Национальные дома народов Америки: вигвам, типи и хоган. Традиционные жилища американских индейцев

Говорят, были домики «типи», Жили в типи какие-то типы, Рисовали на лицах полоски И стреляли из лука они.Проживали типы из типи Где-то около Миссисипи, На каноэ они сплавлялись И рыбачили целые дни. Иногда с корабля на причале Европейцы их изучали. Говорили про них европейцы: «Что ж..., ТИПИчные это Индейцы!». Наталия Волкова

В детстве я ачитывалась Фенимором Купером, а вот только сейчас узнала, как выглядит настоящий вигвам. У него круглая крыша.

Оказывается, тут путаница случилась. И в мультике про Простоквашино тоже. Типичные индейские жилища называются Типи,а не Вигвам. Типи - это просто "ти-пи" ("для жизни" на языке индейцев Лакота). Это дом, в котором дым по спирали выходит в отверстие над головой. У других народов тоже есть подобные жилища, они называются чум, яранга, юрта.

И эта конструкция остается актуальной. Типи можно построить вместо дачного домика и жить там целой семье. Но это отдельная песня. А вот малюсенькое типи для уединенного отдыха в саду вполне реально сотворить самой. Такой «Домик для гостей». Жерди найдутся. Основные затраты - на непромокаемую палаточную ткань. Но в наших краях пойдут и старые простынки, летом того дождя не дождешься, и укрываться придется от солнца и мух. Вот примерная выкройка:

Затем типи надо раскрасить в соответствии с символикой. Нижний край - это земля и то, что мы видим вокруг себя. Индейцы использовали тут красный, красно-коричневый цвет - цвет земли. Верх означет небо, часто черного, бездонного цвета. Сидя в таком типи, чувствуешь себя в центре раскрашенной вселенной. Иногда индейцы наносили еще рисунок с изображением чего-то важного или необычного.


Символика цвета очень простая Красный - цвет Земли и Огня. Желтый - это цвет Камня. Белый и голубой - цвета Воды и Воздуха Черный и синий цвета - это Небо, бездонность Иногда для того чтобы показать связь между небом и водой, небо изображалось белым или голубым цветом (ведь вода падает с неба). По тем же причинам воду иногда изображали черным или синим цветом Интересно, что у древних народов не было разницы между синим и зеленым цветами. То же самое с темно-синим и черным На заметку: не мельчить! Не бойтесь закрашивать большое пространство одним цветом. На расстеленной ткани рисунок кажется гораздо крупнее, чем на самом деле.

Внутри традиционное типи устроено так:

начала устраиваем очаг. Для этого в центре по кругу выкладываем камни. В моем представлении здесь будет стоять лампа на солнечных батарейках и маленький столик.. За очагом- алтарь - плоский камень, на который положим какие-то дорогие сердцу предметы. Найдется место, конечно, для небольшой лежанки и пары пуфиков. Но в моем типи будет тесно, поэтому уж как получится, лишь бы весело!

Маленькое типи можно сделать и для детей.


Здесь дети смогут отдыхать после активных игр, читать после обеда книжки или просто прятаться от слишком жаркого солнца. Такие типи изготавливаются достаточно быстро, из устойчивых прутьев, реек, трубок ПВХ или стволов бамбука. дно типи нужно четыре рейки и большой кусок ткани.
Сначала воткните рейки неглубоко в траву, образуя квадрат. Соедините верхушки реек вместе, туго обвязав их веревкой. Теперь накиньте на конструкцию ткань таким образом, чтобы центр материи приходился на верхушку типи. Сделайте небольшой надрез посередине, чтобы надеть ткань на верхушки реек. Теперь натяните ткань по всем сторонам, обматывая края вокруг каждой "ноги" типи. Для надежности можно скрепить ткань у оснований реек мебельным степлером или горячим клеем. Теперь рейки вместе с намотанной на них тканью воткните прямо в землю, на том месте, на котором решили установить типи. Теперь сделайте надрез снизу вверх на одной из сторон типи - там, где будет вход. Надрез не должен быть большим, под крышу, достаточно сделать его наполовину и подвернуть края. Внутрь типи положите матрасы, подушки, тюфяки, одеяла, словом, создайте комфортное для лежания место

Мы решили рассказать об индейцах, их жилищах, обычаях, культуре. Читайте познавательные статьи на страницах Vamvigvam. Ведь если мы с Вами так любим вигвамы, то и знать о них нам полагается всё!

Словом "Типи", как правило, называют переносное обиталище кочевых племен коренных индейцев, живших на территории Великих равнин. Впрочем, на языке индейской народности Сиу слово "типи" означает совершенно любое жилище, а этот вид палаток называется wi. Такой тип палатки, как типи, использовался и многими другими племенами, живущими на Дальнем Западе, а также оседлыми племенами с Юго-Запада страны. В некоторых случаях типи сооружались и в частях страны с большим количеством лесов. В современном мире типи часто ошибочно называют вигвамом.

Типи - это конус, высота которого может составлять от 4 до 8 метров. Диаметр жилища в основании - от 3 до 6 метров. Традиционно каркас типи собирается из длинных деревянных шесток. В качестве основного материала используется древесина хвойных деревьев, таких как сосна и можжевельник, в зависимости от времени жительства того племени, в котором строится типи. Покрытие типи, которое называют покрышкой, ранее шилось из сыромятной кожи животных, чаще всего из кожи бизонов. Для того, чтобы изготовить один типи, нужно было от 10 до 40 шкур животных, в зависимости от размера жилища.

Чуть позже, когда начала развиваться торговля с другими континентами, индейцы стали использовать для создания типи более лёгкий материал - парусина. Но у обоих материалов есть свои минусы - ткань огнеопасна, а кожу очень нравится грызть собакам. Поэтому индейцы решили изменить конструкцию и комбинировать покрытие: верхняя часть делается и кожи животных, а нижняя часть - из ткани. Скрепляются материалы при помощи деревянных палочек, а низ привязывают к специальным колышкам, которые были вбиты в землю, оставляя небольшую щель для циркуляции воздуха внутри конструкции.

В верхней части конструкции расположено дымовое отверстие, которое имеет две лопасти, исполняющие роль дымовых заглушек. Благодаря этим лопастям регулируется тяга дыма внутри типи. Для управления этими лопастями используются либо специальные ремни, либо шесты, которые давали возможность растягивать клапаны за нижние углы. У канадских индейцев из племени Чиппева, например, эти клапаны не были пришиты к самому покрытия, поэтому их можно было вращать как угодно.

