом и настоящем и таким образом позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта. Объем этой памяти безграничен, длительность хранения фактически не ограничена.

До сих пор мы останавливались на общих закономерностях памяти человека, свойственных всем людям. Но существуют, однако, и индивидуальные различия, отличающие память одних людей от других. Их мы и рассмотрим ниже.

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Виды памяти В настоящее время различают несколько видов памяти с опорой на разные критерии. Самым распространенным является выделение таких видов памяти, как моторная (двигательная), эмоциональная, образная, логическая.Моторная память является эволюционно самым

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

40. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ Существует несколько основных подходов к классификации видов памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Виды памяти Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, чтозапоминается или воспроизводится.Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Основные виды памяти Психология располагает несколькими основными видами памяти. Мы последовательно рассмотрим, их расположив в порядке возрастающей сложности.Однако ограничимся лишь анализом тех видов памяти, которые имеют значение для познавательных процессов,

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Виды памяти Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

13.1. Брак как способ закрепления любовных отношений Для продолжения и укрепления любовных отношений люди вступают в брак. А. П. Чехов писал в связи с этим: «Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке лишь потому, что она симпатична, это все равно что купить

Из книги Искусство помнить и забывать автора Лапп Даниэль

2. Существуют ли разные виды памяти! Этот вопрос относится только к психологическому аспекту человеческой памяти - памяти, в общих чертах описанной выше. Вопрос это непростой, но я попытаюсь ответить на него, не вдаваясь в незначительные подробности. Человеческую память

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

Использование обстановки для закрепления новых привычек поведения Важно помнить о конечной цели, и идеал в процессе осуществления рациональных перемен – создание привычки, которая позволит системе «вперед» совершать новые действия автоматически. Ключ к этой

автора Блонский Павел Петрович

1. Основные виды памяти. Разногласия между исследователями памяти можно, конечно, объяснить субъективными причинами. Теории различных исследователей с различной степенью совершенства, соответственно квалификации исследователей, отражают одно и то же явление - память.

Из книги Память и мышление автора Блонский Павел Петрович

2. Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза). Даже самый беглый обзор онтогенетического развития человека показывает, что вышеупомянутые четыре основных вида памяти появляются в онтогенезе далеко не одновременно.

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Самая эффективная техника закрепления материала Прежде чем сделать перерыв или закончить учебный день, скажите: «Я попрошу вас разбиться на группы из трех человек и даю вам две минуты на обсуждение того, что вы сегодня узнали. Начали!»Через две минуты вы можете сказать:

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Важный совет Практикуйтесь для закрепления Играйте в эту игру как можно чаще. Замечайте, когда беседуете с людьми, пространство между собой и ними, пространство между собой и компьютером, когда работаете. Замечайте пространство, вмещающее любые объекты – людей, чашку с

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Из книги Демография регионов Земли. События новейшей демографической истории автора Клупт Михаил

9.1. Кризис продолжительности жизни Негативные тенденции в динамике продолжительности жизни населения России – сложный и многослойный социальный феномен. Он обусловлен различными причинами, одни из которых лежат на поверхности, а другие скрыты в глубине социальной

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную.Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда нас просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что запомнили. Естественно, результаты у всех будут разные. Одни запоминают 5 слов, другие – 7, лишь очень немногие – 9. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память .

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти , существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти . Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. По словам Р. Солсо (1996), долговременная память позволяет нам жить в двух мирах одновременно: в прошлом и настоящем и таким образом позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта. Объем этой памяти безграничен, длительность хранения фактически не ограничена.

До сих пор мы останавливались на общих закономерностях памяти человека, свойственных всем людям. Но существуют, однако, и индивидуальные различия, отличающие память одних людей от других. Их мы и рассмотрим ниже.

Индивидуальные особенности памяти (по И.А. Корсакову)

С одной стороны, память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной). С другой – у разных людей различен уровень организации материала , хотя и говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но по отношению к запоминанию это не всегда так.

Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки. Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны. При этом зрительная память может демонстрировать самые удивительные свойства. Так, во время экзамена при подготовке к ответу студент изложил содержание материала, но в углу одного листа оставил пустое место. Оказалось, что это место предназначено для рисунка, который он никак не мог вспомнить. Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения. Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек.

