Какую эпоху называют медным веком характерные особенности. Д.А
В конце 4-го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха - эпоха энеолита (медно - каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:
1. Энеолит - это переход от каменного к бронзовому веку
2. Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом -
бронза)
3. Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии -
переход к орошаемому земледелию, к новым материалам
4. Кризис социальной жизни: разрушение уравнительной системы, складываются
ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и выросли цивилизации.
Медный век приблизительно охватывает период 4-3 тысячелетия до н.э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда не умели. В некоторых культурах самородки после ковки прогревали, что приводило к уничтожению межкристаллических связей, делающих металл хрупким. Низкое распространение меди в энеолите связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла - в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость медь имела важное преимущество - медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново.
Древнейшие в мире металлические вещи найдены при раскопках в Анатолии. Жители неолитического селения Чайоню одними из первых начали эксперименты с самородной медью, а в Чатал-Гуюке ок. 6000 г. до н.э. научились выплавлять медь из руды и начали применять ее для изготовления украшений.
В Двуречье металл узнали в VI тысячелетии (самаррская культура), тогда же украшения из самородной меди появились в долине Инда (Мергарх).
В Египте и на Балканском полуострове их делали в V тысячелетии (Рудна Глава).
К началу IV тысячелетия до н.э. медные изделия вошли в обиход самарской, хвалынской, среднестоговской и других культур Восточной Европы.
С IV тысячелетия до н.э. медные и бронзовые орудия труда начали вытеснять каменные.
На Дальнем Востоке изделия из меди появились в V - IV тысячелетиях до н.э. (культура Хонгшань).
Первые находки медных предметов в Южной Америке относятся к II - I тысячелетиям до н.э.(культура Илама, Чавин). В дальнейшем народы Анд достигли большого мастерства в металлургии меди, особенно культура мочика. Впоследствии эта культура стала выплавлять мышьяковистую, а культуры тиуанако и уари - оловянистую бронзу.
Государство инков Тауантинсуйу уже может считаться цивилизацией развитого бронзового века.
Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные.
Две теории о распространении меди:
1) возникла в региона от Анатолии до Хузистана (8-7 тыс. до н.э.) и распространилась на соседние территории;
2) возникла сразу в нескольких очагах.
Четыре стадии развития цветной металлургии:
1) самородная медь как разновидность камня;
2) плавление самородной меди и отливка форм;
3) выплавка меди из руд, т.е. металлургия;
4) сплавы на медной основе – например, бронза. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добычи руды использовали каменные молоты. Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии (третий этап). Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие, требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременно появляется колесо. Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен. Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений, главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов. Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья. Земледельческий энеолит СССР имел три центра – Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.
Трипольская культура
Трипольская (конец 5 – третья четверть 3 тыс. до н.э.) – большой очаг производящего хоз-ва в Молдавии и Правобережной Украине, включая часть Румынии. По селу Триполье близ Киева. Была земледельческой, оно требовало корчевки корней, пней, что поднимало роль мужского труда. Патриархальный строй племен. Ранний период (кон.5 – сер.4 тыс.). Долины рек Молдавии, запад Украины, Румынское Прикарпатье. Стоянки ограждены рвом. Дома из глины небольших размеров. В центре дома – жертвенник. Места меняли каждые 50-70 лет (падение плодородности). Земледелие сложилось еще давно. Землю обрабатывали мотыгами, проводили борозды примитивным ралом. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобовые. Урожай убирали серпами, зерно размалывали зернотерками. Скотоводство и охота. Горячая ковка и сварка меди, но плавки еще не было. Клад у села Карбуна (444 медных предмета). Керамика с углубленным змеевидным орнаментом. Земледельческий культ богини-матери. Средний период (вторая половина 4 тыс.). Ареал достигает Поднепровья. Растут многокомнатные дома. Появляются 2 и 3 этажа. Дом занимала большесемейная община. Поселки теперь насчитывают до 200 и более домов. Располагаются высоко над рекой, укреплены валом и рвом. К растениям прибавился виноград. Скотоводство было пастушеским. Появляется расписная посуда, спиралевидный орнамент. Появилось лить меди. Импорт металла с Кавказа. Преобладают каменные орудия. Поздний период (нач.-третья четверть 3 тыс.). Самая большая территория. Мастерские кремневых изделий. Литье металла в двусторонние формы. Два типа керамики – грубая и лощеная. Сюжетная роспись. Растет число овец, уменьшается число свиней. Растет роль охоты. Орудия по-прежнему изготовлялись из камня, кости и рога. Развивается патриархальный род.