Также, благодаря своей конструкции, типи может быть соединен с самой обычной палаткой и с другими типи. За счет этого получается дополнительное пространство. От места соединения основных шестов внутри типи к земле опускают специальный ремень. Он привязан к колышкам в середине типи и работает как якорь, который не даст типи сложиться из-за сильного ветра или другой непогоды. Также в нижней части типи также часто нашивают дополнительную подкладку, которая создает больший комфорт. Во время дождя также может быть натянут специальный круглый потолок. Впрочем, индейцы из Миссури во время дождя надевали на верхние концы шестов в качестве зонта кожаные лодки.

У каждого племени своя особенная конструкция типи, и между собой они отличаются как количеством главных опорных шестов, порядком их соединения, формой самого типи, способом раскроя ткани и шкуры, а также формой дымовых клапанов и способом их соединения с шестами.

Типи представляет собой неотъемлемую часть жизни индейцев. Основным преимуществом данной конструкции является её мобильность, так как типи можно транспортировать в разобранном виде. До появления на землях индейцев колонизаторов транспортировка типи проводилась вручную, однако после появления лошадей стало возможно перевозить типи с их помощью. В то же время стало возможным существенно увеличить размеры конструкции, и иногда диаметр основания достигал 7 метров.

Традиционно индейцы ставят типи входом на восток, однако этим правилом можно пренебречь в том случае, когда палатки стоят по кругу. Благодаря небольшому наклону, который предусмотрел конструкцией некоторых видов типи, палатки могут выдерживать достаточно сильный ветер. Также типи достаточно быстро разбирается и собирается. Именно благодаря этим факторам данная конструкция стала очень популярной среди индейцев.

В настоящее время типи используют в основном консерваторы от индейцев, а также реконструкторы и индианисты. Во многих местах в США можно купить туристическую палатку с таким названием, которая по конструкции похожа на типи.

Типи играет огромную роль и в культуре индейцев. Например, расположение типи входом на восток обусловлено тем, что индейцы должны с утра в первую очередь поблагодарить солнце за наступивший день. В конструкции типи используется круг - священный символ индейцев, что также играет достаточно большую роль, так как круг в индейской культуре может обозначать всё что угодно, начиная от восходящего солнца до сезонных миграций бизонов.

Все части конструкции типи символизируют собой что-то: например, пол символизирует землю, которая может играть роль алтаря. Стены - это небо, а шесты, исполняющие роль каркаса - это тропинки, которые ведут от земли в мир духов.


Несмотря на столь небольшие размеры типи, семьи жили в них достаточно комфортно, так как соблюдали свой уникальный этикет. Согласно этому этикету, мужчины располагались в северной части палатки, а женщины, соответственно, в южной. Ходить внутри конструкции можно только по часовой стрелке. Гости, которые впервые заходят в палатку, могли находиться лишь в женской части типи.

Ходить между центральным очагом и человеком, который стоит перед ним, также считалось зазорным, потому что индейцы считали, что это может помешать связи людей с очагом. Для того, чтобы сесть на своё место, человеку нужно было пройти за спинами сидящих. Часть племен считала, что за алтарь можно было заходить только мужчине-хозяину типи.


Большая часть жилищ в лагерях индейцев, как правило, не раскрашивалась. Те единицы, которые были как-то украшены, оформлялись согласно традициям племени и часто картины на них представляли собой традиционно стилизованные изображения природных явлений и представителей фауны.

Наиболее часто встречался следующий мотив рисунка: по нижней кромке палатки пускался узор, олицетворявший землю, а по верхнему, соответственно, небесный узор. В некоторых случаях рисунки на типи носили и исторический характер: например, это могла быть история, которая приключилась на охоте с владельцем жилища. Достаточно большое внимание индейцы уделяли и своим снам, образы из которых иногда тоже изображались на покрышке типи.


Выбор цветов был небогат, поэтому некоторые из них имели двойное значение. Например, красный цвет мог означать как огонь, так и землю, а желтый мог быть как молнией, так и камнем. Белым цветов обозначали воду и воздух. Небо рисовали синим или черным цветами.

В украшении типи использовали не только рисунки, но и всевозможные медальоны и амулеты, которые делались вручную в соответствии традициям племени. В ход также шли всевозможные трофеи, добытые на охоте, а чуть позже женщины стали украшать типи и при помощи изделий из бисера.

В следующей статье мы расскажем об индейских вигвамах. А выбрать типи ручной работы для своего ребенка Вы можете .

Слово «типи» имеет английское происхождение. В современном толковом словаре говорится о том, что такое типи. А именно: типи - это жилище индейцев северной Америки, которое они могут переносить. Такой шалаш имеет коническую форму и покрыт шкурами оленя или бизона.

Ниже расказано о воздвижении типи, и о значении типи в быте индейцев.

Типи

Чаще всего для названия жилья индейцев применяется не типи, а вигвам. Для кочевых индейцев типи - это часть их культуры и быта, которая является полностью неотъемлемой. Благодаря своему свойству переноса типи используют повсеместно. Переносили свое жилье женщины и собаки, этот процесс был достаточно тяжелым, так как ноша отяжелялась длинными шестами и кожаной покрышкой. Со временем, когда стали использовать лошадей, в типи начали устанавливать более длинные шесты. Благодаря этому шалаш индейцев мог составлять в диаметре около пяти метров.

Были также созданы специальные правила этикета, которые показывали, где в шалаше должны находиться женщины, а где мужчины. Кроме того, принято, что в типи можно передвигаться только по часовой стрелке. Когда в шалаш заходил гость, его размещали в женской половине. В жилище находился алтарь, за который заходить можно только хозяину.

Окрас типи имел особый смысл. Декоративное оформление жилья выполнялось с традициями племени, в основном на стенах изображались явления природы и различные животные. Интересно, что иногда на стенах изображали выдающиеся заслуги хозяина типи. Каждый цвет окраса имел свой смысл. Каждый типи в племени индивидуален и уникален.

В наши дни такой вид жилья можно видеть у кочевых индейцев или у любителей уникальных палаток.

Значения других слов можно узнать в разделе .

Типи - Teepee


Типи - такой вид жилища, пожив в котором вы понимаете, что дом кубической формы - это нелепость. И как-то все для вас становится по-другому...
На этой фотографии Чусовая, Урал. Засыпая, я слышал одновременно потрескивание огня в очаге и плеск воды в ручье за стеной...