Так, радист высокого класса спокойно удерживает в памяти более 10 цифр, иногда и 15-20. Профессия дегустатора основана на хорошо развитой вкусовой памяти.

РИСУНОК 12

А специалисты ткацкого производства различают большое количество оттенков даже черного цвета. Спортсмену необходимо иметь хорошую двигательную память, музыканту – слуховую, а педагогу, в частности, – память на лица и фамилии.

Вывод из всего вышесказанного очевиден: для пользы дела, профессионального успеха или просто “не надрывного” обучения, лучше говорить с памятью на том языке, который она предпочитает .

Сразу возникает вопрос: “Как выяснить предпочтения нашей памяти?”

Обратитесь к своей памяти и памяти членов вашей семьи. Поинтересуйтесь, каким путем у каждого из вас происходит запоминание, скажем, номеров телефонов. Постарайтесь запомнить список слов. Что у вас получилось? Как вы их запомнили: на слух или зрительно?

Психологией экспериментально получены данные о повышении эффективности запоминания при одновременном задействовании различных модальностей. После взаимодействия зрительной, слуховой (речевой) памяти с включенными компонентами рассуждения можно легко запомнить материал.

У многих людей продуктивность памяти может повыситься, если к работе памяти подключить какие-либо автоматизированные действия, например ходьбу. Несмотря на то, что механизм выполнения подобных содружественных действий еще не вполне ясен, знанием такой особенности психики не следует пренебрегать. Эта особенность памяти незаметно для каждого из нас “вписывается” в психические процессы. Мы размахиваем руками, осваивая новую деятельность, интенсивно, пусть обычно и неосознанно, используем напряжение мышц, имеющих к ней прямое отношение. Так, первоклассник, обучаясь письму, не только водит пером по бумаге, но и помогает себе движениями языка, губ, определенным положением головы.

В ряде случаев индивидуальные особенности памяти могут проявляться как феноменальным развитием памяти в целом, так и в необычайной продуктивности отдельных ее видов. История знает много примеров, касающихся памяти выдающихся людей. Такие полководцы, как Македонский, Суворов, Наполеон, знали почти всех своих солдат по именам. Сенека мог запомнить и повторить 2 тысячи слов после однократного их прослушивания.

Феноменальная память Шерешевского, однако, - это особый случай, связанный с индивидуальным строением психики данного человека. Относительно других людей более вероятен вариант, когда обладатели выдающейся памяти на лица, цифры и слова используют специальные средства и приемы.

РИСУНОК 13

Переходя ко второй особенности индивидуальной памяти – уровню ее организации, следует отметить следующее. Как показывают наблюдения психологов-экспериментаторов, у одних людей преобладают непосредственные, наглядные, чувственные формы запоминания, в то время как другие пользуются обобщенными с помощью речи логическими схемами (суждениями). Именно к этим различиям восходит разделение людей на “художественный” и “мыслительный” типы.

К индивидуальным структурным особенностям памяти относится и такая ее характеристика, как величина оперативной единицы запоминания. Для иллюстрации обратимся к процессу чтения. Каждый по себе знает, что в зависимости от уровня владения восприятием письменной речи и предметом, о котором идет речь в тексте, мы читаем с разной скоростью. Первоклассник, обучающийся чтению, сначала читает по слогам, затем оперативной единицей чтения становится слово. Взрослые люди одномоментно воспринимают при чтении более крупные единицы текста, фразы или даже абзацы. Некоторые люди могут читать страницу очень быстро, не теряя при этом существенного содержания текста. Так же и в памяти. Оперативная единица, кусок информации, вводимой в память, может быть различен по емкости у отдельных людей. Иногда приходится слышать, что у данного человека “тренированная память”. Это означает, в частности, не только свободное и адекватное ситуации и материалу использование средств запоминания, но и умение укрупнить единицы, выделяемые в содержании или структуре информации при запоминании или воспроизведении.

Тренированная память – это свободное и правильное использование средств запоминания, направленное на превращение механического, непосредственного, подчиненного внешним характеристикам запечатления следов в деятельность произвольную, осмысленную, связанную с потребностями и мотивами человека. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, которая определяется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. Получается, что каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством, начиная от такого генерального приема, как осмысление информации, до более узких специальных способов, таких, например, как группировка цифр в числа (трех-, четырехзначные) при запоминании цифровой последовательности.