Историческая периодизация выделяет несколько этапов в развитии человека и человеческого общества. Ещё недавно учёные-историки предполагали, что каменный век с веком бронзовым следовали один за другим. Но не так давно было установлено, что существовал временной промежуток между ними, который был классифицирован как «медный век». Что послужило изменению мнения историков о постепенном переходе человечества из каменного века в бронзовый? Что отличало этот временной промежуток от других и какие особенности присущи этому периоду в развитии человечества? Обо всём этом читайте далее.
Временные рамки медного века
Медно-каменный век, известный также как энеолит, берёт своё начало в VI тысячелетии до нашей эры и длится почти 2 тысячи лет. Временные рамки данного периода имели различное значение в зависимости от региона: на востоке и в Америке он начался несколько раньше, чем в Европе. Стоит заметить, что первое знакомство с медью начал примерно за 3 тысячи лет до начала того периода, о котором идёт речь. Произошло это на территории Древнего Востока. Изначально самородки принимались за мягкий камень, поддающийся воздействию более твёрдых пород, то есть холодной ковке. И только спустя много столетий человек научился плавить медь и отливать из неё множество полезных предметов: игл, украшений, наконечников для копий и стрел.
Дальнейшее освоение металла положило началу такого периода, как медно-бронзовый век, когда человеку стали известны способы и технологии изготовления сплавов, которые по своим характеристикам были лучше чистой меди. Одним словом, данный период является очень значимым в историческом развитии человечества и цивилизации в целом.
Почему «медный»?
Медный век в археологической и исторической периодизации характеризуется началом использования первобытным человеком орудий из металла, а именно меди. Это повлекло постепенную замену каменных и костяных приспособлений на более мягкие, но в то же время удобные в использовании топоры, ножи, скребки из нее. Кроме того, освоение способов обработки этого металла позволили человеку изготавливать пусть и простые, но в то же время более оригинальные и утончённые украшения и статуэтки. Медный век положил начало новому витку расслоения в по признаку благосостояния: чем больше меди было у человека, тем более высокий статус в обществе он имел.
Хозяйственная в медном веке
Осознание ценности меди как средства обмена между племенами и в качестве основного материала для изготовления многих приспособлений способствовало активному развитию ранних ремесленных производств. Именно медный век положил начало возникновению таких ремёсел, как добыча руды, металлообработка и металлургия. В это же время распространилось такое явление, как специализированное земледелие и животноводство. Гончарное производство в этот период также приобрело новые черты.
Активно развивалась в этот период и торговля. При этом добывавшие медь и производившие из неё различные изделия племена могли вести обмен с теми, кто находится далеко за пределами их поселения. Об этом говорит тот факт, что на территории Европы найдены изделия из меди, добытой в переднеазиатском регионе и на Ближнем Востоке.
Археологические находки из медного века
Наиболее характерные и яркие находки, которые относятся к медному веку, - это статуэтки женщин. Это связано в первую очередь с мировоззрением живших в энеолите людей. Наибольшую ценность для них представляли урожай и плодородие, которые как раз и символизировали подобные изделия. При этом большое их количество изготовлено из глины, а не из металла.