Старая индейская притча
(рассказанная старым индейским Гариком)

Есть старая притча о том, как придумали типи. Говорят что очень давно, когда люди еще жили в лесах, свои жилища из жердей крыли они древесной корой или большими звериными шкурами. Жили тогда подолгу на одном месте. Нелегко было охотникам кочевать за стадами бизонов, таская с собой поклажу из тяжелых шкур, а еще сложнее было бы переставлять жилища крытые корой. Не было тогда лошадей. Так вот, в те давние времена и сучилось то, что стало притчей о том, как придумали типи. Было это так.
В одной деревне, что стояла в тенистом лесу, на краю прерии, посиживали за беседой старики. Долго, стало быть так сидели, а как не стало о чем больше говорить, набили они свои длинные трубки и закурили. Теперь, значит, мысли половить решили. Старые они были да мудрые, за всю жизнь не мало хороших мыслей выловили, многому людей научили. Пока старики из себя дым в небо пускали, дети напротив них строили из кленовых листов маленькие жилища. Свернут листик воронкой, пристегнут края щепкой и готов дом. Так вот целую деревню из листиков выстроили перед стариками. А те смотрят сквозь табачный, удивляются - игрушечные жилища и впрямь будто настоящие. Только края у листьев неровные от того спереди, на "дымоходах", острые кончики вверх торчат да и собраны маленькие дома не из кусочков, ведь чтобы настоящий дом покрыть не одну шкуру надо. Вот и попалась хорошая мысль, недолго, однако, пришлось им ждать. Подумали старики, что неплохо было бы много шкур вместе сшить и большим куском, как листом, жилище обернуть. А кусок этот из шкур пусть и выглядит как лист клена. Ему, Клену, виднее как лучше, это же все-таки он придумал.


Как сшить себе типи


Типи - это очень просто "ти-пи" ("для жизни" на языке индейцев Лакота). Это дом, в котором дым по спирали выходит в отверстие над головой.

На рис.1 и фотографии виден общий вид типи.


КАК ШЬЕТСЯ ТИПИ.

В основу кладется прямоугольник ткани размером, например, 4.5 х 9 метров (рисунки 2, 3). Вы можете сшить типи и побольше, главное - это сохранить пропорции.

Ткань для типи


Ткань желательно выбирать нерыхлую, непромокаемую, легкую и огнеупорную. Это могут быть все виды брезента, двухнитки, проклееной бязи, или палаточной ткани. Наилучший вариант - это конечно традиционная парусина.

Есть подозрение, что если все это не будет гореть, то было бы неплохо. Лучше если ткань не тянется и не реагирует на тепло и влагу.

Хороший вариант легкой ткани - палаточная, хотя она тоньше, и потому менее долговечна.

Ниткой лучше шить суровой, с элементами синтетики.

Если ткань узкая, то прямоугольник сшивается из полос. Швы при этом желательно делать внахлест на одну сторону так, чтобы во время дождя по ним могла стекать вода. Для тонких тканей хорошо использовать парусный шов. Швы можно провощить (промазать растопленным воском).


Когда прямоугольник уже сшит, можно начинать кроить. Удобнее всего сначала начертить контур мелом на веревочке длиной в 4.5 метра. Конец веревки закрепляется в центре большей стороны прямоугольника и мелком, как циркулем, вычерчивается полукруг (рисунок А). Если у вас маловато ткани, то можно сразу сшивать полосы не прямоугольником, а полукругом со ступеньками (рисунок Б).



Соотношение размеров клапана, застежки и входа:

Это соотношение разное у различных племен, но в среднем оно составляет 1:1:1 (рисунок 2), если типи не слишком большой (4-4.5 метра)

Есть различные варианты. На рисунке 3 выкройка типи Сиу (Sioux), а на рисунке 2 - типи Черноногих (Blackfoot)

Клапана

Чтобы регулировать тягу (прикрывать дымоход с подветренной стороны) у типи есть клапана.

В лесу и степи клапана типи крепятся по-разному - в лесу, где нет ветра, нижние края клапанов могут свободно висеть или крепиться веревкой к покрышке, как показано на рисунке 1, а в степи для того, чтобы ветер не рвал клапана, их нижние концы обычно привязываются веревкой на отдельно стоящий шест (см. на рисунке 1)

От формы клапанов зависит форма типи в целом.

У Сиу клапана цельнокройные (кроятся целиком, вместе с покрышкой) у Черноногих пришиваются к типи отдельно (пришивные клапана). У типи с цельнокройными клапанами задняя стенка короче и поэтому оно слегка наклонено назад и вытянуто вверх. Типи с пришивными клапанами выглядит как ровный конус и в нем больше места.

Вот примеры возможных раскроек клапанов и карманов для клапанов:


Цельнокройные клапана обычно делались длиннее сантиметров на 20 и уже. Для того чтобы расширить цельнокройный клапан необходимо вшить в него клин, разрезав клапан сверху примерно до половины (рисунок 5)


Немного о соотношениях размеров клапанов. Нужно стараться избегать делать слишком длинные клапана - когда типи будет стоять, то в дырку между ними будет капать дождь и выдувать тепло. На низ клапана нужно нашить свободно болтающийся кусочек ткани и укрепить квадратиком сочленение нижнего конца клапана с полотном (рис.6). Опять же ширина верхней части клапана должна соотноситься с размером самого типи. Для типи 4.5 х 9 подходит ширина в локоть с небольшим. Нижняя часть клапана (подшитый кусок) шириной в две ладони многих устраивает. Расстояние между клапанами (включая язычок) примерно 70 сантиметров.




Седловина между клапанами должна охватить всю обвязку шестов, но не увеличивать своим размером ширину клапана. В середину ее вшивается язычок для привязывания покрышки. Седловина может быть различной формы, но именно в этом месте возникает самое сильное напряжение, язычок пришивается как можно прочнее, так чтобы он мог выдержать вес всей покрышки. К нему крепится веревка которой типи привязывается к шесту (варианты крепления на рисунке 7). Не менее прочно пришиваются и карманы на верхних углах клапанов, на их внешней стороне. В них вы вставите шесты для регулировки. К нижним углам клапанов прикрепите длинные веревки для оттяжки клапанов. Вместо карманов можно проделать большие дырки (как это делали Черноногие и Кроу). Тогда к шесту, отступив некоторое расстояние от его конца, привязывается поперечина и так он вставляется в дырку. Индейцы на свободный конец шеста вешали скальпы, а мы по зрелом размышлении решили, что мы индейцы законопослушные, и делать так не будем.