Устанавливая при запоминании связь (ассоциацию), выделяя главную мысль в тексте для запоминания его содержания, мы используем мнемотехнику. Она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности.

В чем же все-таки причина эффективности мнемотехнических приемов, будь они построены на образном кодировании информации или на словесно-логическом? Она в том, что использование мнемотехники в известной мере смещает запоминание в область более могучей по ресурсам памяти, непроизвольной ее сферы, поскольку при той или иной перекодировке запоминаемого материала идет работа над средством, а собственно мнестическая задача как бы отходит на второй план. Это особенно заметно при интеллектуальной работе с материалом. Сила мнемотехники, таким образом, состоит, скорее всего, в том, что при обращении к ней в процессе запоминания задействованы как произвольная, так и непроизвольная его части. Важно лишь, чтобы работа над средством не была при этом единственно значимой целью. Характер работы памяти как психической деятельности при этом (при использовании мнемотехнических средств, в том числе эйдетических) не изменяется. Ничего в нем такого странного или, как некоторые склонны думать, отклоненного от нормы, не возникает. Просто функция средства в этом случае в значительной мере смещается в область непроизвольного, зато результаты такой работы куда лучше.

Эффективность памяти определяется тремя параметрами: объем памяти, полнота (или точность) воспроизведения, а также прочность (длительность) хранения информации, доступная переводу в актуальную память. На совершенствование этих трех составляющих и должна быть направлена работа каждого, желающего улучшить свою память. Повышение продуктивности памяти обеспечивается:

1. Правильной постановкой задачи запоминания в связи с требованием воспроизведения.

2. Активной ориентировкой в запоминаемом материале с выбором главного, существенного и с отсечением несущественного, незначимого.

3. Установлением (выбором) принципа организации запоминаемого материала и формированием оперативной единицы и кода запоминания.

4. Правильной организации процесса забывания (перевода в латентную память), основанной на выборе адекватного кода.

5. Учетом особенностей отрицательного влияния интерферирующей деятельности.

6. Всесторонним и полным использованием различных органов чувств.

Особое место в решении задачи улучшения памяти занимает осмысленная, интеллектуально насыщенная работа над материалом, введение его в уже имеющуюся систему знаний. Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. Отношение к повторению как творческому процессу, правильная организация содержательных и временных аспектов повторения абсолютна, необходима для результативного проявления возможностей памяти, максимально высокой, но строго адаптивной эффективности, – то есть проявлению ровно в той мере, насколько это в каждый данный момент действительно необходимо – не меньше, но и не больше. Высокая продуктивность памяти включает в себя еще два фундаментальных требования. Во-первых, для хорошей работы памяти необходимо наличие мотивации, заинтересованности в содержании материала и выполнении задачи запоминания и воспроизведения. Во-вторых, нужно использовать разнообразные вспомогательные средства, соответствующие задачам выполняемой деятельности. Память связана с другими психическими процессами. Её опосредованный характер и зависимость от общей направленности деятельности каждого человека проявляется в мотивации и формировании целей.

Закончить хотелось бы обращением к словам Л.С. Выготского о том, что в памяти проявляется своеобразная форма внутреннего сотрудничества человека с самим собой . Обогащение этого сотрудничества – основной путь развития и воспитания памяти.

Подробности 09 марта 2011 Просмотров: 81752
  • Previous Article Индивидуальные различия памяти людей (Немов Р.С.)
  • Next Article Общее представление о памяти (Немов Р.С.)
Настроить шрифт

Классификация ви­дов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образ­ная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и не­произвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредство­ванная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения - замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в час­тности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговремен­ной памяти.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по време­ни сохранения материала, другое - по преобладающему в про­цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру­гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин­формации. Эта память - непосредственное отражение инфор­мации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгно­венная память представляет собой полное остаточное впечатле­ние, которое возникает от непосредственного восприятия сти­мулов. Это - память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хране­ния информации в течение короткого промежутка времени. Дли­тельность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторе­ния). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознатель­ной установки на запоминание, но зато с установкой на после­дующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизве­сти спустя несколько десятков секунд после однократного предъ­явления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуаль­ным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попада­ет только та информация, которая сознается, соотносится с ак­туальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного сро­ка, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав­шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оператив­ной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения ин­формации и своим свойствам занимает промежуточное поло­жение между кратковременной и долговременной.

Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроиз­водиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной инфор­мации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. По­следняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания неред­ко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функциониро­вание на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в кото­рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види­мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе­нием зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хо­рошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетиче­ским восприятием, способные в течение достаточно продолжи­тельного времени «видеть» воспринятую картину в своем вооб­ражении после того, как она перестала воздействовать на орга­ны чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней осно­ван, в частности, процесс запоминания и воспроизведения ма­териала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное вос­произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим ино­странные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тес­ным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рас­суждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текс­та и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают уче­ные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память представляет собой запоминание и со­хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участ­вует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор­тивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движе­ний человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос­редственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запомина­ется им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио­нальной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и восп­роизведения материала память делят на непроизвольную и произ­вольную . В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без осо­бых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая за­дача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превос­ходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно за­поминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществле­ния деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также ма­териал, с которым связана интересная и сложная умственная ра­бота и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, клас­сификации, установлению в нем определенных внутренних (струк­тура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в по­вседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характе­ризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь оп­ределяется механическая память, ее возможности. С особенно­стями кратковременной памяти, обусловленными ограничен­ностью ее объема, связано такое свойство, как замещение . Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально огра­ниченного объема кратковременной памяти человека вновь по­ступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тог­да, когда человеку приходится иметь дело с такой информа­цией, которую он не в состоянии полностью запомнить и кото­рая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Почему, например, мы так часто испытываем серьезные труд­ности при запоминании и сохранении в памяти имен, фамилий и отчеств новых для нас людей, с которыми нас только что позна­комили? По-видимому, по той причине, что объем информации, имеющейся в этих словах, находится на пределе возможностей кратковременной памяти, и если к нему добавляется новая ин­формация (а это как раз и происходит, когда представленный нам человек начинает говорить), то старая, связанная с его име­нем, вытесняется. Непроизвольно переключая внимание на то, что говорит человек, мы тем самым перестаем повторять его имя, фамилию и отчество и в результате скоро о них забываем.

Кратковременная память играет большую роль в жизни че­ловека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенци­ально полезная. Вследствие этого не происходит информаци­онной перегрузки долговременной памяти излишними сведе­ниями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материа­лом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характе­ристикам оперативной памяти.

Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впер­вые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатле­ниях друг о друге, описать те индивидуальные особенности, ко­торые они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, кото­рое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7+2.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормаль­ное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковремен­ная память выступает в роли обязательного промежуточного хра­нилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобран­ную информацию в долговременную память.

Переход информации из кратковременной в долговремен­ную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, по­ступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное уси­лие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковре­менной памяти и на более длительный срок, чем несколько де­сятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из крат­ковременной в долговременную память такого количества ин­формации, которое превышает индивидуальный объем кратко­временной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказы­вается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Дан­ную особенность кратковременной памяти иллюстрирует сле­дующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интер­вале между первичным восприятием этих букв и их припоми­нанием испытуемым не дают возможности повторять эти бук­вы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет трой­ками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их восп­роизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначаль­но воспринятой ими информации.

Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому ма­териалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий ма­териал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраня­ется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цве­та, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно прохо­дил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, не­смотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, рим­ской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следова­тельно, не запомнил его. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запо­минания является временное кодирование, т.е. отражение запо­минаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что мож­но обозначить словом, то мы этим словом, как правило, поль­зуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, при­чем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закры­ваем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обяза­тельно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, предста­вить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запомина­ния и воспроизведения.

Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зри­тельно предъявить значительное количество слов, заведомо пре­вышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характер­но только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.

В случаях болезненных нарушений долговременная и крат­ковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезнен­ном нарушении памяти, которое именуется ретроградной ам­незией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событи­ях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, - антероградной амнезии - сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способ­ность ввода новой информации в долговременную память.

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совмест­ную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными р. аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически пред­ставлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных ав­торов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возмож­ностями произвольного припоминания хранящейся в ней ин­формации. Кроме того, для того чтобы информация из кратко­временного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то вре­мя, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и до­ступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электрон­но-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.

Во многих жизненных ситуациях процессы кратковремен­ной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и па­раллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возмож­ности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысло­вой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает ис­пользование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышаю­щих объема кратковременной памяти.

Рис. 42. Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повто­рение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти

Перевод информации из кратковременной в долговремен­ную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала ос­мыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за не­достаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.

Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы ра­боты долговременной памяти. Эта память обычно начинает фун­кционировать не сразу после того, как человеком был воспри­нят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходи­мое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противо­положно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемся через некоторое время воспро­извести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковре­менная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большин­стве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы исполь­зуем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудно­сти при припоминании и часто терпели неудачу. На этой же осо­бенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс уз­навания когда-то виденного или слышанного.

Литература

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологиче­ские сочинения. - Т. II. - М., 1979. (Память и мышление: 118- 341. Память. Припоминание: 341-366.)

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973. (Виды памяти: 99-113. Возрастные изменения памяти: 114-121.)

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психо­логии: 9-137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141- 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222-241. Сравне­ние непроизвольного и произвольного запоминания: 245-425. Раз­витие памяти: 425-514.)

Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28-45.)

Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. - М., 1978. (Кратковременная память: 83-159. Долговременная память:

160-215. Запоминание: 216-236. Припоминание (воспроизведение):

237-271. Память и зрение: 272-291.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:

В 2 т. - М., 1983. - Т. I. (Развитие высших форм запоминания:

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976. (Разви­тие памяти: 8-37, 94-137. Произвольное запоминание: 38-93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138-219. Раз­витие памяти в процессе обучения: 220-246.)

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. - Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7-20. Эмоции и регуляция памяти: 325-351. Нейропсихологическая регуляция па­мяти: 351-356. Психофизиологические аспекты модуляции памя­ти: 374-388.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. - М., 1988. (Механизмы памяти: 67-83.)

Общая психология. - М., 1986. (Память: 291-321.)

Познавательная активность в системе процессов памяти. - М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7-10. Связь позна­вательной активности и памяти: 10-24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25-43.)

Развитие памяти. - Рига, 1991. (Что такое память: 5-10. Парадоксы памяти: 11-117. Память глазами физиолога: 18-30. Память глазами психолога: 31-42. Можно ли тренировать па­мять: 43-47. Какая у меня память: 48-53.)

Развитие творческой активности школьников. - М., 1991. (Развитие памяти: 126-149.)

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. - Т. II. - М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5-294. О неко­торых корреляциях в области памяти: 316-327.)

Немов Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с. С. 219-228.

мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую

Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без

переработки полученной информации. Эта память -непосредственное отражение информации органами чувств. Ее

длительность составляет от 0,1 до 0,5 сек. Эта память - полное иостаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память образ

Кратковременная память. В том случае, если информация,переданная рецепторами, привлекла наше внимание, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. этот процесс переживается как отзвук только что прошедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, чего уже непосредственно не воспринимаем(стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Продолжительность сохранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд (Воспроизведение происходит немедленно, без повторения, после однократно очень непродолжительного восприятия.Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также и объемом, то есть способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации. Объем кратковременной памяти индивидуален. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными

ограниченностью объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека, вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается. Установлено, что в том

случае, когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях друг о друге, описать те индивидуальные особенности которые они во время первой встречи заметили"друг у друга, в среднем называется количество черт, которое соответствует объему кратковременной памяти, то есть 7+-2. Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти

Оперативная память. - мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например, арифметическое, то

осуществляем его по частям, ≪кусками≫. При этом мы удерживаем ≪вуме≫ некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного,

заранее заданного срока в диапазоне от нескольких секунд донескольких дней. Срок хранения сведений здесь определяется задачей,вставшей перед человеком и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

Долговременная память - вид памяти человека и животных,характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения которые только закрепляет ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент

припомнить то, что когда-то было запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли.

Именно из нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных потребностей.

Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из ратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время.

Объем и длительность долговременной памяти зависят от важности информации для субъекта, от способа ее кодирования,систематизации и, наконец, воспроизведения. Не менее важную роль здесь играют и такие факторы, как привычность материала, контекст, в котором происходит запоминаемое событие, мотивация запоминания

. Генетическая память - это память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Эта память - единственная у человека, на которую мы не можем оказывать

влияние через обучение и воспитание

13 взаимосвязь кратковременной памяти и долговременной .

