Статья на тему патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики

Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” ... Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят совершенно другую страну.

В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.

Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 17-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили:

  • деньги – 32,7 %;
  • деловая карьера и образование – 20 %;
  • получить от жизни по-больше удовольствия – 18,7 %.

Извечные же ценности собрали такие цифры:

  • любовь – 5,1 %;
  • действия ради будущего России – 4,4 %;
  • идеалы и вера – 2,7 %.

Среди учащихся школы было проведено социологическое исследование, которое показало, что считают подростки 11-14 лет наивысшими ценностями (в порядке убывания):

  • здоровье;
  • родители;
  • счастье;
  • деньги;
  • любовь;
  • жизнь;
  • природа;
  • мама-92 %;
  • 2 % ответили “не знаю”.

На вопрос “Самое главное в жизни – это... ” были даны следующие ответы:

  • здоровье;
  • моя семья;
  • родители;
  • учеба;
  • счастье;
  • мама;
  • доброта к окружающим;
  • любовь;
  • окружающие тебя люди;
  • хорошо закончить учебный год;
  • иметь собачку;
  • сама жизнь;
  • внимание.

Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей очень слабо, личностные заботы наших учащихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.

Дети более очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь “изюминку”. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы... ”?

Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.

Так что же такое “патриотизм”? Дадим несколько определений.

  • Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
  • Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
  • Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

А что же тогда патриотическое воспитание?

  • Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Давайте познакомимся с основополагающими принципами патриотического воспитания:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины;
  • системность;
  • преемственность и непрерывность в развитии молодежи;
  • многообразие форм, методов и средств;
  • индивидуальный подход.

Основными задачами патриотического воспитания являются:

  1. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
  2. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
  3. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
  4. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
  5. Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
  6. Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.

Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях деятельности:

  1. Пропаганда отечественной истории и культуры.
  2. Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.
  3. Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
  4. Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
  5. Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
  6. Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
  7. Поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
  8. Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
  9. Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
  10. Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
  11. Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

Преподаватель – организатор ОБЖ

Максимова Галина Ивановна

Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ

и во внеурочной деятельности

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы, у значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.

Выпускник школы, будущий защитник Отечества, должен быть высокообразованным, физически развитым молодым человеком, обладающий высокими моральными принципами.

Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить её и предпринять конкретные шаги. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

При составлении плана стараюсь работать в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, учитываю рекомендации военного комиссариата.

На занятиях по «Основам военной службы и ОБЖ» учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовки.

Занятия проводятся по следующим темам: строевая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, уставы вооруженных сил, огневая подготовка. В результате у многих изменилась негативное отношение к службе в Вооруженных Силах.

Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение музеев, кинотеатров. Поэтому я считаю, что на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. В нашей школе проводится внеурочная работа по военно-патриотическому воспитанию.

Традицией в школе стало проведение в школе месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества, месячник «Пожарная безопасность», проведение Дня призывника, Вахты памяти, Дня Победы, военно-спортивной игры «Зарница».

В ходе работы по гражданско-патриотическому воспитанию родились и другие традиции: шефство над местами захоронения и памятниками, помощь ветеранам. Все мероприятия в рамках месячника, начинаются и завершаются торжественной линейкой, где сначала раздаются путевые листы с запланированными мероприятиями, а по окончании вручаются грамоты и подарки. Все это оставляет неизгладимый след в душах ребят.

Различные по форме и содержанию конкурсы очень нравится ребятам, поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивной игре «А ну-ка, парни!», «Силовое четырехборье», «Стрелковый турнир», в военно-спортивной игре «России верные сыны!». Традиционным стало проведение операции «Память» (возложение цветов к памятнику павловцев, погибших в ВОВ), поздравление ветеранов на дому, выпуск стенгазет, посвященных годовщинам великих сражений, юбилейным датам Великих полководцев, подвигам земляков- Героев ВОВ, Дню защитника Отечества, оформление уголка «Наши выпускники на защите Отечества».

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Юноши посещают различные, как школьные кружки и секции, так спортивные секции на базе физкультурно-оздоровительного комплекса. В поисках рациональных путей и средств военно-патриотического воспитания учащихся разрабатывались различные мероприятия и привлекались ветераны войны, труженики тыла, военнослужащие запаса, представители военного комиссариата к работе с учащимися, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся предусматривает формирование развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания, обучения в школе; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую совместно с государственными структурами, общественными движениями и организациями.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей Военной истории, где учащиеся совместно с руководителем:

    Собирают материал об учителях, работавших в Школе № 2, участников военных событий 1941-1945 гг.

    Собирают материал о выпускниках, служивших в Афганистане и Чечне.

