Игровая деятельность с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Мыльные пузыри. Открытое занятие по экспериментированию во второй младшей группе «Дом для Смурфика Опыты для второй младшей группы

Юлия Голомазова

Конспект ООД по познавательному развитию.

Опытно-экспериментальная деятельность

во второй младшей группе №1

Тема : Волшебница-вода. Воспитатель : Голомазова Юлия Вячеславовна.

Предварительная работа : игры с водой, чтение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» . Просмотр картинок про воду, чтение загадок про воду.

Цель :

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Задачи :

Учить детей проводить несложные эксперименты;

Развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;

Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями;

Развивать любознательность, речь;

Формировать знания детей о целостной картине мира;

Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа : вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сверкающий, блестящий, опыт , растворитель.

Оборудование и материалы : стаканчики, тарелочки, трубочки для воды, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, три чайника с холодной, тёплой и горячей водой, большие ёмкости.

Организованная образовательная деятельность .

Воспитатель :Ребята посмотрите кто к нам пришел в гости?

Дети : Капелька воды (нарисованная капля) . Воспитатель : Она говорит что не знает для чего она нужна. Давайте поможем ей разобраться!

Ребята, отгадайте загадку :

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

Воспитатель : Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Дети : Люди пьют воду;

Варят еду;

Моют грязные фрукты и овощи;

Каждый день моют руки и лицо;

Поливают цветы, деревья чтобы не засохли;

Вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

Люди моют посуду, стирают одежду.

Воспитатель : Сегодня мы с вами превратимся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, и о её свойствах. Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт №1 : «Вода – жидкость» .

Дать детям два стаканчика : один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Воспитатель : Что происходит с водой?

Дети : Она льётся.

Воспитатель : Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Опыт № 2 : «У воды нет вкуса» .

Воспитатель предлагает детям взять трубочку и попробовать воду.

Воспитатель : Дети, скажите, есть ли у воды вкус? Какая она на вкус (Ответы детей) . Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода!»

Опыт № 3 : «У воды нет запаха» .

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель : Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет ни какого запаха.

Физкультминутка «Хомка»

Хомка, хомка, хомячок : полосатенький бочок,

Хомка ранненько встает-шейку моет, щечки трет

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку

Раз, два, три, четыре, пять- хочет хомка сильным стать!

Воспитатель : Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить наши исследования.

Опыт № 4 : «Вода – растворитель» .

На столе два блюдца : в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Воспитатель : Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

Опыт № 5 : «Вода – меняет цвет» .

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

Воспитатель : А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась) . Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Опыт № 6 : «Снег – это вода» .

Воспитатель : Посмотрите у нас в блюдце лежит снег. Какой он? (холодный, белый, сверкающий, блестящий) . Ребята как вы думаете, а что произойдет со снегом в тепле? (он растает) Правильно! В тепле снег тает и превращается в воду.

Опыт№7 «Вода холодная, тёплая, горячая» .

На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.

Воспитатель : Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.

А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?

Дети : Горячий.

Воспитатель : Какая в нем вода?

Дети : Горячая.

Воспитатель : Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?

Дети : Нет.

Воспитатель : А почему?

Дети : Можно обжечься.

Воспитатель : Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая) .

Итог :

Уважаемые исследователи, проделав наши опыты , мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Помогли нашей капельки ответить на ее вопросы. Какая бывает вода? (Ответы детей) . Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей. Для чего нужна вода? (Ответы детей) Пить, умываться, мыть руки и овощи, поливать растения, деревья, вода нужна рыбам, животным. Правильно.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Спасибо вам ребята вы сегодня помогли капельки разобраться для чего она нужна. И были самыми лучшими исследователями.





Публикации по теме:

После проведения серии опытов с пеной совместно с педагогом, дети научились самостоятельно организовывать игры. Предлагаю вашему вниманию.

«Волшебница вода». Конспект интегрированного занятия (опытно-экспериментальная деятельность) в младшей группе «Волшебница вода» Конспект открытого интегрированного занятия (опытно - экспериментальная деятельность) в младшей группе Воспитатель.