Вход

Высота входа должна находиться примерно на уровне плеча, начиная от края покрышки. А вырезать его нужно отступив сантиметров 20 , которые приходятся на порог. Глубина выреза - где-то 2 ладони. Обе половинки оторачиваются полосой крепкой ткани под которою просунута веревка (см. рисунок 8). При установке типи концы веревки связываются, чтобы не слишком растягивался вход. Если же покрышка из грубой ткани, типа парусины, вполне хватит одной оторочки, без веревки.


Дверь можно сделать простой, а можно более замороченной.


Простая дверь (рис. 9) делается из прямоугольного куска ткани с солидным запасом на низ (чтобы прикрыть порог) и по бокам. Верхний край подгибается и прошивается так, чтобы можно было засунуть туда палку для сохранения формы двери, чтобы висела ровно. Отступив от нижнего края двери примерно две ладони, привяжите вторую палку для отвеса, а на нижнем крае двери - шнурки или петлю, которыми на случай сильного ветра закрепляется на колышки дверь.


Пример замороченной двери - рисунок 10. Ее можно сделать либо из большой шкуры, либо из куска ткани, вырезанного приблизительно по форме шкуры. Это трапецеобразная дверь с длинным язычком на верхней части, который прикалывается к покрышке одной из деревянных палочек-"застежек". Язычок лучше сделать как можно длинней, чтобы подвесить дверь повыше - так она будет удобнее откидываться. Другой пример замороченной двери - дверь с ивовым каркасом овальной формы, которую вы видите в правой части рисунка 10.

На некоторых типи вообще не делали дверей и края покрышки просто запахивались один за другой.

Застежки.

Застежки - это деревянные обтесанные палочки, которыми закалываются края покрышки, когда она уже натянута на каркас. Расстояние между ними одинаково, количество их может быть разное. Порог лучше закалывать двумя застежками. Поскольку натяжение ткани на пороге очень сильное, можно укрепить его вторым слоем ткани.


Обычно дырки для застежек делаются по две на каждой стороне покрышки, так чтобы дырки совпадали, а то ткань будет морщиться. Иногда делают также по две дырки с одной стороны и по одной с другой. Так легче стянуть покрышку, но натяжение при этом слабеет. Край ткани с двумя дырками при этом накладывается сверху (ежу понятно).

Полог.

Полог - вещь в типухе очень важная. Он-то в основном и держит тепло, покрышка служит только для защиты от дождя и ветра.

Лучше делать его из плотной ткани (если вам не лень таскать такую тяжесть). Иногда полог весит столько же, сколько вся покрышка.


Полог прямой. (Рисунок 12) Высота его около 150 см. Для справки - на типи диаметром 4.5 метра на полог требуется примерно 12 метров ткани. Сделать его легко, но он съедает много пространства внутри типи. По верхнему краю через равное расстояние (примерно через метр) привязываются шнурки-завязки (рисунок 15) для подвешивания на натянутую по периметру между шестами веревку.


Полог трапецевидный. (Рисунок 13) Сшивается из широких трапеций. Поэтому в отличие от прямого полога его можно натянуть строго вдоль шестов. Обычно его делают из трех секторов (как видно на рисунке 14) и с таким расчетом, чтобы средний сектор накладывался внахлест на два крайних. Для справки - на 5-ти метровый типи требуется около 20 метров, а на 4,5 метровый - примерно 18.


В любом из этих случаев длины полога должно хватать на то, чтобы вы могли запахнуть его у входа, и чем с большим запасом, тем лучше. Старайтесь найти для полога светлую ткань, чтобы в типи не было темно.


Дополнительные детали



Азан - что-то вроде козырька, который подвешивается над спальным местом чтобы под ним скапливался теплый воздух. Обычно это кусок ткани в форме полукруга, который своей закругленной частью привязывается к шнуру, на котором висит полог. Ткань азана привязывается с запасом, чтобы можно было заткнуть ее за полог и закрыть щель - теплее будет! Радиус азана должен быть равен радиусу стоящего типи.

Треугольник от дождя . Маленькая, но очень полезная деталь. Во время сильного дождя тяга ухудшается, поэтому клапана нужно открыть пошире, но тогда внутрь будет заливать дождь. Чтобы голова, однако, совсем сухой был (извините, бум-шанкар попутал), вырежьте из плотной непромокаемой ткани равнобедренный треугольник, такой величины, чтобы он мог прикрыть очаг. Треугольник привязывается наверху, под дымоходом, на три шеста.

Постановка типи



Типи ставится на шестах. Нужно от 9 до 20 шестов, в зависимости от размера типи. Самое распространенное число шестов для типи диаметром 4.5-5 метров - двенадцать.

Выбирая место для типи, смотрите, чтобы поблизости было поменьше деревьев (после дождя с них долго капает на покрышку вода), чтобы место было ровным, чтобы типи не стояло в ложбине. Траву можно не вырывать, потому что она все равно быстро вытопчется.

Итак, вы нашли все шесты и притащили их на место стоянки. Не забудьте очистить их от коры (чтобы на башка не сыпалось) и сучков (чтобы покрышка не рвал, однако).

Сначала надо связать треногу.

Для этого расстелите на ровном месте покрышку, положите на нее три шеста. Шесты крадутся (это опечатка, но если вам лень идти в лес, то это не опечатка)... Итак, шесты кладутся толстыми концами вровень с краем покрышки, а тонкие концы связываются вместе на уровне язычка (язычок - см. отдел Клапана , рисунок 7). Учитывайте, что если типи сиукского покроя (то есть задняя стенка короче) то два шеста связываются по высоте задней стенки и один по высоте передней (рисунок 17). Сделайте на шестах засечки, чтобы не съезжал узел. Кстати, если собираетесь обвязывать весь каркас, свободный конец веревки должен быть очень длинным. Теперь торжественно водрузите связаную треногу (тонкими концами вверх)!



С этого момента начинается самая запарная часть. Тренога ставится одной ногой на восток (у сиукской типи это будет длинный шест). В дальнейшем эта нога станет шестом справа от входа. Две оставшиеся ноги треноги отставляются на равное расстояние. Треногу надо ставить так, чтобы дверной шест лежал в развилке между двумя соседними.


Дальше через равные промежутки друг за другом ставится три шеста, начиная от восточного (дверного) шеста, двигаясь против солнца (против часовой стрелки). Потом следующие три шеста по другую сторону от него, двигаясь по солнцу. И следующие два также по солнцу в оставшийся промежуток, они ставятся рядом, оставляя место для последнего шеста с покрышкой (он будет стоять за ними).