Роспись на гончарных изделиях также изображала женщин и окружающий мир. По представлениям людей, живших в медном веке, мир был разделён на три составляющие: Земля с растениями, животными и людьми, Среднее Небо, излучающее солнечные лучи, и Верхнее Небо, наполненное дождями, наполняющими реки и питающими землю.
Помимо изделий, наделённых сакральным смыслом бытия, археологи находят ножи, изготовленные из чистой меди или кости, наконечники, иглы и многое другое.
(пережитки в эпоху мезолита) микролиты , лук , долблёнка Субнеолит (пережитки в эпоху неолита) мегалиты Ближний Восток: Докерамический неолит Керамический неолит Европа, Азия Ранний неолит Поздний неолит
Медный век приблизительно охватывает период -III тысячелетия до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит относят к бронзовому веку , но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
Технологии
Первое знакомство человека с медью произошло через самородки , которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда не умели. В некоторых культурах для увеличения пластичности самородки после ковки прогревали, что приводило к отжигу дефектов, образованных в результате холодной деформации. Низкое распространение меди в энеолите связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла - в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость, медь имела важное преимущество - медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново.
Археологические данные
Ближний Восток и Европа
Древнейшие в мире металлические вещи найдены при раскопках в Анатолии. Жители неолитического селения Чайоню одними из первых начали эксперименты с самородной медью , а в Чатал-Гуюке на границе VII - тысячелетий научились выплавлять медь из руды и начали применять её для изготовления украшений . В Двуречье металл узнали в VI тысячелетии (самаррская культура), тогда же украшения из самородной меди появились в долине Инда (Мергарх). В Египте и на Балканском полуострове их делали в V тысячелетии (Рудна Глава). К началу IV тысячелетия до н. э. медные изделия вошли в обиход самарской , хвалынской , среднестоговской и других культур Восточной Европы .
Халколит в Древней Америке
Южная Америка
Первые находки медных предметов в Южной Америке относятся к - тысячелетиям до н. э. (культура Илама , Чавин). В дальнейшем народы Анд достигли большого мастерства в металлургии меди, особенно культура мочика . Впоследствии эта культура стала выплавлять мышьяковую , а культуры тиуанако и уари - оловянную бронзу. Государство инков Тауантинсуйу уже может считаться цивилизацией развитого бронзового века.
Мезоамерика
В Мезоамерике медь появилась намного позже, предполагают, что её изготовление распространилось как культурное влияние Южной Америки через Панамский перешеек. Мезоамериканцы не достигли большого мастерства в этом ремесле, ограничившись лишь медными топорами, иголками и, конечно, ювелирными изделиями. Наиболее продвинутые методы были разработаны миштеками , которые научились создавать великолепно украшенные вещи. Выплавлять бронзу древние месоамериканцы так и не научились.
Напишите отзыв о статье "Медный век"
Примечания
См. также
Литература
- Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. тт. 1-2. М. 1975.
- Массон В. М. Энеолит СССР / АН СССР. ИА. - М.: Наука, 1982-360 с.: ил., карт. - (Археология СССР. [Т. 4]). - Библиогр.: с. 334-347. (Совместно с Н. Я Мерпертом, Р. М. Мунчаевым. Е. К. Черныш)
- Рындина Н. В., Дегтярёва А. Д. Энеолит и бронзовый век. М.: Изд-во МГУ, 2002.
Ссылки
|
Для улучшения этой статьи желательно :
|
Отрывок, характеризующий Медный век
– Кем был твой дед, девочка? – ласково спросил старец. – Я не вижу его.– Я не знаю, кем он был... И никогда не знала. Но, думаю, что не видите вы его потому, что после смерти он перешёл жить в меня... И, наверное, как раз потому я и могу делать то, что делаю... Хотя могу, конечно же, ещё очень мало...
– Нет, девонька, он всего лишь помог тебе «открыться». А делаешь всё ты и твоя сущность. У тебя большой Дар, милая.
– Чего же стоит этот Дар, если я не знаю о нём почти ничего?!. – горько воскликнула я. – Если не смогла даже спасти сегодня своих друзей?!.