Дети любят играть с водой! Они получают удовольствие, если просто моют пупсов, протирают листики комнатных растений, даже просто переливают.

Конспект НОД «Электричество вокруг нас» (опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе) Тема: Электричество вокруг нас. Цель: Расширение и обобщение знаний об электричестве и электрических приборах. Задачи: 1. Расширить знания.

В умывальной комнате также проводили опытно-экспериментальную деятельность с целью представления детям о том, что в помещении вода появляется,.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Нуруллина Г.Р.

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.

5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.

6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

На заметку педагогу: купить оборудование для проведения опытов в детском саду можно в специализированном магазине «Детский сад» detsad-shop.ru

Опыт № 1. «Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Опыт № 3. «Играем с красками».

Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют

Оранжевые, жёлтые, красные,

Синие, зелёные – разные!

В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Опыт № 4. «Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

Опыт № 5. «Ходит капелька по кругу».

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход: Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)

Опыт № 6. «Тёплая и холодная вода».

Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материал: Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Вывод: Вода – добрый помощник человека.

Опыт № 7. «Когда льётся, когда капает?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).

Опыт № 8. «В какую бутылку нальётся вода быстрее?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал: Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Ход: Какую песенку поёт вода? (Буль, буль, буль).

Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

Опыт № 9. «Что бывает с паром при охлаждении?».

Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

Опыт № 10. «Друзья».

Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Материал: Стакан и бутылка с водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани.

Ход: Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)

Вывод: В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.

Опыт № 11. «Куда делась вода?».

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт № 12. «Откуда берётся вода?».

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Опыт № 13. «Какая лужа высохнет быстрее?».

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее — большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее — большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

Опыт № 14. «Игра в прятки».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.

Материал: Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем капельку искать

Из пипетки появилась

На стекле растворилась…

Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)

Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)

Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)

На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)

Вывод: При попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.

Опыт № 15. «Как вытолкнуть воду?».

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт № 16. «Откуда берётся иней?».

Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Опыт № 17. «Тающий лёд».

Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.

Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка? Почему держится верёвочка? (Примёрзла к льдинке.)

Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Опыт № 18. «Замёрзшая вода».

Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.

Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?

Опыт № 19. «Водяная мельница».

Оборудование: Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают её свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что её приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу.

Дети играют с мельницей.

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струёй, то мельница работает быстрее.

Опыт № 20. «Пар — это тоже вода».

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Опыт № 21. «Прозрачность льда».

Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы.

Воспитатель предлагает детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лёд. (Там, где воды много, лед твёрдый, прочный, не ломается под ногами.) Закрепляет представление, что лёд прозрачный. Для этого в прозрачную ёмкость кладёт мелкие предметы, заливает водой и выставляет на ночь за окно. Утром рассматривают через лёд видны замёрзшие предметы.

Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.

Опыт № 22. «Почему снег мягкий?».

Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

Опыт № 23. «Почему снег греет?».

Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Опыт № 24. «Как из солёной воды добыть питьевую воду».

Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода. Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.

Опыт № 25. «Таяние снега».

Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на тёплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от тяжёлого воздуха, идущего от любой системы.

Опыт № 26. «Как добыть воду для питья?».

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неё положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и засыпьте её края землёй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек и слегка придавите плёнку над пустой ёмкостью. Приспособление для сбора воды готово.
Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объясните ребёнку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу ёмкость; помните, вы ведь слегка продавили плёнку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далёкие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Опыт № 27. «Можно ли пить талую воду».

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также её можно давать животным.

Опыт № 28. «Можно ли склеить бумагу водой».

Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.

Опыт № 29. «Способность воды отражать окружающие предметы».

Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.

Опыт № 30. «Вода может литься, а может брызгать».

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания — пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться).

Опыт № 31. «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени».

Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки — на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую — на теневой. Какая салфетка высохла быстрее — та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени).

Опыт № 32. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

Опыт № 33. «Руки станут чище, если помыть их водой».

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что делать? Может быть отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод: Что мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

Опыт № 34. «Помощница вода».

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).

Опыт № 35. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло).

Опыт № 36. «Текучесть воды».

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течёт.

Ход: Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твёрдого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырёк и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт № 37. «Животворное свойство воды».

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода даёт жизнь живому.

Опыт № 38. «Таяние льда в воде».

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.

Опыт № 39. «Чем пахнет вода».

Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.

Удивляемся всему. Как? Зачем и почему?

Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Поэтому передо мной стояла задача создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?".
Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным способствовало развитию у него важнейших операций мышления:
анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их),
сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны),
умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применений предметов в различных областях),
обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).
Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждала детей к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. А я старалась помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Я пришла к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Развивается речь.
Происходит накопление фонда умственных умений.
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Моя работа с детьми была направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе которой я сочетала показ с активным действием ребенка по обследованию предмета (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.).
Учила сравнивать сходные по внешнему виду предметы, сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Организуя игры с изучаемыми предметами и материалами, я не только знакомила детей со свойствами, но и закрепляла элементарные представления о форме, различных величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.
Изучая раздел «Вода» . Воду можно переливать, нагревать, ловить в воде льдинки и т. д. На практике дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее предметы и они станут чище, если помыть их водой. Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
«Песок» Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить
Знакомясь с данной темой, проводила различные эксперименты -игры с песком. На опыте игры «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В игре «Следы», дети убеждаются, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. При проведении опыта с песком детям предлагаю пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши видят, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.

Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении стал вывод, что песок – это множество песчинок.
Изучая «Воздух» дети с помощью предметно-манипуляторной деятельности получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» я предложила «поймать» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и наблюдали как вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. Из опыта «Лодочка плыви», дети узнали. что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, наблюдали, за ветром, который является движение воздуха.
Знакомясь с разделом «Камни»
Проводя манипуляции с камнями «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», убедились в том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. А когда сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Формируя представления о «Бумаге»
При помощи опытов дети определяли, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Содержание знаний об объектах природы я брала в программе "Юный эколог" С.Н. Николаевой. (Как второй парциальной программе)
1. Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет цвета, запаха, вкуса, поэтому она принимает форму сосуда, в которую налита. Вода может быть чистой и грязной. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе – лед, при нагревании – пар. Лед – твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит (белый, клубами, при охлаждении воды). При охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег – белый, мягкий, холодный, тает от тепла. Вода нужна всем для жизни. Развивается познавательный интерес, дети с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом.
2. Воздух – есть везде. Он прозрачный, легкий, незаметный, в нем легко бегать и ходить, его можно почувствовать (воздух). Некоторые животные могут летать – они приспособлены. Человек придумал разные приспособления для полета. Воздух нужен всем для дыхания. Человеку нужен чистый, свежий воздух. Проявляется в познавательном интересе – желание детей участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по его обнаружению.
3. Почва – земля, песок, глина и их свойства. Земля – темная (черная, серая), рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой; глина – желтая, плохо пропускает воду; песок – желтый, рассыпчатый, легко пропускает воду. Земля нужна всем растениям.
4.Камни – речные, морские, кусками угля, мела, гранита. Речные и морские – твердые, крепкие, различной формы, цвета и величины.
Уголь – черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им рисуют, хорошо горит и дает много тепла. Нужен заводам.
Мел – белый, твердый, хрупкий. Его получают из горной породы. Им можно рисовать.
Гранит – твердый, пестрый, разной окраски. Добывают в горах, обрабатывают, шлифуют – он становится гладким, блестящим, красивым. Выражается в познавательном интересе детей к практическим опытам с разными почвами, камнями, в добровольном участии в коллекционировании камней, в рисовании на участке.
5. Бумага – тонкая, шероховатая. Люди делают бумагу из дерева, на специальных заводах. Бумага может быть очень прочной – картон. Она размокает в воде, ей можно поджигать (она горит), можно резать. Из бумаги можно делать много вещей (одноразовую посуду, кораблики, картонные коробки, салфетки и т.д.) Проявляется в познавательном интересе – желание детей участвовать в проведении опытов с бумагой, в разных играх по обнаружению ее свойств и качеств.
6. Ткань – она мягкая и шероховатая. Люди делают ткань на заводах, чтобы шить седее одежду. Она бывает разных цветов и разного качества. Из одной шьют пальто – она очень теплая, из другой легкие платья для лета. Ткань можно стирать и с ней ничего не будет, ее можно стричь ножницами, или поджечь – она горит.Развивается познавательный интерес, дети с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с тканью.
7. Стекло – прозрачное, прочное, гладкое, без запаха. Вещи из стекла называются стеклянные. Стекло бьется, а осколком можно порезаться. Его нельзя резать, оно не горит.Выражается в познавательном интересе детей к практическим опытам со стеклом.
8. Дерево – не прозрачное, прочное, можно занозить руку, шероховатое, пахнет лесом. Его можно распилить, вбивать гвозди. Из дерева делают много предметов для людей. Дерево хорошо проводит тепло, горит. Развивается познавательный интерес к опытам и играм с деревом.
9. Пластмасса – гладкая, легкая, можно мыть, купаться с ней, можно раздавить на мелкие кусочки. Проявляется в познавательном интересе к опытам и играм с пластмассой
10. Соль – белая, кристаллическая, на вкус соленая, без запаха. Хорошо растворяется в воде. Используют в кулинарии.
11.Сахар – белый, без запаха, кристаллический, на вкус сладкий. Хорошо растворяется в воде. Используют в кулинарии. Можно растереть в порошок – получится сахарная пудра. У детей развивается познавательный интерес к данным материалам: они охотно участвуют в опытах и наблюдениях, высказывают различные мнения.
12. Металл – твердый, холодный, гладкий, тяжелый, тонет, прочный. Делают много предметов из металла.Проявляется в познавательном интересе к опытам и играм с металлом
13. Свет – идет от солнца, он теплый и приятный, нужен всем живым существам. Солнечные зайчики бывают, когда солнце светит в стекло. Если луч направить через лупу, можно прожечь бумагу. Потом люди используют солнцезащитные очки.Формируется понимание того, свет очень нужен, дети проявляют к нему большой интерес.
14. Электрический свет – это лампочка. Осветительные приборы в малом количестве и рационально размещенные по комнате, освещают ее по мере надобности в любое время. Дети с интересом исследуют дневной и электрический свет и его возможности.
В группе для развития познавательной активности и поддержания экспериментальной деятельности был создан Центр экспериментирования « Незнайка». В нём происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).Там есть различных материалы для исследования, соответствующие возрасту детей:
Природные материалы: образцы песка, глины, земли, камни, галька, ракушки, мел, железо, резина, пластмасса, дерево; семена цветов и овощей, образцы деревьев (шишки, желуди, каштаны), косточки, скорлупа орехов, вода и пищевые красители.
Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки, бусинки, веревки, шнурки, нитки, пластиковые бутылочки разного размера, разноцветные прищепки и резинки, винтики, гайки, шурупы и т.п.
Сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
Специальное оборудование: разнообразные трубочки, воронки, сито; стаканчики, тарелочки, ложки; шприцы, пипетки; весы, увеличительные стекла, лупы, магниты, измерительные приборы.
Коллекции: камней, ракушек, перьев, бумаги, ткани, пуговиц.
В своей практике я широко использовала метод проектов, как углублённого изучения предметов и явлений. Так, как проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги, а совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы. Дети и родители активно участвовали в познавательно- исследовательских проектах: « Зимушка красавица», «Овощи и фрукты –полезные продукты», «Вода – волшебница», « Воздух – невидимка», «Птицы», «Весна красна» и мн.др.
Используя в своей работе с детьми метод экспериментирования, я убедилась, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет многоуровневый эксперимент:
физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
личностный: узнает свои личные возможности;
волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях. Так как детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. В связи с этим, я и в дальнейшем буду работать в этом направлении. Хотелось бы собрать коллекции: «Железо», «Дерево», «Пластмасса», «Магниты»

Оксана Михалёва
Экспериментирование во второй младшей группе «Волшебная вода»

Экспериментирование в 2 младшей группе «Волшебная вода »

Цели :

1. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования .

2. Формирование представления о свойствах воды и степени его важности в жизни человека и всего живого на земле.

Задачи :

1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды : прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.

2. Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

Оборудование :

Краска гуашь, кисточка, прозрачные стаканы с водой, губка, резиновая груша, салфетки.

Исследовательская деятельность проводилась в 2 младшей группе .

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина : мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

«Разноцветная водичка»

Дать представление о том, что вода не имеет цвета , но ее можно покрасить.

Предложила детям приготовить клубничный сок, нужно было привлечь внимание детей элементом волшебства . Задала вопрос детям : «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с розовой краской, интересно, что получится. Какой это сок?» (Розовый –Клубничный) . Вода не имеет цвета , но при смешивании с краской, цвет изменяется.

Совместно с детьми сделали вывод, что при попадании краски в воду, она принимает её цвет.

«Тает льдинка»

Цель : Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и превращается в лёд, а потом тает в тепле.

Была предложена сказка детям. Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

После проведённого опыта был сделан вывод, что при попадании льда в тёплую среду (комнату) он тает. А при выносе воды на улицу он замерзает, превращается в лёд.

«Считалочка – купалочка»

Цель : Познакомить со свойствами воды : льётся, движется.

Предложила детям поиграть с водой, и обратить их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается и льётся.

Игра с водой :

Варим кашу для малышек,

(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу» .)

Тесто делаем для пышек,

(Месим воду, как тесто.)

Сладким чаем угощаем,

(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)

Ну а после – отдыхаем!

В ванночку – бултых!

После совместной игры сделали вывод, что вода имеет движение .

«Как вода гулять отправилась »

Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, грушей, салфеткой, вода может изменять направление движения и впитывается в предметы.

После проведённых опытов дети наглядно увидели, что вода легко впитывается и имеет движение.

Цель : Закрепить правильное дыхание, умение регулировать силу выдоха. Были взяты стаканы и трубочки для коктейля. В стакан налили воду и предложила детям выдыхать через трубочку спокойно воздух. Образовались пузырьки на поверхности воды – это воздух, который мы выдыхаем.

Сделали вывод, что при попадании воздуха в воду она бурлит.

Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

Итог : Вода – это жизнь , ни что живое на земле не проживает без воды. Люди, звери, растение нуждаются в воде, поэтому важно к воде относиться бережно.

Поэтому с дошкольного возраста необходимо воспитывать детей, экологически правильно, т. к дети это наше будущее.

Хотела закончить свою исследовательскую часть словами Альберта Эйнштейна «Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое.»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Волшебная вода» «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной к школе группе №12 «Звездочки» Тема: «Волшебная – вода».

Форма проведения: занятие – опыт. Цель: развить интерес к природе. познакомить детей с основными свойствами воды.

Конспект занятия по экспериментированию и познавательному развитию в младшей группе «Волшебная вода» Составила: Воспитатель ГБДОУ детский сад №1 СПб., Колпино Михайлова Е. Н Конспект занятия с применением по экспериментированию и познавательному.

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя» МБДОУ №1 г. Автор: Гринько Юлия Сергеевна, Думенова Юлия Александровна, воспитатели Майкоп Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности.

Конспект занятия «Волшебная вода, узнаем мы тебя» "Волшебная вода, узнаем мы тебя". Цели: - познакомить детей с некоторыми свойствами воды; - развивать анализирующее восприятие предметов.