Все это время параллельно шесты обвязываются для прочности. Делается это так: берется хвост веревки, которой связана тренога, и один из ваших помощников, бегая по кругу, прихватывает установленные шесты веревкой. При этом полный виток делается на каждые три шеста (и на два последних). Удобнее это делать чуть-чуть подергивая веревкой, когда она охватывает розетку шестов, тогда она скользит при каждом рывке к узлу и плотнее к нему прилегает.



Затем к последнему шесту привязывается покрышка крепко- накрепко и притом так, чтобы нижний конец шеста выступал за край покрышки примерно на ладонь. Все это хозяйство поднимается и шест ставится на свое место. Если у вас тяжелая покрышка, то лучше делать это не одному. Для этого лучше перед поднятием шеста собрать к нему покрышку гармошкой и потом, когда шест поднят, два человека берутся за края покрышки и начинают расходиться, оборачивая ею каркас так, чтобы вход находился между восточным треножным и шестом номер 4 на рисунке 18. Покрышка скрепляется застежками сверху вниз. После этого можно раздвинуть шесты, чтобы ткань натянулась и плотно облегла каркас.


Далее по периметру типи привязываются веревочки, в середине между каждой парой шестов (см. на рисунке 19). Берется маленький камешек, шишка или еще что-нибудь круглое, оборачивается тканью покрышки, отступив от ее края на ширину ладони и обвязывается плотно веревкой так, как показано на рис. 19. Дополнительно привязываются две завязки по обеим сторонам от входа, около шестов. Теперь покрышка прихватывается к земле колышками.

Вставьте два коротких и легких шеста в карманы клапанов, для управления ими. Вбейте в трех шагах напротив входа шест для оттяжки клапанов и привяжите к нему веревки от клапанов.



Полог.


Для начала берется очень длинная веревка. Она вяжется к шестам внутри типи (я это написал на всякий случай, мало ли...) на высоте чуть ниже высоты полога. Начинать лучше от шеста с покрышкой. Под каждый виток веревки подсовывается пара палочек, это маленькие, но очень священные палочки и если вы не придадите им никакого значения, то во время дождя, по шестам будут стекать гулкие потоки воды, низвергаясь с жутким рокотом прямо вам на кровать. Способ завязки см. на рисунке 20. Потом вешается полог, начиная от входа и закрывая его первым своим сектором, так чтобы края задергивались, как занавески. Низ полога придавливается изнутри тяжелыми предметами (камни, рюкзаки, томагавки, гости и т.п.)

Очаг


Не ройте яму под очаг, а то у вас будет бассейн. Обложите его большими или маленькими камнями. Лучше всего расположить очаг немного сдвинутым от центра типи ко входу. Теперь разожгите огонь, если будет дымить, то вернитесь к странице 1 и посмотрите как правильно шить типи.

Как обжить себе типи



Залезая в свой новый типи, начинаешь к нему привыкать и как-то его обживать. Если у вас есть чувство гармонии с собственным домом, в нем всегда хорошо и удобно. Но были люди, которые жили в типи всю свою жизнь...

Здесь мы постараемся рассказать о том, как обживать свой типи и о том, как это делали американские индейцы (Гарик сидит рядом со мной и очень торжественно говорит: "Как это делали ОНИ!").


Очаг и Алтарь.


Первое что вы делаете, поставив типи - устраиваете себе очаг. Для этого вы находите, если это возможно, десяток-другой камней и выкладываете их кругом. Если вы хотите сделать себе алтарь, то надо найти один большой плоский камень, который кладется в кругу напротив спального места (места хозяина типи). Очаг должен быть как можно просторней (насколько позволяет размер типи), потому что тогда будет меньше проблем с сыпящимися углями и нагревающиеся от очага камни будут ближе к спальным местам, теплее будет, значит.


Лучше не бросать в него окурки, мусор и прочий шит, потому что он может обидеться и очень даже реально, как минимум, вонять будет на всю типуху. Да и вообще приятно когда огонь чистый по многим соображениям . Очаг всегда неплохо подкормить, не только дровами, но и кашу он тоже любит. Вообще, если вы хотите дружить с огнем, то с ним надо делиться и чем-то хорошим тоже. Хорошая жертва огню - щепоть табака, если вы курите, душистой травы, шалфея или можжевельника. Когда проживешь в типи достаточно долго, то начинаешь относиться к огню с уважением, от него ведь много чего хорошего, и тепло и еда... Ближний ко входу камень при необходимости отодвигается в сторону, чтобы кое-кто, о ком мы обычно пишем зеленым цветом , мог заходить (и еще это полезно, когда вы топите длинными жердями или бревнами). В некоторых индейских типи этот камень был всегда отодвинут.

Очаг - центр жизни в типи.


Алтарь.
У него много значений. Одно из них - это место, куда кладутся ваши дары огню. На него можно положить предметы, которые имеют для вас значение, когда вы ложитесь спать (эта фраза вызвала всеобщий смех). Обычно под алтарем хранится трубка. Это чистое место, постарайтесь, чтобы вокруг тоже было чисто.

Простой алтарь для временной стоянки - это плоский камень, который кладется перед местом хозяина.

Если вы рассчитываете жить в типи долго, а стало быть общаться со всем тем, что живет в типи вместе с вами , то можете сделать себе большой алтарь . Делается он так: перед большим алтарным камнем насыпается горка песка (песок чище земли, он может отражать солнце, поэтому подходит лучше всего). По краям втыкаются две маленькие деревянные рогатины, поперек кладется тонкая палочка. Ее можно украсить лоскутами ткани, тесьмой, индейцы предпочитали красный цвет и вешали на нее перышки птиц, дикобразовые иглы.

Алтарь - это ворота. Через них проходит дорога, которая соединяет вас с невидимыми силами. Говорят, что вокруг их много. Горка песка символизирует землю. Рогатины - два мировых древа, а перекладина над ними - небесный свод. Алтарь хранит все, что связывает вас с невидимыми силами, поэтому на него вешают талисманы и предметы силы. На нем время от времени возжигают шалфей, полынь, sweetgrass (священные травы индейцев).



Что где в типи находится.

На рисунке внизу зарисовано расположение мест и предметов в типи. Это не точно и не обязательно, живите как вам удобнее!