Кратковременная память. В том случае, если информация,переданная рецепторами, привлекла наше внимание, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. этот процесс переживается как отзвук только что прошедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, чего уже непосредственно не воспринимаем(стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Продолжительность сохранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд (Воспроизведение происходит немедленно, без повторения, после однократно очень непродолжительного восприятия.Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также и объемом, то есть способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации. Объем кратковременной памяти индивидуален.. Установлено, в случае, когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях друг о друге, описать те индивидуальные особенности которые они во время первой встречи заметили"друг у друга, в среднем называется количество черт, которое соответствует объему кратковременной памяти, то есть 7+-2. Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Долговременная память - вид памяти человека и животных,характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения которые только закрепляет ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было запомнено. При пользовании долговременной памятью для рипоминания нередко требуется мышление и усилия воли.

В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд.

Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Одна из концепций, описывающая совместную, взаимосвязанную деятельность кратковременной и олговременной памяти разработанаамериканскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шиффрином. Всоответствии с этой теорией долговременная, память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает возможностями

произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того, чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, что бы с ней была проведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, то есть

переводу на язык, понятный и доступный мозгу человек

Теории памяти

В современных исследованиях памяти центральной проблемой выступает проблема ее механизмов. Педставления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. раньше всех механизмы и закономерности памяти начали изучаться в психологии и физиологии. В последнее время сформировались биохимический и кибернетический подходы к изучению памяти.Появились также и нейронные и биохимические теории памяти.В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается либообъект (≪материал≫) сам по себе, либо субъект (≪чистая≫ активность сознания) безотносительно к содержашпо взаимодействия субъекта и объекта, то есть, безотносительно к деятельности индивида.

Первая группа психологических теорий - ассоциативное направление .Если определенные психические образования

возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Опыты Г. Эббингауза показали, что эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после окончания заучивания. Затем это быстрое падение сменяется сильно выраженной фазой замедления, По истечении двух суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четвертьЗакон Г.Эббингауза говорит о том, что наибольший процент забывания падает на период, который следует непосредственно после заучивания.

Основываясь на ассоциативной теории, невозможно ответить на вопрос, каким образом человек выбирает для запоминания тот или иной объект. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и

хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную информацию.

ГештальтТеория памяти . главная мысль - и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает.в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. Актуальное в данный момент потребностное состояние создает у человека, определенную установку на запоминание или воспроизведение. Установка оживляет в сознании целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал.Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения,определяет отбор нужных сведений. Однако и в этой теории процессы памяти не связывались с деятельностью субъекта и поэтому не получали правильного объяснения. Поэтому она столкнулась с проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

Представители бихевиоризма и психоанализа В своих взглядах на законы памяти были близки к ассоцианистам.

Существенное различие заключалось в том, что бгосевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании

материала. 3. Фрейд и его последователи в психоанализе выявили роль положительных и отрицательных эмоций,

мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала.Благодаря психоаналитической теории были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

В начале XX века возникает смысловая теория памяти . Ее авторы А. Бине и К. Бюлер подчеркивали, что работа соответствующих процессов памяти находится в непосредственной зависимости от наличия. или отсутствия смысловых связей, объединяющихзапоминаемый материал. На первый план выдвигается смысловое содержание материала

В отечественной психологии преимущественное развитие в изучении памяти получило направление, связанное с

общепсихологической теорией деятельности . память выступает как особый вид психологической деятельности, включающий систему творческих и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

нейронные и биохимические теории памяти . постоянное хранение информации связано с химическими

или структурными изменениями в мозгу

Мгновенная , или иконическая память – непосредственный отпечаток сенсорной информации. Удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств, без переработки полученной информации. Ее длительность 0,1–0,5 с. Данный вид памяти можно отследить в следующем эксперименте.

Кратковременная память представляет собой способ сохранения информации в течение короткого промежутка времени. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память , рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться сколько угодно, без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Емкость долговременной памяти практически безгранична.

Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином.

Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7 + 2). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра , который перерабатывает самый большой объем информации, сразу отсеивая ненужную, и оставляет потенциально полезную.

Процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале.

Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению Р. Аткинсона и Р. Шифрина , практически не ограничена по объему и длительности хранения в ней информации.

Оба типа памяти работают во взаимосвязи и параллельно. В памяти идет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнению новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений. Иначе говоря, человеку нет необходимости заучивать то, что он и так хорошо знает. На этом основана ассоциативная память.

nailclients.ru - Сайт о косметологии