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории Гражданской и Великой Отечественной войн для учащихся. В Музее есть постоянно действующий экскурсовод Юндина Р.М., выступает перед учащимися и гостями школы и проводит экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: - первый директор «Белошевский А.Л. – участник ВОВ»; «Учителя и выпускники нашей школы - защитники Отечества”.

Много побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями. Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. 1941 год - на защиту Родины встали и жители города Красный Сулин, среди них были и учащиеся нашей школы. Участники поисковых отрядов нашли и встретились с ветеранами, участниками войны. И сегодня фотографии ветеранов войны занимают почетное место в нашем школьном музее:Куценко Николай Андреевич, Ряднов Петр Стефанович, Грабович Иван Георгиевич, Фатеев Василий Иванович, Шаповалов Иван Григорьевич, Демкин Николай Григорьевич, Гузеева Лидия Васильевна, Белошевский Анатолий Леонтьевич, Бондаренко Тихон Иванович,

Чеботарев Алексей Константинович. Их имена стали для нас символами мужества и чести.

Посещая школьный музей и знакомясь с биографией космонавта героя РФ генерал-майора Корзуна Валерия Григорьевича, выпускником нашей школы, учащиеся воспитывают в себе дисциплинированность, смелость, физические качества и положительное отношение к учебе. Многие ребята задумались над выбором профессии.

Посещение занятий по «Основам военной службы и ОБЖ» в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражается на учащихся. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа. Учащиеся старших классах становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору не только военной профессии, но и гражданской.

В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.

Разнообразие форм и методов гражданско-патриотического воспитания в начальной школе как условие формирования патриотизма у учащихся.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации традиционно являлось патриотическое воспитание граждан. В последние десятилетия все более заметной становится утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Характеризуя создавшееся в стране положение, В. В. Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Президент выразил уверенность, что все-таки для большинства россиян оно все же сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. «Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» .

В свете происходящего всё острее и глобальнее, на уровне государственной образовательной политики, встаёт вопрос о повышении значимости патриотического воспитания.

Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими силами служить его интересам. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способного успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и в военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения нет слов «патриот», «патриотическое воспитание», в нем используются слова «гражданин» и «гражданственность». Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни, однако оно тесно пересекается с патриотическим, нравственным, духовным и социальным развитием личности. Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), тесно связанных с его гражданскими качествами: любовь к своему народу, своему краю и своей Родине; уважение к ценностям семьи и общества; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; а также любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражатьформирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Гражданское воспитание в современном ритме жизни должно формировать у ребенка активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни. Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Таким образом, патриотическое воспитание и гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры государства.

Воспитание патриотизма в современных условиях, когда подрастающее поколение все чаще ориентируется на Запад, требует от педагога тщательно продуманного системного подхода. На наш взгляд, начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

Последние два года накануне 70-й годовщины великой победы во второй мировой войне предоставляют, на наш взгляд, особенно широкий диапазон возможностей для патриотического воспитания школьников. Этот период совпал с моим приходом в новую школу, в 1 класс. Мероприятия по патриотическому воспитанию стали проводиться мной систематически с первых месяцев обучения школьников.

Сначала работа проводилась на ознакомительном уровне, была направлена в большей степени на эмоциональную сферу детей и на развитие их творческих способностей. Во 2 классе мы начали вводить точные даты, исторические справки, увеличили долю самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Тема Великой Отечественной войны, жертв, принесенных советским народом, цены, заплаченной нашей страной в целом и каждой семьей в частности за победу, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Поэтому одной из наиболее значимых целей, которые мы ставили перед собой, было «оживить» те события, согреть их лично пережитыми эмоциями горя, радости, гордости, дать ребятам почувствовать свою сопричастность событиям далекого прошлого.

Мы начали нашу работу с проведения нескольких классных часов, посвященных Великой Отечественной войне, которые сопровождались демонстрацией фотографий, видео-роликов, музыкальным сопровождением. Дети смотрели ролики и хроники о Великой Отечественной войне с большим желанием, а потом задали ряд вопросов о предметах военного быта, об оружии, о возрасте, с которого молодых людей брали на фронт. Все эти вопросы свидетельствовали о глубокой заинтересованности детей. Чтобы удовлетворить их интерес, мы пригласили в класс музейных работников с выездными лекциями о детях войны, истории шинели, животных, которые помогали человеку воевать и выживать в этих страшных условиях. Ребята с интересом разглядывали принесенные экспонаты (письма, фотографии, предметы, связанные с войной). Особенно внимательно учащиеся слушали рассказы о детях, которые участвовали в войне, о том, что им довелось пережить. Ощутив, что эта тема особенно глубоко их волнует, мы дополнительно провели в школьной библиотеке литературный час «Маленькие герои большой войны». Дети с огромным желанием записали авторов и названия книг о юных участниках войны, 17 человек из 24 действительно взяли эти книги в библиотеке и прочитали их. Затем мы сами посетили музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты.

Интересной и показательной, на наш взгляд, оказалась следующая работа. На уроках литературного чтения мы дважды проделывали однотипные действия: прочитав и разобрав произведение о войне, дети под моим руководством выделяли этапы сюжета (завязку, развитие действия, кульминацию, развязку), рисовали иллюстрации к каждому этапу и устраивали выставку рисунков «Рассказ о войне в иллюстрациях». Сравнение иллюстраций наглядно показало, что после проведенных классных часов, лекций сотрудников музея и посещения музейных экспозиций ребята гораздо лучше стали представлять себе, как выглядели солдаты, что представлял собой их быт, как проходили сражения.

Следующим шагом стала организация встреч с ветеранами войны и тружениками тыла. С каждым годом все меньше становится участников и очевидцев тех страшных военных лет. Если мы не проявим бережливого внимания к воспоминаниям воевавших, не передадим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки (в надежде, что, когда придет время, они поступят так же), связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться сохранить, восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют отношение к тем далеким военным событиям, пусть и опосредованное.

На личных встречах с ветеранами дети имеют прекрасную возможность услышать об ужасных и радостных моментах войны из первых уст. Память старшего поколения, которую они несут ребятам в своих простых рассказах о пережитом, врезается в детские души очень глубоко. Ведь одно дело, когда тебе говорит об этом учитель в классе, и совсем другое – впечатление от рассказа участника той страшной войны. Кроме того, современная молодежь порой бывает жестока и нетерпима в своем восприятии пожилых людей, их переживаний, не чувствует, что Ветераны Великой Отечественной войны –люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела, величайший пример патриотизма и самоотверженности. Бережность, чувство благодарности к ним должно начать формировать и воспитывать с детства.

В этом году наш класс встречался с Ситниковым Игнатом Деевичем, ветераном труда и испытателем ядерного оружия, и Чернобай Ниной Никифоровной – труженицей тыла. По окончанию беседы ветераны неожиданно угостили детей пряниками, которые считались на войне большим и редким лакомством. После такого рассказа воспринимали их ребята уже совсем по-другому. Даже те дети, которые не любят пряники, не считают их лакомством, ели их с удовольствием. На этапе рефлексии в ходе беседы, которую мы проводили после посещения ветеранов, практически все учащиеся говорили, что эти пряники были особыми, показались им необыкновенно вкусными. Ребята, в свою очередь, подарили ветеранам подарки и рисунки. Встреча была незабываемой, полной впечатлений. На ней было сделано немало фотографий – каждый хотел обязательно сфотографироваться с участниками трагических событий – из которых позже составили фотоотчет.

Ряд последующих мероприятий мы объединили темой благодарной памяти современного поколения к участникам войны, которым удалось выжить в этих страшных испытаниях, и которые погибли, защищая свою Родину.

На уроках технологии учащиеся работали в группах над творческим проектом открытки «Спасибо за победу»: необходимо было продумать оформление и содержание открытки, сделать ее, а затем защитить свой проект. Каждый ребенок вложил свою фантазию, творчество, написал пожелание ветеранам войны.

Впервые в этом году решились на исследовательскую работу: под моим руководством ученицей 2 класса был подготовлен проект «Великая отечественная война и ее роль в судьбе моих прадедушек». В работе девочки над проектом участвовала также ее семья; ученица собирала песни военных лет (песни, которые произвели на нее особенно сильное впечатление, были записаны на диск, прослушивание и обсуждение которого было организовано в классе), документы, награды, свидетельствовавшие об участии ее прадедов в войне. В процессе сбора необходимых материалов ученица опрашивала родственников, которые еще помнят ее прадедушек и хоть что-то могли рассказать об их жизни, посетила краеведческий музей по месту их жительства (село Костино Алапаевского района), военкомат; мы работали с сайтом «Мемориал» и другими информационными интернет-источниками. Работа была проделана очень большая. На выступлении в районном конкурсе исследовательских проектов, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в рамках городской краеведческой игры «Я- тагильчанин», наш проект занял II место, получил Диплом второй степени. На защите проекта на конкурсе учебно-исследовательских работ младших школьников «Юный исследователь Нижнего Тагила» ученица заработала 61 балл из 90, получила грамоту за социальную значимость проекта. На вопрос комиссии: «Для чего ты собирала песни военных лет?» ребенок ответил коротко и в то же время исчерпывающе: «Чтобы почувствовать, что испытывали тогда люди».

Последний классный час о войне мы завершили минутой памяти, сопровождающейся заставкой вечного огня и соответствующей мелодией. Это очень сильно подействовало на школьников, на формирование чувства сопереживания, сопричастности детей. Мы организовали поход к памятнику боевой славы, возложили цветы к его подножию.

Двухлетняя системная работа по воспитанию у детей патриотических чувств дала свои результаты. Например, это отразилось на отношении ребят к участию в различных мероприятиях, конкурсах, связанных с темой войны. Оно стало гораздо более серьезным и осознанным, ребята демонстрировали желание работать вместе и заинтересованность, и в итоге добились успеха. Всем классом рисовали стенгазету, посвященную Дню победы, которая была признана одной из лучших в школе. Участвовали в конкурсе военно-патриотических песен, исполняли песню «Солнечный круг» большим хором 2-х классов, реквизит (солнце, голуби и небо) готовили и раскрашивали сами. Выступили отлично, родители, которые присутствовали на конкурсе, были очень довольны и гордились своими детьми. Наш рисунок «Маршал Жуков на коне» был размещен на выставке в здании ГДДЮТ. Мы приняли участие в смотре-конкурсе «Поколение «дети войны» глазами детей XXI века», посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Получили благодарность от Нижнетагильского местного отделения Общероссийской общественной организации «Дети Войны». Каждый год мы участвовали в городской игре «Я – тагильчанин», и в этом году заняли первое место в параллели среди начальных классов.

Младший школьный возраст – это период существенных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым школьником на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он прочитал, выучил, а то, что он пережил, поэтому знает и помнит, и этот опыт определяет его действия и поступки. Поэтому гораздо более важными результатами, по моему мнению, стало то, что я замечаю, как мои дети, слушая рассказ о войне, замирают, а некоторые даже не могут сдержать слезы. Мои дети гордятся тем, что они родились и живут именно в России, они умеют уважать пожилых, готовы отдать свои игрушки для детей-сирот, поздравить ветеранов, понимают, что нашу Родину нужно беречь и защищать.

Уроки Великой Отечественной войны – это уроки жизни, нашей с вами жизни, как в прошлом, в настоящем, так и в будущем. А каким оно будет, зависит от нашей с вами работы по патриотическому воспитанию сегодня…

Наталья Калошина
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В постсоветском обществе искажены представления о доброте, милосердии, справедливости; гражданственности и патриотизме. Рост агрессивности и жестокости неизбежно провоцирует высокий уровень детской преступности. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Насаждаемая вседозволенность разрушает институт семьи, формирует у детей внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Канули в прошлое идеологически значимые праздники, детские и юношеские общественно-политические организации; культивируется негативная информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием и социальным расслоением; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.

В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России. Поэтому на современном этапе особенно актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей .

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы дошкольного образования является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают , какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует нового подхода к обучению и воспитанию детей , организации всего образовательного процесса.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать пат-риотизм у дошкольников : чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть э то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок на-чинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания , развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели определены следующие задачи :

Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отноше-ния ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.

- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаям, традициям.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинаете с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама - самый дорогой и близкий человек. Огромную работу прово-жу с детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Вместе с детьми изготавливаю подарки, открытки, приглашения на праздники, организовываем тематические выставки.

В процессе всей работы использую НОД особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал, стараюсь превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Экскурсии по родному городу, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям города, с памятниками нашего города. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы “возвращаются” вновь к увиденным кадрам.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особен-ность патриотического воспитания детей .

Участвуем с детьми в народных праздниках : “Веснянка”, “Маслени-ца”, “Пасха”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами по-знавательного и художественного характера, иллюстративно - дидакти-ческим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую про-изведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития . В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки , восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводится много НОД, где дети могут самостоятельно исследовать какую-то проблему.

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит иг-ре, так как она является основной деятельностью дошкольника . Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры - драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров : кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры красной чертой проходит нравственное , эстетическое, физическое воспитание детей . Дети старшей и подготовительной групп всегда демонстрируют свои “артистические” способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр - синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет.

Очень большая работа проводится к Дню Победы. В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок “Мы помним”. В группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фотоальбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портрет президента. Дети бережно относятся к предметам, когда - то принадлежавшим их прадедушкам и родным.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчи-во, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повсе-дневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. На-родная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хо-рошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги - сло-вом, обеспечивает эмоционально - психологическое благополучие.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ : “День защитника Отечест-ва”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выста-вок детского творчества “Великий праздник День Победы”.

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию.

Воспитание патриотических чувств, представляет собой совокуп-ность общечеловеческих ценностей : понятия любви, дружбы, добра, ис-тины сливаются с познавательной активностью, представлениями о со-временной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в буду-щем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, по-скольку считаю, что патриотизм - главная черта русского народа, он по-могает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А.Н.Толстой.

Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине.Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественныхотношений.

В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно - игровую, продуктивную, трудовую, художественно - литературное творчество.

Совместно с родителями в группе создан уголок по патриотическомувоспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации, Республики МарийЭл и ее столицы - города Йошкар-Олы, а также куклы в национальных платьях: русском и марийском. В уголке имеются различные карты России и МарийЭл, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Йошкар-Олы, книгами об истории и достопримечательностях русского имарийскогонарода, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела».

Для занятий по патриотическому воспитанию были разработаны конспекты занятий, подобраны сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Совместно с родителями и детьми созданмакет«Русская изба» с внутренним убранством и макет «Мой город». Получился очень красочный наглядный объемный макет города с дорогами, домами, дорожными знаками. Дети определяли местонахождение нашего детского сада, близлежащих магазинов, школы и т.д. Эти макеты используем в других видах деятельности: на занятиях, в самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществлялась через следующие формы работы:

  • совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама - самая лучшая»,«Мой папа служил в Армии», «Бабушка рядышком с дедушкой»);
  • участие на праздниках и утренниках (соревнование «Мама, папа, я - спортивная семья», Новый год);
    • участие родителей и детей в городских мероприятиях, посещение библиотек и музеев, в акции («День Плюшкина»), вблагоустройстве ДОУ;
  • Участие в конкурсе «Любимая подвижная игра», «Сочиняем вместе».

В «Уголках для родителей» были выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. Было проведено анкетирование «Что такое патриотизм?»иродительское собрание «Воспитываем патриотов».Родители были активными участниками во всех мероприятиях, проводимых в группе: оформляли рисунки семьи, дома, генеалогическое древо, герб семьи.

В своей работе использовала различные формы работы с детьми:

  • Познавательные занятия:

Изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о Москве - столице России, о её истории.

- «Марий Эл - мой край родной», «Йошкар-Ола - столица Марий Эл» - знакомство детей с культурой и традициями родного края.

- «Герои войны», «Дети-герои» - знакомство сподвигами российских солдат, проявлявших героическое мужество в те страшные для Отечества времена.

  • Чтение художественных произведений: народных, экологических сказок, марийских сказок, рассказов, стихов о природе.
  • Беседы - рассуждения, создание проблемных ситуаций. Следует отметить речевую работу: обогащение и активизацию словаря, умение высказывать свое мнение, составлять рассказы по ознакомлению детей с родным городом, краем.
  • Организованное наблюдение окружающей действительности: кто и что их окружает, как трудятся люди, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.
  • Продуктивная деятельность. Чем интереснее было наблюдениеокружающего, тем содержательнее становилось детское творчество.Дети с увлечением рисовали родную природу и любимый город, создавали фотоальбомы, делали поделки из природного материала.
  • Экскурсии: в краеведческий музей им Т.Евсеева, в музей леса, к монументам, к вечному огню с возложением цветов.
  • Утренники и развлечения: «Защитники Отечества», «День Победы».С традициями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках: «Осенины», «Масленица», «Пасха», «Праздник Березки».
    • Участие на конкурсах:

-«Йошкар-Ола - цветущий сад» - победитель городского конкурса в номинации «Самый творческий воспитатель»;

- «Йошкар-Ола – мой любимый город»- победитель городского конкурса;

Конкурс художественной самодеятельности среди ДОУ г. Йошкар-Олы «Юные таланты 2015» с танцевальной композицией «Синенький скромный платочек» - выступление на гала концерте и благодарность.

Городская литературная конкурсная игра «По дорогам сказок», посвященной году литературы в России – диплом III степени за 3 место в командной игре по мотивам русских сказок;

Республиканский конкурс «В мире финно-угорских сказок» - грамота; «Медвежонок - символ заповедника» - участие;

Всероссийский конкурс «Любят дети детский сад» - победители и благодарность;

Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

Можносделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается,прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Библиографический список:

1. Александрова, Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотическоговоспитания в ДОУ».

2. Баранникова, О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма вдетском саду».

3. КомратоваН.Г, Грибова,Л.Ф, «Патриотическое воспитание детей », М., 2007г.

4. Костина, Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996

5 Новицкая, М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003

6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям М, 1980

7. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972

nailclients.ru - Сайт о косметологии