Вход в типи - на востоке, а у дальней стенки типи, на западе, находится место хозяина. Южная сторона - это сторона хозяйки и детей. Север - мужская половина. Там же располагаются обычно почетные гости. Люди малознакомые или пришедшие впервые в типи не проходят дальше хозяйского места и поэтому садятся сразу у входа (входя в типи принято двигаться по солнцу (часовой стрелке), то есть вначале через женскую половину). Объясняется это разделение тем, что на севере живут силы - помощники мужчин, а на юге - женские силы. Люди близкие хозяину, прийдя в гости, садятся на севере. Самым почетным и уважаемым хозяин может уступить свое место. Это связано со значением алтаря, то есть нежелательно, чтобы незнакомый человек проходил между вами и алтарем. Когда у вас много гостей, то вновь пришедшие проходят за спинами сидящих, чтобы не нарушить их связи с очагом.



Так располагались места в типи у индейцев. Из этого само напрашивается расположение всего остального вашего убранства. Дрова обычно лежат у входа с мужской стороны (раньше феминизма не было, женщины были посильнее и занимались заготовкой топлива, и дрова лежали на женской стороне), а кухня (припасы, котелки и прочая утварь) находится на женской половине. Вещи, которыми вы пользуетесь редко можно положить за полог. Если у вас в наличии имеется добрая старушка, а вы - настоящий индеец, посадите старушку в дровяной угол (индейцы называли его "старушечий угол" ). Там ей будет хорошо. Считается что старые люди страдают бессонницей, а потому в холодную погоду ваша старушка сама будет всю ночь подкидывать дрова в очаг. Будет тепло и вам, и старушке.


Целлофан в типухе неудобен. Для хранения продуктов лучше использовать матерчатые мешки, подвешенные на деревянные крючки и перекладины, привязанные между шестами, на которых стоит ваше типи, чтобы висели повыше над землёй и не отсыревали. Если вы богатый индеец, крупные мешки удобнее повесить на деревянной треноге (это если вы доверчивый индеец и не боитесь нашествия ирокезов или других голодных племён (см. фото)). В том случае, если ирокез - это вы, используйте чужие крупные мешки для подвешивания их на свою треногу.


Чтобы вскипятить воду нужно её подвесить над огнём. Для этого можно сделать (или позаимствовать у соседа) деревянную треногу с крюком. Вариант для небольших типи, где тренога неудобна - это привязанный над очагом поперечный шест, как показано на рисунке внизу . Крюк, подвешеный к этому шесту постарайтесь сделать подлинней, чтобы верёвка не перегорала. Верёвку выбирайте из натуральных материалов, иначе она плавно стечёт в ваш суп. В большом типи такие перекладины удобно использовать в качестве сушилок для одеял, одежды, трав, ягод и грибов. Кстати, одеяла с утра тоже хорошо бы просушивать. Независимо от погоды, внутри типи вы будете потеть во время сна, одеяла будут отсыревать, а вы обретёте запах монгольского воина.


Кровати. Живя в типи, иногда приходится прилечь. Чтобы уберечь себя, свои вещи и своих детей от сырости и ревматизма можно соорудить кровати-лежанки из сухих тонких жердей. Жерди застилаются травой. Некоторые используют для этого лапник, но им наверное совсем не жаль деревьев. Лучше используйте сухие прошлогодние травы. Можно взять траву, которая росла на месте типи, все равно она вытопчется. В холодную и дождливую погоду очень приятно положить в ноги завернутый в тряпку и нагретый в очаге камень, а сбоку толстую теплую скво. В маленьком типи кровати делать неудобно - можно отделить спальное место длинной жердью, закреплённой к земле колышками и положенной вдоль спального места ближе к очагу. Тогда вы не будете топтаться по одеялам и спальникам.


Подстилку, которую использовали индейцы на самом деле изготовить сложно, но кое-что можно объяснить. Делали ее из тонких ивовых прутьев, связывая их так, как показано на рисунке ниже. Тонкий конец ее подвешивался на треногу на удобную высоту. При надобности её выносили на улицу и использовали как кресло (любовались закатом солнца). Существует английское название "backrest". Это приспособление очень удобно сворачивается и мало весит.




Что находится вокруг типи

Лучше если вокруг вашего типи находятся: лес, река, синее небо, зелёная трава и добрые соседи, а не консервные банки, бутылки и окурки; и уж тем более не объедки и не выбросы человеческого организма или больных умов. Короче, чисто там, где не сорят.

В лесу недалеко от стоянки и поближе к звериным тропам выбирали место, куда сносили объедки и остатки пищи. Такие места назывались "вейкан". Под вейкан не рыли яму, а напротив, делали его на возвышенности, чтобы звери и птицы не боялись к нему приблизиться.

Хозяйственные строения .
Из длинных шестов (можно использовать клапанные шесты соседского типи) сделайте себе сушилку для одеял. Это просто большая тренога с перекладинами между шестами.


Оградительные сооружения.
Внутри типи, из двух тонких жердей (годится соседская тренога для котелка) свяжите крестовину и "закройте" ею дверь с наружной стороны. Но не забудьте войти внутрь, иначе вашу сгущёнку съест ваша скво. Такого рода "замок" часто используется и в том случае, когда вы ненадолго уходите из типи. Крестовина у двери означает что не стоит беспокоить жильцов типи. Такой знак широко используется теми, кто живёт в типи (не только индейцами, которые его придумали).


По традиции деревья растущие поблизости от типи, украшаются цветыми пёстрыми лоскутками. Индейцы часто подвешивали на них всякие дары, чтобы задобрить силы, хранящие место. Пока вы живёте рядом с деревьями, вы делите с ними землю. Вам приятно будет вернуться к ним и увидеть их красивыми.


Раскраска типи



И вот типи стоит, вы в нем живете и вам, по всей видимости, в нем хорошо. И однажды, выйдя на улицу и поглядев по сторонам, вас охватывает смутное томление - хочется что-то сделать. С окружающей средой, наверное, ничего сделать не удастся, а вот покрышка типи может стать совсем другой. Это штука достаточно непростая - учтите, что большинство рисунков рано или поздно приедается, если они сделаны непродуманно и без всякого особого смысла. Нам кажется, что тема рисунка на покрышке должна что-то значить именно для вас самого в первую очередь, ничего страшного если другим они будут непонятны. А в-общем-то конечно это личное дело каждого и его художественного и всякого прочего вкуса. Поэтому мы не будем вас особо грузить своими размышлениями на эту тему (разве что чуть-чуть), а попытаемся привести как можно больше рисунков - образцов того, как это делали другие.

И все-таки существует традиционная символика, многие детали росписи означали собой что-то еще, и если вам интересно об этом узнать, то мы кое-что можем рассказать. В противном случае все это можно запросто пропустить.


По нижнему краю покрышки обитатель типи рисовал нечто символизирующее землю, скажем полосу гор, прерию, камни, в-общем то, что он видит вокруг себя. Обычно это рисовалось красным цветом, цветом земли. Верх, соответственно, означал небо, часто черного, бездонного цвета. Сидя в таком типи, чувствуешь себя в центре раскрашенной вселенной, и в большинстве случаев этого было достаточно, и роспись типи прекращалась (такой рисунок вряд ли может надоесть, правда?). Впрочем, на покрышку типи иногда наносили еще какой-нибудь рисунок, который был изображением чего-то необычного, случившегося в жизни человека или явившегося ему во сне (что с точки зрения индейца одно и то же). Индейцы вообще уделяли снам очень важное значение, иногда сон, приснившийся человеку, мог изменить течение его жизни, и поэтому для него естественным было изобразить такое важное событие на своем доме. Так что если бы кто-нибудь намалевал на своем типи абы что, просто так, то его как-то бы не поняли. В неискаженном различными пластмассовыми наворотами сознании существует очень крепкая связь между предметом и его изображением (так же было и с языческими идолами и, позже, иконами у русских), поэтому изобразив что-то на типи, вы это что-то привлекаете. Не зря частым сюжетом рисунков на типи были символические изображения явившихся во сне хранителей и помощников, обычно в образе животных, с которыми раньше у человека существовала тесная связь.

Лучше начинать расписывать типи еще до его постановки, так будет удобнее добраться до его верхней части. Низ можно раскрасить когда типи уже стоит. Естественнее смотрятся природные краски, от которых глаза не устают (если вы конечно не любитель техно-музыки, тогда ваши глаза и не такой ужас видали...). Индейцы расписывали типи теми красками, которые можно добыть в природе, поэтому существует всего несколько традиционных цветов. Но цвета для них, как и все остальное, были полны смысла, поэтому даже когда они получили возможность покупать синтетические краски (масляные или акриловые), они все равно выбирали понятную для них гамму. Это: красный, желтый, белый, синий или голубой и черный. Красную и желтую краски можно сделать из охры, если ее растолочь и смешать с жиром, растительным маслом или просто с водой. Если вам повезет, окаменевшую охру можно отыскать около рек, взять древесную охру из-под осиновой или сосновой коры (что сделать очень трудно), иногда земляную охру выбрасывают вместе с землей кроты, как к счастью для нас произошло здесь в Токсово. Голубую и белую краски можно сделать из цветной глины тем же способом, что и и красную, черную - из толченого угля, а вместо синей краски использовать ягоды черники. Все эти краски, даже разведенные на воде, отлично въедаются в ткань, правда вот голубой цвет легко выгорает на солнце.

Красный - цвет Земли и Огня. Это самый священный цвет, почитаемый не только у индейцев, но и у многих других народов, которые связывали свою жизнь с землей.
Желтый - это цвет Камня, а также Молнии, которая по многим повериям имеет связь с камнями, землей и огнем.
Белый и голубой - цвета Воды или пустого пространства - Воздуха, прозрачного как вода.
Черный и синий цвета - это Небо, бездонность.

Иногда для того чтобы показать связь между небом и водой, небо изображалось белым или голубым цветом (ведь вода падает с неба). По тем же причинам воду иногда изображали черным или синим цветом.

Иногда синий цвет заменяли зеленым (когда появились масляные краски, зеленую краску в природе найти трудно) из-за того, что у древних народов не было разницы между синим и зеленым цветами. То же самое с темно-синим и черным.

Что касается самих рисунков то важнее всего понять одно: лучше всего видеть красивое в простом. Нам кажется, что это касается не только рисунков, но и всего остального, что мы делаем и о чем думаем в нашей жизни (во, телега!). Не старайтесь слишком заполнять пространство мелкими деталями, пустота только подчеркнет значение вашего рисунка. Мы можем посоветовать не попасться на распространенную ошибку; когда вы расстилаете типи на земле и делаете рисунок, он вам кажется гораздо крупнее, чем он есть на самом деле, не бойтесь закрашивать большое пространство одним цветом - когда типи встанет, перспектива изменится и все будет выглядеть по-другому.


Очень долго и наверное не нужно описывать все детали и загогулины, которыми пользовались индейцы, но мы можем описать несколько распространенных простых символов. Чаще всего встречаются различные треугольники - они означают горы и, соответственно, землю. Маленькие круги в сочетании с ними - это камни. Широко распространенным символом, который вводил в непонятку христианских миссионеров, был крест, означающий четыре священных направления, четыре стороны света или небесные светила. Конечно, все это вещи обобщенные, символов и различных их толкований было гораздо больше, поэтому не удивляйтесь, если в других источниках (мы - это источник? У, круто!) вы встретите другую информацию.

На этой страничке (и во многих других местах) вы можете встретить зарисовки индейских типи. Эта культура, так же как и сказки многих народов, передавалась не по-европейски, без участия письменного слова, и жила в передаче от человека к человеку. Если вы используете в раскраске своего типи какие-то традиционные индейские элементы, то вы тоже поможете этой культуре выжить естественным для нее путем.



ВРУЧНУЮ ОКРАШЕННЫЕ РАСКРАСКИ
Согласно легендам, все раскраски это появилось на типи, были даны их первым человеческим владельцам в мечтах или системах технического зрения. В них, первоначальный животный владелец сторожки появился к доске ендовы и обещал давать ему его собственную окрашенную сторожку, которая была источник его сверхествественных степеней.


Перенесено с "bushcraft.by"
информация взята с сайта http://www.members.tripod.com

У индейцев было два вида жилищ, которые отличали их от других народов, - это типи и вигвам. У них есть особенности, свойственные народу, который ими пользовался. Они также приспособлены к типичным занятиям людей и окружающей среде.

Каждому - по его потребностям

Дома кочевников и оседлых племён отличаются. Первые предпочитают палатки и шалаши, в то время как для вторых более удобными являются стационарные постройки или полуземлянки. Если говорить о жилищах охотников, то на них часто можно было увидеть шкуры животных. Североамериканские индейцы - народ, для которого было характерно большое количество У каждой группы она была своя.

Например, навахо предпочитали полуземлянки. Они создавали глинобитную кровлю и коридор под названием «хоган», через который можно было войти внутрь. Бывшие жители Флориды сооружали свайные хижины, а для кочевых племён из Субарктики наиболее удобным был вигвам. В холоднее время года он был покрытый шкурой, а в тёплое - берестой.

Масштабность и прочность

Ирокезы строили каркас из древесной коры, который мог прослужить до 15 лет. Обычно на протяжении такого срока община жила возле выбранных полей. Когда земля изнашивалась, происходило переселение. Эти построения были достаточно высокими. Они могли достигать 8 метров в высоту, шириной от 6 до 10 м, а длина их иногда составляла 60 метров и более. В связи с этим подобные жилища были прозваны длинными домами. Вход тут располагался в торцевой части. Неподалёку была картинка, изображающая тотем рода, животное, которое ему покровительствовало и оберегало. Жилище индейцев делилось на несколько отсеков, в каждом жила пара, образующая семью. У всех было по своему очагу. Для сна имелись нары у стен.

Поселения оседлого и кочевого типа

Племена пуэбло сооружали укреплённые дома из камней и кирпичей. Двор был окружён полукругом или кругом построек. Индейский народ сооружал целые террасы, на которых дома могли строиться в несколько ярусов. Крыша одного жилища становилась площадкой снаружи для другого, расположенного сверху.

Люди, избравшие для жизни леса, строили вигвамы. Это переносное жилище индейцев в форме купола. Отличалось оно небольшими размерами. Высота, как правило, не превышала 10 футов, однако, внутри помещалось до тридцати жителей. Сейчас такие постройки используют в обрядовых целях. Очень важно не путать их с типи. Для кочевников подобная конструкция была довольно удобна, поскольку не приходилось прикладывать больших усилий к строительству. И всегда можно было перенести дом на новую территорию.

Особенности конструкции

Во время сооружения использовали стволы, которые хорошо гнулись и были довольно тонкими. Чтобы связать их, применяли вязовую или берёзовую кору, циновки, изготовленные из тростника или камыша. Также подходили листья кукурузы и трава. Вигвам кочевника накрывали тканью или шкурой. Чтобы они не соскальзывали, использовали раму снаружи, стволы или шесты. Входное отверстие прикрывали занавеской. Стены бывали наклонными и вертикальными. Планировка - круглая или прямоугольная. Для расширения постройки её вытягивали в овал, проделывая несколько отверстий для выхода дыма. Для пирамидальной формы свойственна установка ровных шестов, которые связывают наверху.

Жилище индейцев, похожее на палатку, прозвали типи. У него имелись жерди, из которых получался остов конической формы. Для формирования покрышки пользовались шкурами бизонов. Отверстие сверху проектировалось специально для того, чтобы дым от костра выходил на улицу. Во время дождя его накрывали лопастью. Украшением стен служили рисунки и знаки, которые означали принадлежность тому или иному владельцу. Типи действительно многим походит на вигвам, из-за чего их часто путают. Этот вид построек индейский народ использовал также довольно часто как на Севере, так на Юго-Западе и Дальнем Западе традиционно в целях кочевничества.

Габариты

Они также сооружались пирамидальной или конусной формы. Диаметр основания составлял до 6 метров. Образующие шесты достигали длины 25 футов. Покрышку делали из В среднем для создания покрытия приходилось убивать от 10 до 40 животных. Когда североамериканские индейцы стали взаимодействовать с европейцами, начался торговый обмен. У них появилась парусина, отличавшаяся большей лёгкостью. Как у кожи, так и ткани есть свои недостатки, поэтому часто создавали комбинированные изделия. В качестве крепежа использовали булавки из дерева, снизу верёвками покрытие привязывалось к колышкам, торчавшим из земли. Специально для движения воздуха оставляли щель. Как и в вигваме, было отверстие для выхода дыма.

Полезные устройства

Отличительной чертой является то, что здесь были клапаны, регулирующие тягу воздуха. Чтобы растянуть их к нижним углам, использовали ремни из кожи. Такое жилище индейцев было довольно удобным. К нему можно было присоединить палатку или ещё одну такую же постройку, что значительно расширяло внутреннюю площадь. От сильного ветра защищал спускавшийся сверху ремень, служивший якорем. У стен снизу выкладывали подкладку, имевшую ширину до 1,7 м. Она сохраняла внутреннее тепло, ограждая людей от внешнего холода. Во время дождя натягивали потолок полукруглой формы, который назвался «озаном».

Исследуя постройки разных племён, можно увидеть, что каждая из них отличается какой-то своей, присущей только ей особенностью. Количество шестов неодинаково. Они по-разному соединяются. Пирамида, образуемая ими, может быть как наклонной, так и прямой. У основания имеется яйцевидная, круглая или же овальная форма. Покрышка раскраивается во множестве вариантов.

Прочие популярные разновидности строений

Ещё одно интересное жилище индейцев - это викиап, который тоже часто отождествляют с вигвамом. Постройка в форме купола представляет собой шалаш, в котором жили преимущественно апачи. Его покрывали кусками ткани и травой. Их часто использовали во временных целях, чтобы укрыться. Покрывали ветками, матами, ставили на степных окраинах. Атабаски, населявшие Канаду, предпочитали этот вид постройки. Отлично она подходила, когда войско выдвигалось на бой и нуждалось во временном месте пребывания, чтобы укрыться самим и спрятать огонь.

Навахо селились в хоганах. А также в домиках летнего типа и землянках. У хогана сечение круглой формы, стены образуют конус. Часто встречаются и квадратные конструкции такого вида. Дверь располагали в восточной части: считалось, будто солнце вносит в дом удачу через неё. Также у постройки большое культовое значение. Есть легенда, повествующая о том, что хоган впервые был построен духом в виде койота. Ему помогали бобры. Они занимались сооружением для того, чтобы обеспечить жильём первых людей. Посреди пятиконечной пирамиды располагался вилочный шест. У граней было по три угла. Место между балками заполняли землёй. Стены были насколько плотными и крепкими, что могли эффективно защищать людей от зимней непогоды.

Спереди располагался вестибюль, где проводили религиозные церемонии. Жилые постройки отличались большими размерами. В XX веке навахо начали сооружать постройки с 6 и 8 углами. Это обусловлено тем, что тогда неподалёку от них функционировала железная дорога. Можно было добыть шпалы и использовать их в строительстве. Появлялось больше места и простора, притом что дом стоял довольно крепко. Одним словом, места обитания индейцев довольно разнообразны, но каждое из них выполняло возложенные на него функции.

nailclients.ru - Сайт о косметологии