Путятова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экспериментирование во второй младшей группе"
Дата публикации: 19.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка Путятовой Г.Н., воспитателя МБДОУ № 16

«Ласточка» ст. Новорождественской

Экспериментирование во второй младшей группе.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи

окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного

учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом

обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании

картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,

установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к

исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,

классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и

любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по

ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний,

с этическими правилами жизни в обществе.

Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности.

Познание окружающей действительности должно идти через практическое

получение и применение знаний, умений и навыков. Уже в дошкольном

возрасте дети достигают больших успехов в познании.

Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

предполагает решение следующих задач:

Формирование у детей диалектического мышления, то есть способности

видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с

помощью наглядных средств;

Развитие поисково-познавательной деятельности детей путем включения их

в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости,

критичности, самостоятельности

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском

саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах

изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со

средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

процессы.

Развивается речь.

Формируется самостоятельность, целеполагание, способность

преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения

определенного результата.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности,

формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения

общего уровня двигательной активности.

Место экспериментирования в течении дня в зависимости от характера

наблюдений и экспериментов, их проведение в распорядке дня может быть

Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая

сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в

уголке природы, в группе или на участке.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

Плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет

задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы

руководства экспериментом.

Эксперименты как ответ на детские вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель

не отвечает на него, а предлагает ребенку самому найти ответ, проведя

несложное наблюдение, опыт или эксперимент. Если работа не сложная, то

она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка,

воспитатель ее планирует.

В своей работе с детьми мы используем следующие приемы

руководства опытами и экспериментами:

1. Работа руками детей при помощи воспитателя

2. Совместная работа воспитателя и детей

3. Помощь воспитателя детям

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста,

занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить со

2-й младшей группы.

При наборе группы детей 3-летнего возраста в начале учебного года

первый вопрос, с которым сталкиваются педагоги, – их адаптация к условиям

детского сада. Это сложный период для родителей и воспитателей, а для

ребенка в большинстве случаев – это стресс.

Одна из главных задач воспитателя в период адаптации – заинтересовать,

увлечь ребенка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а для

этого его нужно постоянно удивлять. Но чем можно удивить ребенка?

Игрушки в данном случае дают кратковременный эффект.

Л. Г. Пыжьянова в статье «Как помочь ребенку в период

адаптации» отмечала, что игры с водой действуют на детей умиротворяюще

и обладают большими развивающими возможностями. В период адаптации

главным фактором является их успокаивающее и расслабляющее

воздействие.

Выбор игры в зависимости от эмоционального состояния ребенка

позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое

активно нами используется, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и

в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие

проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы

колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию,

пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами

некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей;

льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на

предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают

разные звуки; и др.

Мы проводим следующие эксперименты:

- «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из

влажного песка можно лепить.

- "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает

чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.

- «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то

появится тень.

- «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это

замороженная вода. И др.

- «Тонет - не тонет»

- «Какая вода на вкус»

- «Течет – не течет»

- «Льется – переливается»

В этом возрасте в экспериментировании воспитатель ставит цель опыта,

помогает детям продумать план его проведения, и вместе с детьми

осуществляет необходимые действия. Постепенно привлекаем детей к

прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы

подуем на одуванчик?"

Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование,

выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым,

развивая собственную исследовательскую активность детей. Например,

в опыте по ознакомлению со свойством воды – прозрачная.

Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко.

В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что

происходит. Затем совместно делаем выводы:

Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может

поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей нами

систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности

дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию мы

этого постоянно обновляем наглядную информацию по проведению

исследовательской деятельности.

Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в

Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к

исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее стали

обращаться за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Также родителям были предложены консультации по вопросам успешной

адаптации детей к ДОО, используя игры с водой в домашних условиях.

В ходе наблюдений за детьми мы вместе с родителями отметили, что

процесс адаптации детей к ДОО проходит стабильно, дети быстро

включаются в воспитательно-образовательный процесс, с увлечением играют

nailclients.ru - Сайт о косметологии