Я расстроенно плюхнулась на пушистое сидение, даже не замечая его «искристой» красоты, вся сама на себя разобиженная за свою беспомощность, и вдруг почувствовала, как по предательски заблестели глаза... А вот уж плакать в присутствии этих удивительных, мужественных людей мне ни за что не хотелось!.. Поэтому, чтобы хоть как-то сосредоточиться, я начала мысленно «перемалывать» крупинки неожиданно полученной информации, чтобы, опять же, спрятать их бережно в своей памяти, не потеряв при этом ни одного важного слова, не упустив какую-нибудь умную мысль...
– Как погибли Ваши друзья? – спросила девушка-ведьма.
Стелла показала картинку.
– Они могли и не погибнуть... – грустно покачал головой старец. – В этом не было необходимости.
– Как это – не было?!. – тут же возмущённо подскочила взъерошенная Стелла. – Они ведь спасали других хороших людей! У них не было выбора!
– Прости меня, малая, но ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА. Важно только уметь правильно выбрать... Вот погляди – и старец показал то, что минуту назад показывала ему Стелла.
– Твой друг-воин пытался бороться со злом здесь так же, как он боролся с ним на Земле. Но ведь это уже другая жизнь, и законы в ней совершенно другие. Так же, как другое и оружие... Только вы вдвоём делали это правильно. А ваши друзья ошиблись. Они могли бы ещё долго жить... Конечно же, у каждого человека есть право свободного выбора, и каждый имеет право решать, как ему использовать его жизнь. Но это, когда он знает, как он мог бы действовать, знает все возможные пути. А ваши друзья не знали. Поэтому – они и совершили ошибку, и заплатили самой дорогой ценой. Но у них были прекрасные и чистые души, потому – гордитесь ими. Только вот уже никто и никогда не сможет их вернуть...
Мы со Стеллой совершенно раскисли, и видимо для того, чтобы как-то нас «развеселить», Анна сказала:
– А хотите, я попробую позвать маму, чтобы вы смогли поговорить с ней? Думаю, Вам было бы интересно.
Я сразу же зажглась новой возможностью узнать желаемое!.. Видимо Анна успела полностью меня раскусить, так как это и правда было единственным средством, которое могло заставить меня на какое-то время забыть всё остальное. Моя любознательность, как правильно сказала девушка-ведьма, была моей силой, но и самой большой слабостью одновременно...
– А вы думаете она придёт?.. – с надеждой на невозможное, спросила я.
– Не узнаем, пока не попробуем, правда же? За это ведь никто наказывать не будет, – улыбаясь произведённому эффекту, ответила Анна.
Она закрыла глаза, и от её тоненькой сверкающей фигурки протянулась куда-то в неизвестность, пульсирующая золотом голубая нить. Мы ждали, затаив дыхание, боясь пошевелиться, чтобы нечаянно что-либо не спугнуть... Прошло несколько секунд – ничего не происходило. Я уже было открыла рот, чтобы сказать, что сегодня видимо ничего не получится, как вдруг увидела, медленно приближающуюся к нам по голубому каналу высокую прозрачную сущность. По мере её приближения, канал как бы «сворачивался» за её спиной, а сама сущность всё более уплотнялась, становясь похожей на всех нас. Наконец-то всё вокруг неё полностью свернулось, и теперь перед нами стояла женщина совершенно невероятной красоты!.. Она явно была когда-то земной, но в то же время, было в ней что-то такое, что делало её уже не одной из нас... уже другой – далёкой... И не потому, что я знала о том, что она после смерти «ушла» в другие миры. Она просто была другой.
– Здравствуйте, родные мои! – коснувшись правой рукой своего сердца, ласково поздоровалась красавица.
Анна сияла. А её дедушка, приблизившись к нам, впился повлажневшими глазами в лицо незнакомки, будто стараясь «впечатать» в свою память её удивительный образ, не пропуская ни одной мельчайшей детали, как если бы боялся, что видит её в последний раз... Он всё смотрел и смотрел, не отрываясь, и, казалось, даже не дышал... А красавица, не выдержав более, кинулась в его тёплые объятия, и, как малое дитя, так и застыла, вбирая чудесный покой и добро, льющиеся из его любящей, исстрадавшейся души...
– Ну, что ты, милая... Что ты, родная... – баюкая незнакомку в своих больших тёплых руках, шептал старец.
А женщина так и стояла, спрятав лицо у него на груди, по-детски ища защиты и покоя, забывши про всех остальных, и наслаждаясь мгновением, принадлежавшим только им двоим...
– Это что – твоя мама?.. – обалдело прошептала Стелла. – А почему она такая?..
– Ты имеешь в виду – такая красивая? – гордо спросила Анна.
Ме́дный век (медно-каменный век, халколит, энеолит) - переходный период каменного века к бронзовому веку , традиционно датируется 4-3-м тысячелетиями до н.э. Термин «халколит» образован от греческих слов «халкос» - медь и «литос» - камень, а термин «энеолит» - от латинского aeneus - медный. Несмотря на название, в медном веке преобладали орудия из камня, изделия из меди занимали лишь небольшую часть инвентаря древнего человека. Недостатком орудий труда из меди была мягкость этого металла. Основными занятиями населения в медном веке были мотыжное земледелие, скотоводство, охота. Термин «медный век» предложил в 1876 году на международном археологическом конгрессе венгерский археолог Ф. Пульский для уточнения классификации К.Ю. Томсена, которой за каменным веком сразу расположил бронзовый век.
Знакомство людей с медью произошло через самородки , которые принимали за камни и пытались обработать другими камнями. От ударов самородки деформировались, им можно было придать необходимую форму методом холодной ковки. Раскаленный на костре самородок легче поддавался обработке - так был открыт метод горячей ковки. Но в период энеолита распространение собственно медных орудий труда было ограниченным, в природе медь лишь изредка встречается в виде металла, в основном в виде руды.
Древнейшие в мире металлические вещи найдены при раскопках в Анатолии . Жители неолитического селения Чайоню одними из первых начали эксперименты с самородной медью, в Чатал-Хююке на границе 7-6 тысячелетий до н.э. научились выплавлять медь из руды, начали применять ее для изготовления украшений. В Месопотамии медный век начался в шестом тысячелетии до н.э. (самаррская культура), тогда же украшения из самородной меди появились в долине Инда (Мергарх). В пятом тысячелетии до н.э. медные изделия появились Египте и на Балканском полуострове, где обнаружены медные шахты Рудна Глава (Сербия) и близ Ай-Бунара (Болгария). К началу четвертого тысячелетия до н.э. предметы из меди вошли в обиход самарской, хвалынской, среднестоговской, трипольской культур в Восточной Европе. В четвертом тысячелетии до н.э. медные изделия распространились по всей территории Ближнего Востока, а в 3-2 тысячелетиях до н.э. - по Европе. Медные рудники стали основой могущества древнеегипетских фараонов, каменные глыбы для пирамиды Хеопса обрабатывали медным инструментом.
На территории Китая медные изделия из меди появились в 5-4 тысячелетиях до н.э. (хуншаньская культура, культура Мацзяяо). Первые находки изделий из меди в Южной Америке относятся к 2-1 тысячелетиям до н.э. (иламская культура, чавинская культура). Индейцы, живших на берегах озера Верхнее в Северной Америке, где есть месторождения чистой самородной меди, освоили способы холодной обработки металла. В некоторых регионах Земли памятники медного века не выявлены. На смену медному веку пришел бронзовый век, причем от открытия плавки металла до раскрытия секретов плавления бронзы прошло относительно немного времени.
: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком еще до изобретения письменности.
Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.
Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и, что важнее всего, их сплавы. Век каменный сменился веком медным, потом - бронзовым, а затем веком железным:
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки